Туризм как эмоциональная и физическая подготовка школьников.
В настоящее время развитие полноценного члена общества требует от учителя подготовки физически здоровых школьников, адаптированных к условиям современной жизни. Естественно, что спорт способствуют оздоровлению организма и воспитанию морально-волевых качеств, но современная погоня за спортивными достижениями негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Поэтому туризм как средство подготовки к безопасной жизнедеятельности, которое максимально решает проблемы воспитания, образования, одновременно учит жить в гармонии с природой, а порой выживать в современном мире.
Выделение большего количества часов и изучение туризма не только как оздоровительного и прикладного вида спорта, но и как способа правильного действия в экстремальных ситуациях делает процесс обучения несомненно способствующим формированию прочных навыков самозащиты и определенной безопасности, адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к опасным видам деятельности. Но одних уроков очень мало, для стойкого результата требуется воздействие семьи и общества. Именно поэтому, в плане практической реализации, этот раздел самый сложный, так как подготовка школьника к адаптации в условиях современной жизни – комплексный процесс, который не укладывается в рамки школьного урока и требует дополнительных средств и способов обучения и воспитания.
Поэтому я использую внеурочное занятие в кружке по туризму. Такая подготовка позволяет объединить теоретическую, практическую подготовку по мерам безопасности в различных ситуациях. Школьник живет этими ситуациями, а не заучивает теоретическую информацию по учебнику сидя за партой. С целью психологической подготовки, учащихся учу жить и работать в коллективе, в процессе обучения привожу различные примеры из жизни, организовываю походы (в любую погоду и с любым снаряжением, или с отсутствием снаряжения). Физическая подготовка туриста заключается в закаливании, воспитании выносливости и многих других физических качеств. Результат занятий спортивным туризмом – физически и психически здоровые школьники, приобретшие жизненно важные навыки, адаптированные к суровым условиям современной жизни, готовые трудиться, принимать решения, жить и взаимодействовать в обществе.
В школьном туризме действуют две стороны - участвующая и организующая. По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. В чистом виде самодеятельный туризм в школе - это так называемые самовольные походы и поездки детей без участия школы, по секрету от администрации. Для школы такой туризм - явление отрицательное.
Туризм в нашей стране стал массовым явлением, одним из самых доступных и эффективных видов полезного отдыха. Правильно подготовленный и хорошо проведенный туристический поход благотворно влияет на здоровье, физическое развитие, укрепляет и закаливает организм. Туризм в средней развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы, они содействуют осуществлению уровня трудового и нравственного воспитания школьников. Ведущая роль в организации работы туристических кружков в школах и отводится учителю, руководителю кружка. В зависимости от изучаемой программы, ее содержания, специфики и особенностей, состава кружка, конкретных местных условий учитель намечает объекты исследователя, определяет формы и методы работы, руководит занятиями и работой юных туристов. Цель – теоретически изучить туристскую подготовку и практическое применение результатов на практике в туристическом походе.