Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Значение ансамблевой игры и ее влияние на формирование и развитие исполнительских навыков на начальном этапе обучения учащихся

Цель урока -формирование и развитие исполнительских навыков на начальном этапе обучения учащихся Задачи урока 1.Обучающая -синхронность действий за инструментом -формирование ритмического чувства -чтение ансамблевой партитуры 2.Развивающая -развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели. -развивать музыкальное воображение и представление. -развитие чувства ритма, слуха, памяти, координации движений. 3.Воспитательная -воспитание чувства ответственности -воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах, формирование художественно-эстетического вкуса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План-конспект открытого урока преподавателя по классу фортепиано Алоян С. Ф. с учащимися второго класса

Горобцовой Натальей и Рудь Оксаной

Дата проведения: 24.10.2020г.

Тема урока: «Значение ансамблевой игры и её влияние на формирование и развитие исполнительских навыков на начальном этапе обучения учащихся».

Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления, учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе.

Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях по сольфеджио, по специальному фортепиано.

Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по специальности, хору способствует формированию их музыкального кругозора.

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.

Тип урока: обучающий, познавательный.

Форма занятия: мелкогрупповая,парная-фортепианный ансамбль

Цель урока:

-формирование и развитие исполнительских навыков на начальном этапе обучения учащихся

Задачи урока:

1.Обучающая:

-синхронность действий за инструментом

-формирование ритмического чувства

-чтение ансамблевой партитуры

2.Развивающая:

-развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели.

-развивать музыкальное воображение и представление.

-развитие чувства ритма, слуха, памяти, координации движений.

3.Воспитательная:

-воспитание чувства ответственности

-воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах, формирование художественно-эстетического вкуса.

Методы урока:

- словесный – опрос, разъяснение, объяснение, беседа на разных этапах занятия;

- повторы - неоднократное исполнение с исправлением ошибок.

- слуховой анализ – прослушивание музыкального произведения;

- наглядно-слуховой – разбор произведения по нотам;

- сравнительный – сравнение индивидуальной игры с исполнением преподавателя;

Оснащенность: фортепиано, два стула, нотные сборники

Этапы работы:

ПЛАН УРОК

1.Организационный момент

2. Работа над ритмическими упражнениями

3.Игра простых четырёхручных пьес.

4. Закрепление полученных игровых навыков.

5. Домашнее задание.

4. Заключение.

Ход урок

Преподаватель- Здравствуйте! Сегодня у нас завершающий урок в первой четверти с учащимися второго класса Горобцовой Натальей и Рудь Оксаной. Девочки первый год обучаются ансамблевому исполнительству, точнее всего лишь семь уроков. На этом уроке мы закрепим наработанные первые исполнительские навыки в ансамбле. Девочки, достаточно осознанно садятся в пару и начинают понимать особенности ансамблевого исполнения, которые заключаются, конечно же прежде всего в синхронном исполнении.

В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля.

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Ритм – один из центральных элементов музыки.

Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога.

Почти всегда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями что может деформировать верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение.

Мы занимаемся по сборнику Ж.А. Пересветовой «Школа фортепианного ансамбля». Это пособие, на мой взгляд, очень взвешенно и поэтапно даёт возможность детям постигать очень увлекательный, но в то же время сложный вид музицирования. Игра в ансамбле ставит перед учащимся очень большой спектр задач, которые необходимо уметь решать сиюсекундно. И без такой предварительной и основательной работы над ритмическим чувством, организацией рук, в дальнейшем игра в ансамбле не приведёт к успешному исполнению.

Несколько разных по своему ритмическому содержанию упражнений, где девочки должны точно увидеть и услышать паузы. А так же различные ритмические варианты с разной ритмической группировкой. Это и упражнения с триолями, пунктирным ритмом, затактовым вступлением. Предлагаю играть не от одинаковых звуков, а образовать определённое интервальное звучание. Игра упражнений должна перейти в плоскость маленьких ритмических пьес, где каждая из них имеет свой характер звучания и соответственно, и определённый художественный образ или замысел.

Перед тем как сыграть упражнение, девочки поочередно анализируют каждая свою партию, выявляя особенности. Они дополняют друг друга. Такая работа очень эффективна и положительно отражается в работе над сольными пьесами на уроках специальности, при разборе новых произведений, при читке с листа. Так же это и закрепление теоретических знаний, которые применяются на уроках сольфеджио. Причём моё пожелание, как можно быстрее и точнее проанализировать пьесу. А для того чтобы этот этап прошёл как можно активнее, я предлагаю девочкам поочередно называть все детали и нюансы, которые они видят. Такой способ очень раззадоривает учеников, и они охотно втягиваются в процесс анализа. Это- игровой элемент и он очень нравится детям на уроках ансамбля.

Следующим этапом в нашем уроке идёт игра уже маленьких пьес, обработки народных песен. И вот здесь уже определённые навыки, которые прорабатывались на ритмических упражнениях, находят своё воплощение, в пьесах. Здесь, помимо ритмических наработок, есть определённые задачи, которые должны привести к цели ансамблевого исполнения. Девочки учатся читать партитурно изложенный материал. Умение следить глазами и не потерять свою партию. Здесь происходит активное чередование рук. Обилие пауз, разнообразие динамических оттенков, штрихов- и всё это в точной ритмической пульсации. Предваряет игру каждой пьесы- анализ. Это необходимая составляющая работы на уроке.

Первые шесть пьес из сборника:1. «Хоп, хоп скачи, лошадка, галопом» (немецкая народная песенка) обр. Ж. Пересветовой. 2. «Эхо» Ж. Пересветовой 3. «О, Сюзанна» С. Форстер пер. Ж. Пересветовой 4. «Рубен и Рэйчел» обр. Ж. Пересветовой 5. «Арканзасский путешественник» обр. Ж. Пересветовой 6. «У старого Макдональда была ферма» обр. Ж. Пересветовой.

Исполнение каждой из этих пьес требует от учеников большого внимания, определённого умения:

- осознание строения фразы (деление на мотивы), её динамику (начало, подъём, кульминацию, спад) независимо от инструмента;

- владение средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить своё художественное намерение;

-умение слушать себя, своё исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.

Основным условием осмысленного исполнения является слышание мелодии. Поскольку переложение этих пьес построено таким образом, что мелодия сосредоточена в двух партиях и плавно перетекает их одной в другую. Обязательно надо понимать и слышать движение мелодии, особенности построения, тогда и исполнение в ансамбле будет более слаженным. В домашней работе, дети должны учитывать это и при проучивании, необходимо в начале выучить саму мелодию. Для этого можно сыграть её одной рукой, чтобы просто запомнить мелодию. При этом обязательно всё высчитать, обратить внимание на динамику. Когда такая детальная работа будет проведена дома, то на уроке будет гораздо легче всё объединить в ансамбль.

После исполнения преподаватель просит озвучить те проблемы, с которыми каждая из них столкнулась.

Домашнее задание

Простучать и проиграть ритмические упражнения №25, и №26. Разобрать пьесу «Ручеёк» Д. Томпсона. Определить движение и строение мелодии. Играть, объединив две партии в две руки.

На этом занятие окончено. Благодарю за урок. До свидания!

Анализ урока.

Ансамблевая игра способствует развитию комплекса специфических способностей: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных навыков.

Психологически, коллективное музицирование придает ученику больше творческой смелости, желание общения с публикой, артистизм.

Ансамблевое музицирование, как форма учебной работы, требует умелого педагогического руководства и рационально продуманной методики. Работа по ансамблевой подготовке в силу своей задачи и специфики требует гибкой репертуарной политики. Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием. Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

Целью данного урока было формирование первоначальных навыков игры в ансамбле. При помощи разнообразных методических приёмов, а также психологических нюансов, которые в ансамблевом исполнении играют не последнюю роль преподавателю удалось добиться исполнения задач, поставленных на этом занятии. Учащиеся проявили музыкальную активность, неподдельную заинтересованность и старались добиваться результата в каждом задании. Урок интересный, динамичный, результативный.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области