Автор: Епифанцева Светлана Ивановна
Место работы: ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта», г. Шлиссельбург
Теория без практики суха, практика без теории слепа
Мотив в песне –это стройная система нот. Зададимся вопросом: «Что такое мотив обучения»? Это основа мышления, заставляющая студента испытывать положительные эмоции от выполнения учебных заданий и почувствовать себя личностью? Это стройная система обучения, в которую входит общеобразовательный, практический, эстетический и эмоциональный циклы. Все вместе это составляет технологию. Слово технология возникло в Греции и обозначало «системную трактовку». Состоит оно из двух слов: «техно» - ремесло, наука, и «логия» - слово. В английском и французском языке понятие «технология» подразумевает систематическое рассмотрение процессов, методов и инструментов.
Сегодня технология воспринимается уже не только как производственный акт, но и как практически любая целенаправленная деятельность, осуществляемая по каким-либо правилам. Она имеет отношение к любой сфере деятельности том, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально добиться результата?
К сожалению, подростки не всегда приходят для обучения профессии с готовой внутренней мотивацией. Зачем я пришел – сам не знаю. Да к тому же, они имеют за плечами «небольшой багаж» знаний. Одним из ведущих мотивов поступления в профессиональное учебное заведение для многих является стремление к самоутверждению: если в школе учителя считают многих из них «нулями без палочки», то в техникуме подростки в тайне мечтают о том, что педагоги и мастера производственного обучения будут относиться к ним совершенно по - другому.
Вот здесь-то добиться эффективного и рационального результата еще сложнее. В настоящее время наша образовательная система призвана решать актуальные проблемы: обществу нужны люди самых разных профессий, но каждый в своей профессии должен быть творческим работником, мыслящим человеком с разносторонне развитыми качествами.
Как мы достигаем этой задачи, чтобы создать внутреннюю мотивацию познавательной деятельности, мышления студентов?
На уроках специальных дисциплин педагоги развивают познавательный интерес студентов, формируют у подростков духовные и нравственные ценности.
Вот некоторые из приемов, которыми пользуются педагоги на своих уроках для получения большего результата в освоении своего предмета:
Таким образом, применяя различные приемы при ведении уроков специальных дисциплин, преподаватели техникума стараются научить студентов мыслить и оперировать своими мыслями, направлять полученные знания на разрешение профессиональных задач, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию.