НЕДЕЛЯ НАУКИ - 2021
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 44 «Анютины глазки» города Калуги
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «Почему не прыгает мячик»
с детьми 5-6 лет
Составитель:
воспитатель
Сапожникова Мария Михайловна
Калуга, 2021 г.
Дидактическое обоснование образовательной деятельности
Тема | Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева, 2014 г. |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Форма педагогического мероприятия | Непрерывная образовательная деятельность |
Возраст | 5-6 лет (старшая группа) |
Цель | Развитие исследовательской деятельности |
Задачи | Образовательные: Расширять знания детей об окружающих предметах. Формировать представление о том, что воздух расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес и познавательные способности, мыслительную активность, речь, память Развивать мелкую моторику руки. Воспитательные: Воспитывать у детей нравственные качества: взаимопомощь, доброту, отзывчивость Коррекционные: Развивать слуховое внимание. Развивать речь, тренируя в построении произвольных высказываний. |
Средства обучения | Дидактические пособия: Материалы и оборудование: мяч резиновый, принесенный с холода, не упругий, салфетки на столы, ёмкости большого размера с очень холодной и горячей водой, пластиковые бутылки с винтовой крышкой или два ширика – слабо надутый и завязанный и не надутый, бумажные полотенца. |
Форма организации | Фронтальная, парная |
Предварительная работа | Знакомство с воздухом и его свойствами. Знакомство с понятием упругости на примере резинового мяча и пластикового шара. Наблюдение за мячиками во время игр на участке: мячи стали плохо прыгать, когда наступила осень. Дети считают, что они сдулись. |
Примерный ход непрерывной образовательной деятельности.
Структурные части образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Деятельность | Форма организации | Результат | ||
Персонажа(героя) | педагога | детей | ||||
Организационно-мотивационная | Приходит воспитатель по ФИЗО, приносит с улицы знакомый детям мяч, который перестал прыгать | Почему вы перестали играть в мяч на улице? Я принесла вам ваш мячик, чтобы вы разобрались, что с ним. Что с вашими мячами? | Здоровается с гостем Предлагает попробовать починить мяч. Проверить, есть ли дырочка? Как можно увидеть, что воздух выходит из мяча? Давайте проверим. В этом большом прозрачном контейнере – вода, я опущу туда мяч, а вам предлагаю понаблюдать очень внимательно, есть ли пузырьки. Под предлогом того, что воды мало, доливает очень горячую воду Предлагает занять места в лаборатории, чтобы найти ответ | Здороваются Ответы детей. Мяч перестал прыгать Версии: мячи сдулись, поэтому перестали прыгать, они испортились, есть дырочка. Ответы детей: воздух невидимый, но пузырьки воздуха в воде видны, можно опустить в воду и проверить, нет ли пузырьков. Нет пузырьков, но видно плохо, т.к. воды мало. Наблюдают, что мяч стал упругим, пытаются объяснить | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Возникновение у детей интереса к предстоящей деятельности. Включение детей в образовательную деятельность посредством привлечения внимания герою и мячу Дети учатся рассуждать. Дети актуализируют полученные ранее знания и пытаются применить их для решения актуальной проблемы Созданы условия для речевой и мыслительной активности детей |
Заключительная часть Подведение итогов | Слайд: Дети перемещаются к столам Выполняют проверку, делают вывод Выполняют проверку, делают вывод Выполняют проверку, делают вывод Видео «Галилео» выпуск 182 Игра с мячом вопрос-ответ | Как это можно проверить? Обобщает версии, при необходимости уточняет алгоритм Как можно это проверить? Обобщает версии, при необходимости уточняет алгоритм Обсуждает с детьми, как проверить. При необходимости уточняет алгоритм Обсуждение результатов эксперимента. Предлагает посмотреть видеофрагмент, где об изменении объёма воздуха рассказывается с примерами из жизни. Обобщающие вопросы. Что случилось с нашим мячиком? Почему наш мяч перестал прыгать? Когда воздух сжимается? Отчего воздух расширяется/когда воздух занимает больше места? Когда ещё можно это заметить? | Дети предлагают версии Резина увеличилась в объёме Версии детей Индивидуальные ответы Вода попала внутрь Версии детей Индивидуальные ответы Воздух расширился при нагревании Ответы детей. Ответы детей Садятся к проектору Мячик перестал прыгать Мячик перестал прыгать потому, что внутри него сжался воздух Воздух сжимается, когда остывает Воздух расширяется, когда нагревается Ответы детей | Фронтальная Фронтальная | Созданы условия для мыслительной активности детей Развивают речь, давать полный ответ |