РАБОТА ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.
В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально-опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.
Как видно, принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. В соответствии со спецификой жизненных условиях конкретного ребенка, негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную методику педагогической реабилитации. Для решения этой задачи в системе образования была введена новая должность – социальный педагог.
В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом – создании атмосферы доверительности отношений «социальный педагог – ребенок»
-подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
-тесное взаимодействие с семьей ребенка;
- постоянная связь с супервизором, консультантом
В более конкретном плане предложенные выше принципы работы социального педагога могут быть представлены в виде следующих практических рекомендаций.
Создание доверительных отношений ребенком требует наличия у социального педагога, наряду с психологической техникой, информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно производить по предлагаемой ниже матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.