Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

Методическая разработка урока истории «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны» по по профессии 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки наплавки предполагает продолжение работы по построению модели обучения, которую отличает сочетание педагогического управления с инициативой и активностью студента. Студенты получают навыки участия в дискуссии, диалогового общения с окружающими, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Совместная деятельность способствует развитию критического мышления, умения высказываться, отстаивать свое мнение, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Интерактивная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Методическая цель внедрение интерактивных технологий как способа интеллектуального развития личности и формирования критического мышления.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГАПОУ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А.АФАНАСЬЕВА»

Методическая разработка урока

«Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

Предмет «История»

программа подготовки специалистов

по профессии  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Разработал(а) :преподаватель общеобразовательных дисциплин

Янченко А.Н.

Брянск 2021

Пояснительная записка.

Методическая разработка урока истории «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны» по по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) предполагает продолжение работы по построению модели обучения, которую отличает сочетание педагогического управления с инициативой и активностью студента.

Студенты получают навыки участия в дискуссии, диалогового общения с окружающими, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Совместная деятельность способствует развитию критического мышления, умения высказываться,  отстаивать свое мнение, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Интерактивная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

Методическая цель: внедрение интерактивных технологий как способа интеллектуального развития личности и формирования критического мышления.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: урок-диалог.

Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах, коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

Методы и приемы обучения:

-         работа с историческими источниками;

-         беседа с элементами дискуссии.

Оборудование: компьютер,презентация, мультимедийная доска, раздаточный материал ( документы), карточки с заданиями.

Информационное обеспечение.

Основные источники:

Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы:

Цели занятия:

 Образовательные:

усвоение обучающимися сущности понятия «холодная война», причин возникновения холодной войны, ее влияния на международные отношения и

последствий для развития мировой политики; актуализируя опорные знания, обеспечивать осмыслению и усвоению знаний об итогах Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; обеспечить усвоение обучающимися знаний о мировой политике после Второй мировой войны и выяснение причинно – следственных связей между политикой проводимой СССР и США в развязывании «холодной войны»;

Развивающие:

- развитие мыслительных навыков обучающихся;

-развитие умений работать с историческими источниками;

- развитие умений формулировать и аргументировано излагать свою точку зрения;

Воспитательные:

воспитание неприятия нетерпимости, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности; продолжить формирование интереса к истории;

Новые понятия: «Холодная война»; план Маршалла; доктрина Трумэна; экспансия, «доктрина сдерживания и отбрасывания коммунизма», Организация Варшавского договора (ОВД), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совет Экономической Взаимопомощи СЭВ).

Даты и события:

1945-1949 г.г. – укрепление позиций СССР в странах Восточной Европы.

5 марта 1946 г. фултонская речь У. Черчилля.

Январь 1947 – план Маршалла

Март 1947 – доктрина Трумэна

1948-1949 гг.– первый Берлинский кризис.

1949 г. – создание Организации Североатлантического договора (НАТО).

1949 г. - создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

1945 г. – первое испытание американской атомной бомбы

29 августа 1949 г. – первое испытание советской атомной бомбы.

1955 – создание ОВД

Ход урока:

Эпиграф на доске : Каким видом оружия будет вестись III мировая война?

Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор.

А. Энштейн

Структура урока:

1. Организационный момент -1 мин.

2. Актуализация базовых данных- 15 мин.

3. Формирование новых знаний и представлений- 17мин.

5. Контроль усвоения знаний- 8 мин.

6. Подведение итогов- 3 мин.

7. Домашнее задание- 1 мин.

I.Организационный момент (проверка готовности аудитории и группы к занятию)

II.Актуализация базовых знаний. ( вспомнить про акцию)

Закончилась война. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная. Оставившая огромный отпечаток в истории всего человечества. Давайте вспомним некоторые моменты и итоги этой войны. Для этого 2 человека будут работать с карточками, письменно отвечая на задания. Вы

будете работать индивидуально. В конце опроса группы мы к вам вернемся и проверим работу одного из вас.

Фронтальный опрос:

«Блиц-опрос»

1. Назовите временные рамки ВМВ? (1 сентября 1939-2 сентября 1945)

2. Назовите временные рамки ВОВ? (22 июня 1941- 9 мая 1945)

3. Что такое план «Барбаросса»? (Кодовое название немецкого плана захвата СССР)

4. Какие основные театры военных действий Второй мировой войны?

5. В течении какого времени по плану Германии, должны были уничтожить СССР (4-5 месяцев)

6. Каковы людские потери СССР в годы войны? (27 млн.человек)

7. Назовите 7 важнейших сражений Великой Отечественной войны(.

Брестская крепость 22.06.1941 – 20.07.1941.

Битва за москву 30.09.1941 – 20.04.1942
блокада ленинграда 08.09.1941 – 27.01.1944
сталинградская битва 17.07.1942 – 02.02.1943
курская битва 05.07.1943 – 23.08.1943
белорусская операция «багратион» 23.06.1944 – 29.08.1944
битва за берлин 16.04.1945 – 08.05.1945

(слайд «Великие полководцы в портретах»)

Велик был вклад в победу наших советских полководцев. Назовите имена и фамилии советских военачальников.

(Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Александр Василевский, Константин Рокоссовский, Иван Конев).

(слайд «Война в искусстве»)

Великая Отечественная война не могла не оказать свое влияние на развитие культуры. Укажите название памятника и где он находится?

Например:

Индивидуальный опрос (Терминологический диктант)

Ответ обучающегося, который работал с индивидуальной карточкой. (Преподаватель вызывает одного из студентов и просит зачитать вопросы задания. Двое остальных студентов сдают письменные работы).

Восприятие и осмысление информации (слайд)

Блицкриг-стратегия ведения «молниеносной» войны, когда противник разбивается еще до того, как он сумеет мобилизовать свои военные силы.

Ленд- лиз- государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику...

Холокост- преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны.

Оккупация- занятие вооружёнными силами государства не принадлежащих ему территорий.

Коллаборационизм- добровольное сотрудничество с оккупантами.

Эвакуация- комплекс мероприятий по организованному вывозу из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения.

Подведение итогов ВМВ и ВОВ

Назовите главные итоги Второй мировой войны

- для экономики

- для идеологии

- для политики и международных отношений.

1. Сохранение независимости и суверенитета СССР

2. Разгром немецкого фашизма и японского милитаризма

3. Укрепление международного авторитета СССР и превращение ее в мировую державу

4. Колоссальные людские потери: только на европейском континенте погибло около 40 мил.чел.

5. Огромный экономический и экологический ущерб.

III. Мотивация

Итоги Второй Мировой войны были самыми значительными и масштабными в истории человечества. Многие экономисты и ученые считали, что нанесенные ею разрушения, не позволят Европе восстановиться в короткие сроки.

Ситуация послевоенного урегулирования осложнялась тем, что на смену коллективным действиям государств участников антигитлеровской коалиции пришло соперничество США и СССР и их противостояние.

Итак, давайте вспомним:

Какие страны освободили советские войска? (В 1944–1945 годах Красной армией были полностью или частично освобождены территории десяти европейских стран: Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии, Австрии, Дании, Норвегии и Германии.)

Какой урок вынесло человечество из второй мировой войны?

Предполагаемые ответы:

Основной урок, который был вынесен в результате войны, - любая война требует мобилизации людских и материальных ресурсов, несет страдания людям. Следовательно, нужно всеми силами воздерживаться от решения проблем с помощью военной силы.

Как изменялись отношения между странами в конце войны?

Давайте определим тему занятия:

«Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Определите цели нашего занятия.

Предполагаемые ответы:

Цели занятия:

- рассмотреть послевоенное устройство мира;

- выяснить, что такое «холодная война»

-определить, каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

Давайте сформулируем проблемные вопросы:


1.Почему началась «холодная война» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции? Кто виноват в развязывании «холодной войны»? 

2.Можно ли было избежать «холодной войны»? 

Окончание второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество - сохранить мир - нашел свое отражение в создании ООН, как международной организации поддержания мира и безопасности на планете.

Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 года и отчетливо просматривалась к концу 1946 года. Появился и термин, обозначавший это противоборство - «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 года известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн».

Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава - США, стремящаяся усилить свое влияние в мире.

Каковы же были первоочередные задачи послевоенного урегулирования?
(обучающиеся называют главными задачами наказание военных преступников, установление новых правил международной жизни, стабилизацию экономики)

Наиболее важные договоренности о послевоенных проблемах были достигнуты на Крымской (4-11 февраль 1945 г.) и Потсдамской (17 июль-2 август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании.

Договоренности глав великих держав на этих конференциях касались прежде всего территориального переустройства в Европе и переустройства международных отношений.

Формировалась новая – Ялтинская- система.

Окончательно договоренности были оформлены при подписании мирных договоров с Германией и её союзниками.

Договоры были подписаны в 1946 году на Парижской мирной конференции и вступили в силу в 1947 году.

- на все государства налагались репарации - возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем;

- все государства несли территориальные потери – их границы возвращались в рамки, утвержденные в 1919 году (Болгария и Венгрия), кроме того Румыния передавала Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину, Финляндия передавала СССР область Печенга.

Германия теряла примерно ¼ территории от состояния на 1938 год; все территориальные приобретения после 1938 года подлежали безусловному возврату: процесс сопровождался выселением 9 млн. немцев.

Репарации составили 20 млрд. долларов 50% из которых передавалось Советскому Союзу (выплата производилась не только деньгами, но и посредствам вывоза материальных ценностей, что облегчало процесс выплат)

Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и союзный контроль, целью которого провозглашалось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в Согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала Своим соседям или сохранению мира во всем мире».

Территория Германии была разделена на оккупационные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобритании и Франции. На четыре зоны был разделен и Берлин.

В 1949 г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Республика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами.

Объяснение нового материала.

Понятие «холодная война».

Итак, задача первая - выяснить понятие «холодная» война.

Как вы понимаете, что такое «холодная» война?

Учащиеся отвечают, предлагая различные варианты.

Каждой группе учитель дает карточки с первым заданием.

Разъяснить правила работы в группах.

Работа в группах - сотрудничество и взаимодействие, работа в команде, что является важным качеством на современном рынке труда. Класс делится на 2 группы.

Учащимся предлагаются правила для работы в группе:

Карточка №1.

Задание: выяснить понятие «холодной войны» ее существенные признаки.

а)внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодной войны»;

б)сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной войны»;

в)запиши признаки в схему;

г)на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной войны» и запишите его втетрадь (оно должно быть кратким, отражающим суть «холодной войны»)

д)подготовьте выступление на 3 мин. по схеме.

Вариант 1.

«Холодная война» - это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны

готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.

Вариант 2.

«Холодная война» - это идейно-политическое противостояние между

бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.

Схема

Подведение итогов выступлений групп.

От каждой группы выступает один учащийся, который отвечает, используя заполненную группой схему и собственное понятие «холодная война».

Понятие, сформулированное учащимися: «холодная война» - это военнополитическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем.

Я хочу вам напомнить древнюю мудрость: Отыщи всему начало, и ты многое поймешь, поэтому мы обязательно должны поговорить о причинах и уроках «холодной войны».

Причины начала «холодной войны»

Учитель. Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание холодной войны Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить, кто виноват? Одна группа выступает в роли «западных» историков, другая - в роли «советских».

- В 1946 г., проиграв выборы и уйдя с поста премьер-министра, много ездил по миру с лекциями и докладами о политической истории Великобритании. Весной выступал с циклом лекций в крупнейших колледжах США. 5 марта 1946 произносит известную речь в Вестминстерском колледже г. Фултон (США) 5 марта 1946 г.

Карточка №2 – первой группе «западных» историков.

Задание: аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».

а) экспансию СССР послевойны:

объясните понятие «экспансия» (словарь);

покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны; подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

испытание и усовершенствование ядерного оружия; в)

«СССР»:

«Кто виноват?»

США

СССР

Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира.

советскихгородов.

«спасение» Европы от советской экспансии:

экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ;

использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.

7. План Дж. Маршалла: усиление проникновения США вЕвропу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд. долларов)

Танжером (СевернаяАфрика).

Информационногобюро

Коммунистическихпартий

(Коминформ) – организация, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

8. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря –

«империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

Подготовьте выступление на 7минут.

Карточка № 2 - задание второй группе «советских» историков. Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США,

Великобритании) за развязывание «холодной войны»

«Доктрина Трумэна»; План Маршалла;

Ядерный шантаж.

Подведение итогов выступлений учащихся – подвести их квыводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению

международной напряженности.

Вывод: виновниками были обе стороны и, следовательно, причинами начала

«холодной войны» можно считать следующие:

Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда. Экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния.

Нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений. Образование военно-политических союзов.

Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.

Учитель. «Холодная» война оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю, и не только на международные отношения, но и внутреннее развитие государств.

Карточка №3 – обеим группам.

Задание: определите последствия «Холодной войны» для мировой политики.

ПОСЛЕДСТВИЯ ««Холодной войны»»

ВЫВОДЫ

ФАКТЫ

1. РасколГермании.

2. Создание военныхблоков.

3. Региональныеконфликты.

4. Раскол мира на две системы.

5. Влияние на внутреннюю жизнь США И

СССР.

Заключительный этап.

Гонка вооружений и космическая гонка ускорили научно-технический прогресс. Побочным итогом холодной войны стало распространение новых технологий. Разработки новых вооружений стимулировали развитие физики, химии, биохимии, медицины и кибернетики.

Вопросы для закрепления.

1.Каковы основные направления мирного послевоенного урегулирования?

2. Каковы основные цели ООН?

3. В чем заключалась сущность «Плана Маршалла»?

4. Какие основные проявления холодной войны?

5.Почему «холодная война» не переросла в«горячую»?

6.Историки считают, что «холодная война» завершилась сраспадом СССР и социалистической системы в 1991 г. Согласны ли вы с этим утверждением?

Подведение итогов урока. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

Отрицательные последствия:

Положительные стороны:

(Группы делают выводы).

Выводы: так короткий период сотрудничества СССР и США завершился переходом к их соперничеству - к «холодной войне». Она расколола мир на 2 системы, усилила милитаризм, гонка вооружения достигла невиданного уровня. «Холодная война» была результатом Второй Мировой войны, после которой остались 2 сверхдержавы, конфликт между ними был неизбежен.

Заключение.  (5 мин.)

Преподаватель:

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам продолжить фразу: «После нашего урока я могу……»

Предполагаемые ответы:

- проводить поиск необходимой информации в исторических источниках; 

-формулировать понятия, выделять существенные признаки;

-анализировать исторические события;

-излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов;

-определять свое отношение и объяснять  оценку наиболее значительных личностей и событий  в истории;

-объяснять смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений;

- работать в группе;

- уважительно относиться к оппоненту.

Домашнее задание: Написать  эссе, темой которого послужит высказывание Т. Карлейля  «Любая война есть непонимание».

Выставление и комментирование оценок.

Спасибо, урок закончен

Приложения.

Приложение 1.

Схема «Характерные черты «холодной войны».

конфронтация

региональные конфликты

идеологическая война «Холодная война»гонка вооружений военно-политический блок

Таблица. ПОСЛЕДСТВИЯ «Холодной войны»

ВЫВОДЫ

ФАКТЫ

1. Раскол Германии.

1949 г. – образование ФРГ и ГДР.

2. Создание военных блоков.

1949 г. – создание НАТО.

1955 г. – создана Организация Варшавского договора.

3. Региональные конфликты.

1950-1953 гг. – корейский

конфликт.

4. Раскол мира на две системы.

1945-1949 гг. – установление коммунистических режимов в

странах Восточной Европе и Азии. Оформление основ советского блока (1949 г. СЭВ; 1955 г. – ОВД).

Создание двухполюсного мира.

5. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР.

В США – кампания «охоты на ведьм».

В СССР – «железный занавес»

Приложение №2

Вопрос к документу: Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
          От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. Польское правительство, находящееся под контролем русских, поощрялось к огромным и несправедливым посягательствам на Германию…

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и до настоящего времени… в них не существует никакой подлинной демократии.

Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

 За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации...  Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, — это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

 «Оценка планов стратегического наступления в воздухе против СССР, подготовленная главнокомандующим американскими ВВС и представленная Объединенному комитету начальников штабов», 21 декабря 1948 г.

«Война начнется до 1 апреля 1949 г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно… очень важно наметить районы, где расположены наиболее значительные советские промышленные центры… Карты с обозначенными целями и маршрутами полетов для осуществления операций, затрагивающие первые 70 городов, будут готовы к 1 февраля 1949 г.»

 Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это — разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948—1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бомбами его 70 городов и индустриальных центров. С маниакальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось обрушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы

 Приложение № 3.

Вопросы к документам: Что такое локальные конфликты? Почему они были опасны для международной безопасности? Почему началась Корейская война?  Каковы были итоги Корейской войны? Какие выводы должны были сделать стороны конфликта из итогов  Корейской войны?

Корейская война

Локальные конфликты – военные столкновения на ограниченной территории с прямым или косвенным участием Советского Союза и Соединенных Штатов. В период «холодной войны» они стали главной угрозой международной безопасности.

Наиболее крупный конфликт на Азиатском континенте произошел в Корее. После войны СССР и США поделили японскую колонию Корею. В южной части этой страны этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. прошли выборы в парламент. Было провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле.

        В северной части Кореи, освобожденной советскими войсками, в августе 1948 г. возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, и правительство Южной Кореи считали, что они являются единственно законным представителем всего корейского народа.

 КНДР получила значительную помощь от СССР и Китая для укрепления своей обороноспособности. В частности, в Северной Корее работало более 4 тыс. иностранных военных специалистов. Лидер КНДР Ким Ир Сен (1912-1994) был уверен, что правительство Юга с помощью США ведет подготовку к захвату всей Кореи.

Н.С. Хрущев вспоминал: «Ким Ир Сен, ведя беседу со Сталиным, поставил вопрос, что хотелось бы прощупать Южную Корею штыком, и говорил, что там при первом же толчке из Северной Кореи произойдет внутренний взрыв установится народная власть, такая же, как в Северной Корее. Сталин не противостоял этому. Ведь это импонировало сталинской точке зрения, его убежденности, тем более что тут ставился внутрикорейский вопрос: СевернаяКорея хочет протянуть дружественную руку своим братьям, которые находятся в Южной Корее под пятой Ли Сын Мана... Сталин выражал некоторые сомнения, его беспокоило, ввяжутся ли США или пропустят мимо ушей? Оба склонились к тому, что если все будет сделано быстро, а Ким Ир Сен был уверен, что все произойдет быстро, то вмешательство США окажется исключенным. Сталин все-таки решил запросить еще мнение Мао Цзэдуна о предложении Ким ИР Сена. ...Мао ответил одобрением. Должен четко заявить, что эта акция была предложена не Сталиным, а Ким Ир Сеном. Тот был инициатором, но Сталин его не удерживал. Да я считаю, что и никакой коммунист не стал бы его удерживать в таком порыве освобождения Южной Кореи от Ли Сын Мана и американской реакции. Это противоречило бы коммунистическому мировоззрению. Я тут не осуждаю Сталина. Наоборот, я полностью на его стороне. Я и сам бы, наверное, тоже принял такое же решение,если бы именно мне нужно было решать.»

25 июня 1950 г. Корейская  народная армия (КНА) начала наступление на юг страны.

         Столкновения на границе, инициировавшиеся как Севером,  так и Югом, происходили и ранее. Однако крупномасштабную войну, хотя это долгое время отрицалось советской исторической наукой, начала именно Северная Корея. США воспользовались тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, и добились  принятия резолюции, провозглашавшей Северную Корею агрессором.

         Гражданская война в Корее переросла в международную. Г. Трумэн заявил 4 октября 1952 г.: «Мы сражаемся в Корее для того, чтобы не пришлось воевать  в Уичите, в Чикаго, в Новом Орлеане или в бухте Сан- Франциско.» События в Корее стали для Запада подтверждением существования «коммунистической угрозы».
              В сентябре 1950 г. вооруженные силы США и союзных им стран под флагом войск ООН высадились в тылу северокорейских войск и заняли почти всю территорию Кореи, выдвинулись на китайскую границу. 25 октября 1950 г. правительство КНР приняло решениеотправить в Корею добровольцев. В ноябре Советский Союз перебросил на территорию Китая и Северной Кореи авиакорпус (26 тыс. человек, 321 самолет) для прикрытия войск союзников с воздуха. Впервые в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Со стороны США в боевых действиях участвовало до 2400 самолетов. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. На пресс-конференции  30 ноября 1950г. американский президент призвал к всемирной мобилизации против коммунизма.

            К февралю 1951 г. линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия до заключения перемирия в 1953 г. приобрели позиционный характер.

            В целом за время войны КНДР потеряла 2,5 млн человек, КНР - около 1 млн человек, Южная Корея - 1,5 млн человек, США- 140 тыс. (34 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными). СССР потерял в воздушных боях 335 самолетов, КНР – около 600 самолетов, США - 1182 самолета.

         Война в Корее выявила явное превосходство новых советских реактивных самолетов МИГ-17 над американскими. В то же время за годы войны США переоснастили свой авиапарк, после этого соотношение их и советских потерь изменилось примерно с 8 : 1 до 2 : 1.

           Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковыми  системами поставило страны на грань войны. На Чукотке началось развертывание войск, которым в случае военных действий между СССР и США предстояло высадиться на Аляске. В Советском Союзе была принята программа строительства мощного подводного флота, призванного лишить США господства на морях.

            Как видно из опубликованных в последние годы документов,  советское руководство стремилось ограничить масштабы вовлечения СССР в конфликт в Корее и предотвратить его перерастание в войну между двумя системами союзов. Сходные настроения существовали и в США, где в правящих кругах широко распространилось убеждение, что война в Корее идет «не в том месте и не в то время», чтобы из-за нее разгорелось глобальное столкновение двух блоков.

Из воспоминаний участника войны в Корее летчика Б. С. Абакумова:

         На одном из подмосковных аэродромов, после ноябрьского воздушного парада над Красной площадью, по распоряжению правительства в 1950 г. была отобрана группа летчиков-истребителей для оказания помощи Корейской Народно-Демократической Республике в ходе Корейской войны. Возглавил группу трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Перед летчиками была поставлена задача прикрыть небо Северной Кореи от налетов американской авиации и тем самым защитить на дальних подступах границы Советского Союза… Теория атак реактивных истребителей вынашивалась нашими теоретиками давно. Теперь она якобы нашла подтверждение именно на корейском фронте, когда американцам не надо было вести массовых боев за превосходство в воздухе…О мастерстве наших летчиков рассказывали не только пленные английские и австралийские пилоты, но также американская печать и верховное командование США…

Приложение 4.

Вопросы к документу: Какова была реакция советского руководства на  выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля?

Реакция руководства СССР на выступление Черчилля:

 "Вчера в Америке товарищ Черчилль выступил с провокационной речью. Вы о ней подробней прочтёте в "Правде". Сей господин призывает братьев-империалистов не церемониться с нами. Товарища Черчилля раздражает победа коммунистической идеологии в странах Восточной Европы. Он хотел бы вернуть предвоенный мир. Поблагодарим товарища Черчилля, давнего поджигателя войны. Сообщают, что руководители США и Англии, Трумэн и Эттли, открестились от призывов Черчилля. Поздно, господа. Мы тоже могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь... Между нами говоря, после войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идёт борьба классов. Спасибо тебе, товарищ Черчилль, что ты нас вернул к действительности. И напомнил о нашей главной задаче. Теперь насчёт нашего отставания, о котором упомянул этот мерзавец... Это не так, и это так! Все мы помним, как Черчилль и империалисты долго не открывали второй фронт, желая как можно больше обескровить нас. Но произошло обратное. Истекая кровью, теряя сотни тысяч в сражениях, мы создали самую сильную армию в мире... У господ империалистов сейчас осталось единственное преимущество - атомная бомба. Это очень серьёзное преимущество. Наша задача в кратчайший срок ликвидировать его- это раз. И два: с сегодняшнего дня мы возобновляем нашу борьбу. Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости".

И.В. Сталин же в интервью корреспонденту газеты "Правда" так прокомментировал фултонское выступление У. Черчилля:

«...По сути дела, г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки... Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира... По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война... Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, - что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, - то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.»

 Правда. 14 марта 1946 года
 

Приложение 5.

Вопросы к документам: Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть  «плана Маршалла»?

Доктрина Трумэна.

Лидеры стран Запада опасались, что СССР будет и впредь  расширять свою «сферу интересов», включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947г. конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение денег Греции и Турции и посылку туда военного персонала для защиты этих стран от «коммунистической агрессии». Послание  президента США конгрессу получило название доктрины Трумэна. Ставилась задача «сдерживания» СССР и его союзников от «захвата» новых территорий. Впоследствии была провозглашена доктрина отбрасывания, т.е. освобождения от влияния СССР стран, попавших под его контроль. Эта политика связывалась с обеспечением безопасности  и жизненно  важных  интересов  самих  США. 

План Маршалла.

Составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран. 

            Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: "Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса."  Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства, предоставить данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял "закон об экономическом сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла ( с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было. 

Приложение № 6.

Вопросы к документу: Как советское руководство отнеслось к «плану Маршалла»? Почему? Попытайтесь объяснить, почему И.В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла?  Почему Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

План Маршалла.

План Маршалла в Москве первоначально был встречен с интересом. Еще не пропали надежды на американские кредиты для восстановления страны. Поэтому советское руководство колебалось. По воспоминаниям одного из руководителей МГБ П. Судоплатова, первоначально советское руководство серьезно рассматривало участие СССР в плане Маршалла. Помощник В. Молотова Ветров рассказывал П. Судоплатову перед отъездом в Париж для участия в переговорах о будущем Европы, что «наша политика строится на сотрудничестве с западными союзниками в реализации «плана Маршалла», имея в виду прежде всего возрождение разрушенной войной промышленность на Украине, в Белоруссии и в Ленинграде». 

Советский Союз был приглашен на встречу министров Иностранных дел в Париж по проблемам американской помощи, на что Политбюро ЦК ВКП(б) 21 июня 1947 г. дало положительный ответ. Вот как вспоминает об этом времени министр иностранных дел В. М. Молотов: «Я вначале согласился, между прочим, в ЦК внес предложение: надо участвовать. А потом опомнился и послал вторую записку в тот же день: давайте откажемся. …Но а там (В Париже) такая банда собралась, что рассчитывать на добросовестное отношение не приходилось… Много смутного было. Но если они считают, что это была наша ошибка, отказаться от плана Маршалла, значит правильно мы сделали… А вначале мы в МИДе хотели предложить участвовать всем социалистическим странам, но быстро догадались, что это неправильно. Они затягивали нас в свою компанию, но подчиненную компанию. Мы бы зависели от них, но ничего бы не получилось толком, а зависели бы, безусловно».

Еще более негативная оценка звучит в докладной записке академика Е. Варги, написанная по заданию В. Молотова. Академик считал, что в основе плана Маршалла лежат экономические интересы руководства США: «Решающее значение для выдвижения плана Маршалла имело экономическое положение США. План Маршалла должен был в первую очередь явиться оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже никто в США не отрицает. Американская финансовая олигархия и американская политика ищут средства для смягчения предстоящего экономического кризиса. Таким средством является продажа излишних (в условиях капитализма) товаров за границей». Исходя из оценки экономического положения в США, Е. Варга делает вывод: «Смысл плана Маршалла на этом фоне следующий. Если уж в интересах самих США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». Такими выгодами, по мнению академика Е. Варги, является «демонстрация превосходства США», «роль «спасителей «всей Европы».

2 июля 1947г. Сталин приказал Молотову покинуть французскую столицу.

И. В. Сталин, и его окружение восприняли план Маршалла как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран. И. В. Сталин приказал странам «народной демократии» Восточной Европы отказаться от «плана Маршалла». В. М. Молотов объявил, что помощь США «неизбежно приведет к вмешательству одних государств в дела других», «расколет Европу на две группы стран».  И. В. Сталин запретил странам «международной демократии» вступать в Международный валютный фонд.

В 1947 г. коммунисты восточноевропейских стран по указанию Информационного бюро коммунистических партий резко осудили «план Маршалла» и выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы при поддержке СССР. 

 Приложение № 7.

Вопросы к документам: Что такое «биполярный мир»? Как он сложился?  Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?                   

О создании Совета Экономической Взаимопомощи
 

                                                                           25 января 1949 г.

В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области