Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 г. Тюмени
Конспект образовательной деятельности
по познавательному и художественно эстетическому развитию
«Тюменский ковер»
подготовительная группа (6-7 лет)
по теме недели «Мой город, моя страна»
Воспитатель: Рахматуллина Оксана Николаевна
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с Тюменским ковром, его историей, особенностями, учить выполнять ковер из коротких цветных нитей.
Развивающие:Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности,
вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям народных мастеров.
Материалы: салфетки (клеенчатые, тканевые, ножницы, клей, нитки красного, зеленого и черного цветов.
Словарная работа: махровый ковер, ткут,
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Я хочу вас сегодня пригласить в путешествие.
Стук в дверь. Заходит Старик Хоттабыч.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел, вы его узнали.
Дети: Это Старик Хоттабыч
Старик Хоттабыч: Здравствуйте дети
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Хоттабычем.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя земля
Мы проснулись очень рано,
Мы приветствуем тебя.
Старик Хоттабыч: Ребята я приглашаю вас в необычное путешествие. На чем можно отправиться в путешествие.
Дети: на самолете, поезде, автобусе и т.д.
Воспитатель: Чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие, надо отгадать загадку:
На полу улегся мило
По нему с утра ходила
Ноги тонут, как в песке
Но шагают налегке
А еще на нем летают!
В сказке всякое бывает!
И красив, не нужен спор!
Мягкий, ласковый ……..
Дети: ковер
Старик Хоттабыч: Правильно ковер, я принес его с собой, но ковер не простой, а волшебный.
Дети: Это обычный ковер.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Потому что он не летает.
Старик Хоттабыч: Давайте мы с вами скажем волшебные слова и отправимся в путешествие.
Воспитатель: Присаживайтесь, повторяем волшебные слова:
Ты лети, лети, ковер,
С облачка на облачко.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Воспитатель: Ребята посмотрите, куда мы прилетели, кто это изображен?
Дети: Овцы, бараны, ягнята.
Воспитатель: Давайте Хоттабычу расскажем про этих животных. Составьте рассказ предложенной схеме: Какое это животное дикое или домашнее, где живет, чем питается, какую пользу приносят.
Дети: Овца домашнее животное, живет у человека, питается травой, из овечьей шерсти вяжут варежки, носки т.д.
Воспитатель: Еще из шерсти овец ткут ковры. Натуральное сырье – чистая овечья шерсть – делает изделия практичными и полезными для здоровья.
Воспитатель: Скажите, а вы хотите узнать, как изготавливают ковер.
Дети: Да
Воспитатель: А ты Хоттабыч
Старик Хоттабыч: Да
Воспитатель:Ковер ткали в ручную, привязывая к основе с помощью узелков разные цветные нити. Провязав ряд узелков, проводили нить утка и после этого ворсинки аккуратно подстригали, выравнивая их по высоте. (Рассматривание ткацких станков)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ковры и что на них изображено.
Воспитатель: посмотрите, здесь изображен Тюменский традиционный махровый ковер – один из самых ярких и самобытных промыслов Сибири с богатой историей. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд и поэтому ковровый промысел получил название «Тюменский».
Воспитатель: Ковры использовали для украшения стен, покрытия сундуков и лавок, а также для возков, и в качестве одеяла для путешествий на лошадях в зимнее время. Ямщики в дальних поездках коврами покрывали самих лошадей.
Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство.
Игра "Кого не стало"
Дети двигаются под музыку, когда музыка останавливается, воспитатель накрывает одного из детей покрывалом. Дети угадывают, кого нет.
Воспитатель: А нам пора возвращаться, садимся на ковер говорим волшебные слова
Ты лети, лети, ковер,
С облачка на облачко.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие цвета использовались в традиционном тюменском ковре.
Дети: Фон черный и яркие цветы.
Воспитатель: Мы будем выполнять коллективную работу, одни будут нарезать нитки на маленькие отрезки, другие будут приклеивать нитки на основу и придавать вид готового изделия.
Воспитатель: Хоттабыч ты тоже присоединяйся к ребятам.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие, что больше всего понравилось, запомнилось.
Ответы детей…
Старик Хоттабыч: Ребята мне пора возвращаться домой, до свидания.
Воспитатель: На память мы тебе подарим наши ковры, пускай они тебе напоминают о нас.