Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Картотека

Для удобства в работе, для хранения информации любому воспитателю лучше всего использовать такой способ как создание картотек. Они всегда под рукой, надежны, просты в использовании.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВКОМПЛЕКТ 3 «Игра»

3.1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
С СЮЖЕТНЫМИ ИГРУШКАМИ

3.1.1 «Пора кушать»

3.1.2 «Ласковая мама»

3.1.3 «Баюшки-баю»

3.1.4 «Кукла проснулась»

3.1.5 «Надо, надо умываться»

3.1.6 «Кукольный домик»

3.1.7 «Мы идём гулять»

3.1.8 «Домашние заботы»

3.1.9 «Кукла заболела»

3.1.10 «В магазине»

3.1.11 «Приходите в гости к нам»

3.1.12 «В парикмахерской»

3.1.13 «У меня зазвонил телефон»

3.1.14 «Покатаем машинку»

3.1.15 «Маленькие путешественники»

3.1.16 «Я водитель»

3.1.17 «Плывёт, плывёт кораблик»

3.1.18 «В цирке»

3.1.19 «Зоопарк»

3.1.20 «Петушок поёт»

3.1.21«Матрёшки ходят в гости»

3.2. ИГРЫ-ЗАМЕЩЕНИЯ

3.2.1 «Сапожки, надевайтесь на ножки»

3.2.2 «Укладываем игрушки спать»

3.2.3 «Сладкий арбуз»

3.2.4 «Дудочка»

3.2.5 «Качели»

3.2.6 «Мячик-яблочко»

3.2.7 «Совушка-сова»

3.2.8 «Согреем птенчиков»

3.2.9 «Весёлый волчок»

3.2.10 «Курочка и цыплята»

3.2.11 «Козлята и волк»

3.2.12 «Где моё окошко?»

3.2.13 «Посмотри в окошко»

3.2.14 «Бинокль»

3.2.15 «Давай сфотографируемся»

3.2 16 «На что это похоже?»

3.2.17 «Тени на стене»

3.2 18 «Прятки с солнечными зайчиками»

3.2.19 «Разноцветные салфетки»

3.2.20 «Бабочки»

3.2.21 «Найди зайчика»

3.2.22 «Превращения проволочки»

3.1.1 «Пора кушать»

Взрослый показывает, как покормить куклу, поднося ложку к её рту, как напоить её из чашечки или бутылочки, а потом предлагает ребёнку сделать то же самое. Постепенно круг действий можно расширять, включать в игру эпизоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьём посуды. Одновременно увеличивается число игровых предметов (в том числе предметов-заместителей), персонажей, усложняются сами игровые действия. Перечислим действия для разыгрывания этого сюжета. Их можно совершать в любой последовательности.

В рамках этого сюжета можно обыгрывать разные стихотворные тексты, например стихотворение А. Кравченко «Оладушки»:

— Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

— Да испечь-то испеку, Только где же взять муку?

— Вот мука!..

Сначала взрослый читает ребёнку стихотворение, по-разному интонируя речь бабушки и внука, сопровождает чтение соответствующими игровыми действиями. Например, вместо муки и сахара он показывает пустую горсточку, вместо дрожжей — кубик вместо оладушков — кольца от пирамидки, пуговицы или кар тонные кружочки. Сковородку можно взять из игрушечного на бора посуды, вместо плиты использовать стульчик, кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки. После того как малый познакомится со стихотворением, можно разыграть данный сюжет, предложив ребёнку роль внука. Подсказывайте малышу со ответствующие слова и, в случае необходимости, помогайте ем выполнить то или иное действие. Детям постарше можно пред дожить обмениваться ролями. Сначала взрослый читает ребёнку стихотворение, по-разному интонируя речь бабушки и внука, сопровождает чтение соответствующими игровыми действиями. Например, вместо муки и сахара он показывает пустую горсточку, вместо дрожжей — кубик вместо оладушков — кольца от пирамидки, пуговицы или кар тонные кружочки. Сковородку можно взять из игрушечного набора посуды, вместо плиты использовать стульчик, кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки. После того как малый познакомится со стихотворением, можно разыграть данный сюжет, предложив ребёнку роль внука. Подсказывайте малышу со ответствующие слова и, в случае необходимости, помогайте ем выполнить то или иное действие. Детям постарше можно пред дожить обмениваться ролями

3.1.2 «Ласковая мама»

В этой игре ребёнок изображает ласковую маму (бабушку няню, воспитателя). Покажите детям, как можно приласкать куклу или мягкую игрушку:

3.1.3 «Баюшки-баю»

Баюкать куклу или мягкую игрушку могут даже самые маленькие дети. Сначала они просто носят её на руках, потом кладут её спать, похлопывают по ней ладошкой. Эту игру можно разнообразить такими действиями:

3.1.4 «Кукла проснулась»

Эту игру можно организовать как после пробуждения детей, так и в течение дня. Воспитатель может уложить куклу (мягкую игрушку) спать, а ребёнку предложить разбудить и одеть её. Побуждайте детей обращаться к кукле ласково, тихим голосом: «Лялечка, пора вставать». Можно вынуть куклу из-под одеяла, погладить её, посадить на горшочек (для маленьких игрушек можно использовать крышку от баночки, флакона), а затем одеть куклу.

3.1.5 «Надо, надо умываться»

После того как куклы покушали, их нужно умыть. Процедуру умывания можно организовать по желанию детей и в любое другое время. Если в игровом уголке есть раковина, малыши скорее всего будут умывать кукол там, но можно выполнять эту процедуру «понарошку» и в туалетной комнате можно предложить детям:

Воспитатель может сопровождать игру короткими стихотворениями:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

Или: Кто у нас хорошая? Кто у нас пригожая? Катенька - хорошая! Катенька - пригожая!

3.1.6 «Кукольный домик»

Для строительства и обустройства кукольного домика и. комнатки можно использовать разнообразные материалы игрушки: кубики, элементы строительного конструктора, большие и маленькие картонные коробки, спичечные коробки, кукольную мебель. Выберите с ребёнком куклу или другую игрушку для которой будет оборудоваться жильё.

Для большой куклы можно взять большую картонную коробку, например из-под телевизора, вырезать в ней отверстия — окна и дверь, расставить внутри мебель (кроватку, стол, стульчик). В этот «домик» ребёнок может влезть и разыграть с игрушкой небольшие сюжеты (кормление, укладывание спать: Если срезать в коробке верхнюю грань или использовать мелку коробку, малыш может разыгрывать сюжеты, находясь не внутри, а снаружи коробки.

Для игр с маленькими игрушками (пупсиками, матрёшками, мелкими мягкими игрушками) пригодятся коробки из-под обуви. В них также можно вырезать дверцы, окошки. Предмет мебели можно изготавливать из кубиков, деталей конструктор спичечных коробков. В маленьких коробочках из-под духов, особенно если они драпированы изнутри шёлковой тканью, может устроить домики или кроватки для пупсиков, маленьких матрёшек, птенчиков. Маленькие коробочки можно использовать плиту, холодильник, телевизор. Из кубиков можно построит дом для маленьких игрушек, в нём можно оборудовать спальню, кухню, гостиную, к нему пристроить балкончики, крылечко. По этому домику куколки могут гулять, переходя из помещения в помещение в соответствии с сюжетом. Около такого

домика можно соорудить садик, дворик, детскую площадку для прогулки.

3.1.7«Мы идём гулять»

Прогулку с куклами и мягкими игрушками можно организовать и в группе, и на участке. Дети берут с собой на прогулку пластмассовых кукол, зверюшек, возят их в колясках, сажают в песочницу, качают на качелях-лошадках, водят по дорожкам. Побуждайте малышей сопровождать действия словами «топ- топ», «кач-кач». Летом можно поливать кукол из леечек, устраивая им душ, купать их в тазике-«бассейне».

Для игры в группе хорошо использовать игрушечный набор «Детская площадка», в который входят песочница, качели, карусели. Выведите маленьких пупсиков на прогулку, вместе с ребёнком посадите одного в песочницу, другого на скамеечку, третьего в колясочку. Малыш может покачать пупсика на качелях, покатать его на карусели, в колясочке. Детскую площадку можно соорудить из кубиков, конструктора.

Вводите в игру разнообразные действия, например катание игрушек на машине, игрушечном велосипеде, катание с горки на санках или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребёнок уже пользуется активной речью, он может рассказать кукле, что она увидит на прогулке (клумбы с цветами, деревья, птичек, жучков, бабочек).

3.1.8 «Домашние заботы»

Даже самые маленькие дети любят участвовать в домашних делах (подметать, мыть посуду, протирать стол, стирать платочки, кукольную одежду). Все эти действия легко включить в процессуальные игры. Детям можно предложить:

3.1.9 «Кукла заболела»

В эту игру лучше всего играть после посещения ребёнком поликлиники, врача в детском саду. Наверняка он запомнил, как его осматривал врач, как ему делали прививку, измеряли температуру. Скорее всего, малыш уже слышал стихотворения про заболевших детей, зверей. Этот опыт желательно всячески обыграть, предлагая ребёнку выступить в роли врача, пациента, медсестры, водителя скорой помощи. В игру следует включать различные действия, имитирующие медицинские процедуры. Такие игры не только полезны для обогащения игровой деятельности ребёнка, но имеют и психотерапевтическое значение. Они помогают малышу привыкнуть к ситуации посещения врача, изжить негативные переживания, связанные с недомоганием, болью, необходимостью лечения.

Самым маленьким детям можно предложить выполнить хорошо знакомые им действия, малышам постарше — более разнообразные действия, разыграть целый сюжет. Предлагаем возможные варианты действий и сюжетов:

Эти и другие игровые действия можно включать в разные сюжеты. Например, взрослый от имени куклы жалуется, что у неё болит головка (ушко, животик, ножка). Больную куклу нужно расспросить, утешить, уложить в кроватку, спеть песенку, успокоить. Дети вместе с воспитателем «вызывают по телефону» врача, «отвозят» куклу в больницу. Можно устроить больничную палату для нескольких кукол, зверей и лечить их по очереди, а можно организовать осмотр кукол в «кабинете» врача. Малыши по очереди лечат друг друга, воспитателя, больную куклу.

В ходе этих игр воспитатель может прочесть подходящие стихи, например В. Берестова «Больная кукла». Можно также организовать небольшую игру-драматизацию по фрагментам сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

3.1.10 «В магазине»

В этой игре ребёнок выбирает для себя роль покупателя, продавца или водителя. В «магазине» продаются продукты, одежда, мебель, игрушки. Прилавком может служить стол, стул, скамеечка. Пригодятся готовые наборы для игры в магазин. Если же их нет, можно использовать реальные бытовые предметы (весы, калькулятор, мерные стаканчики) и предметы-заместители.

Самый простой вариант игры в магазин состоит в том, что взрослый раскладывает на прилавке несколько «товаров» (игрушки, овощи, фрукты) и говорит ребёнку: «Это магазин. Я продавец. Что ты хочешь купить? Эту куколку (машинку)? Пожалуйста, возьми». Он даёт ребёнку игрушку, помогает положить её в корзиночку или сумочку, предлагает отнести покупку «домой» (на стульчик, скамеечку, в игровой уголок): «Отнеси машинку домой и снова приходи ко мне в магазин». Игра повторяется несколько раз. Ребёнку можно предложить быть продавцом, а воспитатель будет покупателем. В этой ситуации можно использовать игрушечные деньги (бумажные карточки), которые продавец будет складывать в коробочку. Постепенно игра усложняется, в неё вводятся дополнительные участники (сверстники, игрушечные персонажи) и атрибуты (весы, счёты, кассовый аппарат). Детей следует побуждать к ролевым диалогам: здороваться, спрашивать, какие продукты есть в магазине, сколько они стоят, благодарить за покупку. В магазин можно предварительно позвонить и спросить, есть ли в нём нужный товар (яблоки, платьице и тд)

«поехать» на машине в игровой уголок.

Детям около трёх лет можно предложить объединить данный сюжет с другими. Например, малыши приносят продукты домой начинают готовить из них блюда; купив лекарства — лечат к кол. Желательно сопровождать игру подходящими стихотворениями. Принеся из магазина овощи, предложите малышу свари из них суп, прочтите стихотворение Ю. Тувима «Овощи»:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свёклу. О-о-о-ох!..

(для каждого овоща можно подобрать соответствующие предметы-заместители)

3.1.11 «Приходите в гости к нам»

После сюжетов, связанных с приготовлением еды, можно организовывать игру с приглашением гостей. Гостями будут во питатель, сверстники или игрушки. Гостей можно пригласи

на день рождения кого-то из детей ,праздник или просто так, на чаепитие. Приведём примерны сценарий такой игры.

Предложите ребёнку решить, кого он хочет пригласить в гости. Обойдите вместе с малышом групповую комнату. Пусть oн обратится к игрушкам со словами: «Маша (Жучка, киса), приходи ко мне в гости». Для гостей нужно приготовить угощение Спросите малыша: «Чем ты хочешь угостить кукол?» или предложите: «Давай испечём для гостей пирожки и купим конфет». После приготовления или покупки «угощения» помогите ребёнку накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашённых гостей («Эта тарелочка для Маши, эта — для Жучки, эта — для киски»), разложить «угощение» (пирожки, фрукты, овощи, конфеты).

Когда к приёму гостей всё будет готово, позвоните гостям по игрушечному телефону. Затем малыши вместе со взрослым могут выполнить следующие действия:

— поздороваться с гостями, рассадить их за столом;

Постепенно сюжет игры можно обогащать: для гостей можно приготовить подарки, прочитать им стихотворения, пригласить их потанцевать.

3.1.12 «В парикмахерской»

Для этой игры можно использовать игрушечный набор «парикмахерская», а также настоящие расчёски, щётки, флаконы из-под шампуней, лака, заколки, ленты, зеркальца. Малыши могут причёсывать кукол, друг друга, воспитателя. В ходе игры можно выполнять следующие действия:

Побуждайте детей разговаривать от имени парикмахера, клиента, например, спрашивать: «Красиво?», «Эту заколочку хотите?», «Спасибо», «Мне нравится».

3.1.13 «У меня зазвонил телефон»

«Разговор по телефону» может проводиться как самостоятельная игра, а может включаться в любой игровой сюжет. Этот игровой эпизод способствует развитию общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, с воображаемыми персонажами. В играх можно использовать игрушечный телефон, телефонную трубку, предметы-заместители или просто прикладывать кулачок к уху. Самые маленькие дети поначалу манипулируют деталями телефона (крутят диск, нажимают кнопки, подносят трубку к уху), говорят отдельные слова («алё-алё», «мама»). Дети постарше уже могут произносить некоторые фразы, отвечать на вопросы.

На первых порах взрослый побуждает малыша разговаривать по телефону с видимым собеседником. Воспитатель приклады одну телефонную трубку к ушку ребёнка, другую трубку себе, сам и говорит: «Дзынь-дзынь! Юрочка, я тебе звоню по телефону. Алло, ты меня слышишь? Скажи “алло”». Он может вместе с малышом «позвонить» мишутке или кукле, подсказать е нужные слова («Алло, Мишутка! Я Юра. Как дела?»), ответить игрушку («Здравствуй, Юра. Поиграй со мной»).

Для поддержания интереса детей к таким играм желательно прочесть им стихотворение К. Чуковского «Телефон». Малыши могут повторять за взрослым вопросы и ответы персонаж! Постепенно взрослый вовлекает малышей в более сложные диалоги. По телефону ребёнок может:

Спрашивайте у малыша, кому он хочет позвонить, организуйте «телефонные разговоры» между детьми.

3.1.14 «Покатаем машинку»

Малыши любят возить машинки по столу, по группе, по . рожкам на участке. Эти действия легко включать в разнообразные сюжеты. Например, воспитатель берёт маленькую машину и говорит ребёнку: «Смотри, какая машинка. Давай её пока ем?» Если ребёнок соглашается, взрослый и малыш по очереди толкают машинку друг к другу (если машинка заводная, взрослый заводит её вместе с ребёнком).

Поиграв с машинкой, воспитатель говорит: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай с тобой будем строителями и построим для машины гараж. Га строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?» Воспитатель наблюдает, как ребёнок строит гараж, при необходимости помогает ему, хвалит. Затем он может спросить: «А где у гаража вор чтобы машина могла в них заехать?» Если малыш хочет поставить

ворота, воспитатель помогает ему, одобрительно замечает: «Вот теперь можно ехать. Ту-ту, поехали. Осторожно проезжаем через ворота и въезжаем в гараж». По ходу игры взрослый предоставляет ребёнку возможность действовать самому, задаёт ему вопросы, побуждает к диалогу с машинкой. Малыш продолжает играть с машинкой самостоятельно.

Если ребёнок с интересом играет в такую игру, её сюжет можно развить, например, предложить ему отправиться на машине в лес. Если малыш соглашается, можно соорудить лес, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры («деревья»). Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой. Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков.

При желании дети могут строить гаражи для разных машин: больших, маленьких, для машины скорой помощи, пожарной. Можно также построить ангар для самолётов. Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребёнок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.

3.1.15 «Маленькие путешественники»

Воспитатель предлагает детям отправиться в «путешествие» на разных видах транспорта: на метро, автобусе (троллейбусе, трамвае), поезде, корабле, самолёте. В этих играх в качестве транспорта можно использовать реалистические игрушки, а можно построить поезд или самолёт из кубиков, деталей конструктора, коробок, стульев, модульной мебели. Взрослый и старшие дети становятся водителями, контролёрами, а маленькие — пассажирами. Все вместе они отправляются на транспорте в детский сад, в гости, в зоопарк, театр, магазин, на дачу. В рамках этого сюжета можно выполнять следующие действия:

Эти игры желательно сопровождать соответствующими стихами, например, можно прочесть стихотворение Агнии Барто «Самолёт».

3.1.16 «Я водитель»

В игре используйте разные виды машин: грузовые; легковые; специальные (скорая помощь, пожарная, полицейский автомобиль, фургон для перевозки продуктов). Предложите детям выполнить разнообразные действия:

Побуждайте малышей сопровождать свои действия звуками («у-у-у», «би-би», «ту-ту», «др-р-р»), словами («поехали», «приехали», «стоп»). Дети 2,5—3 лет могут комментировать игровые действия более развёрнуто («еду в гараж», «везу кирпичи», «надо починить колесо»). Эти игры можно сопровождать стихами Бориса Заходера «Шофёр», «Качу, лечу во весь опор...». И. Махони- ной «Едет хлебная машина...».

3.1. 17 «Плывёт, плывёт кораблик»

Для этойигры понадобятся песок и вода. Для игры можно использовать большой таз или ванночку с водой, летом — мини-бассейн. Подготовьте плавающие игрушки (пластмассовые куколки, рыбки, зверюшки), а также кораблики, лодочки, пароходики.

Предложите детям покатать игрушки на кораблике (лодочке). Скажите: «Давайте отправимся в плавание по озеру (морю, реке). Мы будем капитанами, а игрушки — пассажирами корабля». Пусть дети пустят в воду рыбок, на кораблики посадят игрушки. Малыши могут подталкивать кораблики пальчиками, направляя их в нужную сторону. Побуждайте детей говорить от имени игрушек, например: «Плывём на другой берег», «Я хочу купаться», «Я буду ловить рыбу». Рыбу можно вылавливать из воды черпачками, сачками. Если кораблик вдруг перевернётся, капитан будет спасать пассажиров (вытаскивать их из воды и снова сажать в кораблик).

Детям постарше можно предложить построить в песочнице водоём, около него причал. После окончания игры дети расставляют корабли в порту. Можно также предложить детям возить кораблик за верёвочку по ковру. Наденьте «капитану» бескозырку

и сопровождайте его игру стихотворением Агнии Барто «Кораблик».

3.1.18 «В цирке»

Перед тем как начинать игру, спросите у детей, кто из них бывал в цирке, что им понравилось. Затем предложите малышам отправиться вместе с куклами в цирк. Рассадите детей вместе с куклами на стульчики или диванчик. Рядом на коврике (на «арене») размещаются «артисты». Ими могут быть и мягкие, и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, дюймовочка), а также народные игрушки, которые имитируют действия взрослых, например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане (они приводятся в движение верёвочками или палочками).

Теперь объявите детям: «В наш цирк пришли артисты. Сейчас перед вами выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться». Покажите заводную обезьянку. Потом объявляйте другие номера, например: «А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова». Далее клоун будет кувыркаться на лесенке, петушок — петь и хлопать крыльями, заяц — бить по барабану. После каждого выступления зрители хлопают в ладоши.

После выступления артистов предложите детям самим поучаствовать в представлении. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и другие атрибуты театрализованной игры.

3.1.19 «Зоопарк»

Для этой игры используйте кубики, строительные конструкторы, наборы с фигурками разных животных и их детёнышей. Спросите у детей, были ли они в зоопарке, каких зверей там видели. Предложите малышам построить зоопарк. Подготовьте игрушки, рассмотрите их вместе с детьми, спросите малышей, как называется каждое животное. Затем вместе с детьми постройте загончики, расставьте в них зверей. Спрашивайте: «Кто здесь будет жить? А сюда мы кого поставим?» Помогите детям подобрать к каждому взрослому животному его детёныша, назвать их, поместить вместе. Например: «Где у нас мама-тигр? А где её ребёнок, маленький тигрёнок? Давай поставим их вместе». Побуждайте

малышей произносить звуки, которые издают разные животные: «Как рычит тигр? А как трубит слон? Как хрюкает маленький кабанчик?»

Затем можно поиграть в кормление зверей. Вместе с детьми расставьте в загончики кормушки-миски, подготовьте для каждого животного еду (зайцам — морковку, капусту, тиграм — мясо, обезьянкам — бананы). Пищу для зверей можно изготовить самим (вырезать из цветной бумаги, слепить из пластилина) или воспользоваться муляжами, предметами-заместителями.

Аналогичным образом можно построить ферму и населить её домашними животными — здесь будут жить коровы, поросята, козочки, лошадки, куры, гуси.

3.1.20 «Петушок поёт»

Вот ещё пример того, как можно включить в сюжетную игру элементы конструирования. Подготовьте кубики, конструкторы, игрушечного петушка. Покажите ребёнку петушка: «Смотри, Андрюша, петушок проснулся, запел свою песенку' “ку-ка-ре-ку”, хочет всех разбудить. Он любит петь по утрам, сидя на заборе. Давай построим для него забор. Где у нас кубики-кирпичики?» Помогите малышу построить заборчик — поставить друг на друга несколько кубиков. Построив забор, предложите ребёнку посадить на него петушка, скажите: «Вот какой хороший заборчик ты построил! Как петушок на него взлетает? Как он ходит по заборчику? Как петушок поёт?»

Затем обратитесь к малышу от имени петушка: «Я хочу заборчик повыше» и добавьте: «Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор». Подскажите ребёнку, что это можно сделать по-разному: поставить на заборчик ещё один ряд кубиков или построить новый забор из высоких цилиндров (брусков). После того как заборчик будет готов, обратитесь к петушку: «Петя-петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!» Пусть малыш посадит петушка на высокий заборчик, покажет, как петушок ходит по нему, как поёт «ку-ка-ре-ку».

Эту игру можно сопровождать стихами или песенкой:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

За тёмный лесок.

Через лес,

За реку

Покричи:

— Ку-ка-ре-ку!

Аналогичным образом можно разыгрывать разные сюжеты, вводить в игру и других персонажей. Так, можно построить будку для собачки, чтобы она охраняла игрушки; норку для мышки, чтобы она могла спрятаться от кошки; гнездо для птенчиков, где они будут жить с мамой и папой.

3.1.21 «Матрёшки ходят в гости»

Подготовьте строительный набор и двухсоставную матрёшку. Рассмотрите вместесребёнком матрёшку, предложите разобрать её, а потом скажите, что каждая матрёшка хочет жить в своём домике. Попросите от имени большой матрёшки: «Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нём уместиться». Затем скажите от имени маленькой матрёшки: «И мне тоже хочется жить в доме. Только мне нужен маленький домик».

Помогите малышу построить для матрёшек домики, поставив их на некотором расстоянии друг от друга. Рассадите матрёшек внутри или рядом с домиком, задавайте ребёнку наводящие вопросы: «Для кого этот домик? Какая матрёшка здесь будет жить, большая или маленькая?»

Чтобы развить сюжет, можно побудить малыша к сооружению различных построек. Для этого скажите: «Вот сидят наши матрёшки, смотрят друг на друга. И большая матрёшка говорит маленькой: “Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости”. А маленькая отвечает: “Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки запачкать, ведь дорожки нет. Ванечка, построй для меня дорожку”». Помогите малышу построить из брусочков дорожку от одного домика к другому. Пусть он проведёт матрёшку в гости по дорожке.

В дальнейшем в игру можно вводить матрёшек, состоящих из трёх и более частей, строить для них домики, дорожки, магазин, театр. Побуждайте малыша говорить от имени персонажей. К этой игре можно привлечь несколько малышей

ИГРЫ-ЗАМЕЩЕНИЯ

Для развития детского воображения, умения действовать в условном плане, пользоваться предметами-заместителями полезно предлагать малышам короткие игровые эпизоды, в которых они вместе со взрослым действуют «понарошку», то есть одушевляют различные предметы, изменяют их назначение. Для таких «игр- замещений» не требуется специальной организации предметной среды, в них можно использовать практически любые предметы. Игры-замещения не занимают длительного времени, они могут возникать в течение дня спонтанно, как бы мимоходом. Желательно, чтобы такие игры стали частью жизни детей. Для этого воспитатель должен проявлять фантазию, изобретательность. Приведём несколько примеров таких игр.

3.2.1 «Сапожки, надевайтесь на ножки»

В ежедневных бытовых занятиях и режимных процедурах можно широко использовать приём одушевления предметов. Например, во время кормления можно сказать от имени ложки: «Светочка, открой ротик, я положу в него котлетку» или от имени котлетки: «Съешь меня, Светочка!»

Вот ещё несколько примеров одушевления предметов:

3.2.1«Укладываем игрушки спать»

В эту игру хорошо играть перед дневным сном. Воспитатель просит детей убрать игрушки на место, помогает им, обыгрывает это событие, вступая в разговор с игрушками. Например: «Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как вы красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на лавочку, укроем одеяльцем, а собачку — под лавочку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас». Наводя порядок и беседуясигрушками, воспитатель задаёт детям вопросы, просит их помочь ему.

3.2.2 «Сладкий арбуз»

Маленькие дети всегда с удовольствием приносят взрослому разные предметы, чтобы вместе рассмотреть их. Такие ситуации можно перевести в небольшие игровые эпизоды. Например, если ребёнок приносит воспитателю мячик, взрослый может сказать: «Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз. Сейчас мы его порежем». Воспитатель ладонью имитирует разрезание арбуза, понарошку ест арбуз, потом протягивает ладонь ребёнку со словами: «Попробуй, какой вкусный арбуз. А теперь отрежь и мне кусочек».

В другой раз мячик становится куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек, или колобком, который катится по дорожке, или ёжиком.

3.2.4 «Дудочка»

Возьмите фломастер, карандаш или круглую палочку, покажите ребёнку и скажите: «Посмотри, какая у меня есть дудочка. Послушай, как она играет». Затем «поиграйте» на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду». После этого предложите ребёнку подуть в неё, вновь повторяя слова потешки.

Игру можно сделать совместной, если взять две «дудочки» и дудеть в них одновременно или по очереди.

3.2.5 «Качели»

Сделайте отверстие в крышке небольшой картонной коробочки для духов. Привяжите к коробочке ленточку или шнурок.

... ..ч пилможно покачать маленькие игрушки». Посадите пупсика на качели, покачайте его. Затем положите на качели маленькие шарики или пуговицы: «А сейчас я посажу на качели птенчиков. Хочешь их покачать?» По ходу игры можно спрашивать у пупсика или птенчиков, не боятся ли они. В зависимости от ответа, качели могут качаться сильнее или медленнее. Наконец, качели можно превратить в карусели.

Импровизированные качели можно сделать, привязав к ленточке или шнурку колечко от пирамидки или другой небольшой предмет.

3.2.6 «Мячик-яблочко»

Покажите малышу маленький мячик или шарик: «Посмотри, какое у меня яблочко». Затем положите «яблочко» на стол, подталкивайте его и говорите:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

Бульк!

(Шарик падает со стола.)

Повторите игру несколько раз. Побуждайте ребёнка повторять слово «бульк». Наверняка ребёнок захочет и сам «покатать яблочко».

3.2.7 «Совушка-сова»

Перед тем как играть в эту игру, желательно познакомить малыша с изображением совы в книжке про птиц, вместе рассмотреть, какие у неё глаза, клюв.

Возьмите небольшой мячик и нарисуйте на нём мелком круглые совиные глаза, уши и клюв. Затем покажите «сову» ребёнку и скажите: «Посмотри, какая птичка, это сова. Помнишь, мы видели её на картинке?» Прочтите стихотворение:

Ах ты, Совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела,

(Повертите в руках мячик.)

ними ИЛУСЯ!

(Уроните мячик и наблюдайте вместе с малышом, как «катится сова».)

Повторив эту игру несколько раз, предложите ребёнку самому повертеть сову в руках, показать, как она «катится в яму».

3.2.8«Согреем птенчиков»

Манипуляции ребёнка с мисочками-вкладышами можно преобразовать в игру. Покажите малышу несколько шариков и скажите: «Смотри, Анечка, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнёздышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнёздышко?» Если ребёнок не сможет сам найти предмет-заместитель, помогите ему: «Посмотри на эту мисочку. Пусть она понарошку будет гнёздышком. Хорошо?» Малыш, скорее всего, охотно примет это предложение и уложит «яички» в мисочки-гнёзда. Затем предложите ребёнку накрыть «гнёздышки» салфеткой, а затем отставить их в сторонку. Скажите малышу: «Давай не будем беспокоить птенчиков. Подождём, когда они вылупятся». Сядьте рядом с ребёнком и понаблюдайте за гнёздышком некоторое время. Затем шёпотом скажите: «Кажется, птенчики вылупились из яичек. Слышишь, как они пищат “пи-пи- пи”. Давай посмотрим?» Снимите салфетку и радостно воскликните: «Вот, посмотри, вылупились птенчики!»

3.2.9 «Весёлый волчок»

Играя с юлой, можно не только наблюдать, как она вертится, и учить ребёнка заводить её, но и включать эти действия в небольшой игровой сюжет. Возьмите волчок и скажите, обращаясь к игрушке: «Волчок, волчок, хватит тебе спать, давай с тобой играть. Покажи, как ты умеешь кружиться?» Раскрутите волчок, полюбуйтесь на него вместе с детьми, скажите: «Вот как красиво кружится волчок, вот как он танцует! Слышите, он и песенку свою поёт: “у-у-у-у”». Когда юла остановится, можно сказать: «Ой, упал волчок, наверное, у него голова закружилась. Волчок, хочешь ещё потанцевать, покружиться?» Ответьте за него: «Хочу. Пусть теперь Машенька меня заведёт». Спросите у ребёнка: «Машенька поможешь волчку покружиться?» Помогите малышу завести волчок, предложите спеть вместе с ним его песёнку.

3.2.10 «Курочка и цыплята»

Разложите на столе несколько кубиков (это курочка и цыплята) и рассыпьте рядом камушки или пуговицы (это зёрнышки). Скажите ребёнку: «Посмотри, Юра, вот это как будто курочка, а это её детки-цыплятки. Курочка говорит цыпляткам: “Ко-ко- ко, клюйте зёрнышки, как я”». Изобразите, как курочка клюёт зёрнышки: положите ладонь на кубик, выставьте вперёд указательный палец — клюв и постукивайте им по зёрнышкам. Помогите малышу изобразить, как цыплята-кубики клюют зёрнышки.

Можно разнообразить совместную игру, введя в неё двух курочек — кубики разных цветов. Тогда ребёнок сможет изображать и цыплят, и курочку. Побуждайте малыша имитировать голосом зов курочки и писк цыплят.

3.2.11«Козлята и волк»

Поставьте на стол небольшую коробку, один большой и несколько маленьких кубиков, скажите ребёнку: «Посмотри, это у меня как будто козлята, а это — их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вот так». Изобразите, как кубики- козлята щиплют травку. Затем скажите: «Вдруг прибежал волк». С помощью большого кубика или сжав кисть своей руки изобразите волка, поясните: «Волк хочет съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в свой домик. Быстрее- быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем». Вместе с малышом быстро прячьте кубики в коробку и накройте её крышкой. Изобразите, как волк убегает, затем скажите: «Не поймал волк наших козлят. Убежал в лес».

Эту игру можно разнообразить, если изобразить зайчиков и лису, кошку и мышек, кошку и воробышков.

3.2.12 «Где моё окошко?»

В занятия с дидактическим материалом, например с вкладышами, тоже желательно вводить игровые эпизоды. Так, вкладывая вместе с ребёнком геометрические формы в отверстия куба, можно организовать следующую игру.

Разложите фигурки около куба, начните с ними играть, скажите ребёнку: «Давай представим, что это домик, где живут фигурки-малыши. Сейчас малыши гуляют, бегают, прыгают. А теперь они захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки можно войти в домик». Изобразите, как фигурка ищет своё окошко, но не может пройти в него. Попросите ребёнка от имени фигурки помочь ей найти подходящее окошко.

Этот сюжет легко преобразовать в игру «козлята и волк». Фигурки будут козлятами, которые при приближении волка должны спрятаться в домик-куб. Занятия с плоскостными вкладышами можно обыграть также следующим образом: для каждой фигурки нужно отыскать свою кроватку.

3.2.13 «Посмотри в окошко»

В эту игру можно поиграть, если вы, например, заметили, что малыш ходит по комнате с колечком в руке. Подойдите к нему и спросите: «Дима, что это у тебя в руке, наверное, окошко? Давай посмотрим в твоё окошко». Затем присядьте рядом с ребёнком и по очереди разглядывайте с ним через колечко комнату, называйте то, что видите.

Точно так же колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребёнка похожим на бабушку или дедушку.

3.2.14 «бинокль»

Рассматривать комнату, смотреть из окна можно в «бинокль». Сначала используйте игрушечный бинокль, а затем изобразите его руками, поднеся к глазам несомкнутые кулачки.

3.2.15 «Давай сфотографируемся»

В этой игре фотоаппаратом может стать любой предмет (кубик, брусочек, коробочка). Его можно изобразить и с помощью пальцев. «Фотографировать» детей можно в разные моменты жизни группы. Например, можно сказать: «Вот как детки хорошо кушают (одеваются, играют)! Сейчас я вас сфотографирую!» Этот приём можно использовать, чтобы переключить внимание детей. Например, сказать: «Костик, не плачь, улыбнись, я тебя

вайте лучше я вас сфотографирую, улыбнитесь». После «фотографирования» можно сделать шутливые рисунки-фотографии.

3.2.16 «На что это похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребёнок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной силуэт, предмет, узор, не имеющий определённой формы, рисунка.

К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их перемещением, изменением формы. Облако может быть похоже на подушку, пароход, кошечку, собачку, птичку. В отражениях в лужах, в тени от деревьев, в комке глины, узорах на ковре дети второго года жизни уже могут увидеть знакомые образы.

3.2.17 «Тени на стене»

Подобные игры вы можете организовать сами, используя тени на стене, на полу, на бумажном экране от рук, игрушек и любых других предметов.

Покажите детям одной или двумя руками тени, изображающие собачку, зайчика, птичку. Сначала можно назвать или косвенным образом подсказать, кого вы изображаете (например, имитируя лай щенка или писк птички). Затем предложите детям самим придумать, на что похожа тень. Можно скомкать кусок бумаги и, поворачивая его разными сторонами к источнику света, менять очертания тени.

Предложите детям «сделать тень» ручками или с помощью разных предметов. Участники игры (дети и взрослые) могут по очереди угадывать, на что она похожа.

3.2.18 «Прятки с солнечными зайчиками»

В солнечный день возьмите два маленьких зеркальца и пускайте солнечных зайчиков на потолок, стены, пол. Скажите малышам: «Посмотрите, к нам прибежали солнечные зайчики. Вот они прыгают, бегают, прячутся». Понаблюдайте вместе с детьми за солнечными зайчиками, прочтите стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»:

Скачут побегайчики — Солнечные зайчики. Мы зовём их — не идут. Были тут — и нет их тут...

Закройте или спрячьте зеркальце, затем скажите детям: «Давайте опять позовём зайчиков, пусть они ещё поиграют». Дети просят солнечных зайчиков вернуться, и они снова начинают бегать друг за другом, прыгать, обниматься или, наоборот, толкаться. Спрашивайте у детей, что делают зайчики, подсказывайте им ответы.

Можно предложить малышам стать котятками и ловить солнечных зайчиков лапками-ладошками на полу, на стене.

3.2.19 «Разноцветные салфетки»

Коротенькие игры-импровизации, стимулирующие детское воображение, можно разыграть, используя разноцветные салфетки, носовые платочки, лоскутки. Например, вы можете взять бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы, и сказать ребёнку: «Посмотри, Настя, это лужок, на нём растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где ещё цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем».

Голубая салфетка может стать речкой, морем или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, жёлтая — песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

3.2.20 «Бабочки»

Для этой игры приготовьте небольшой плотный лист цвет- зой бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных 'источков из тонкой бумаги, фольги. Положите маленькие лис- очки на картон и скажите ребёнку: «Посмотри, это лужок, а это абочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками шахнули и полетели». Дуньте на листочки так, чтобы они разделись в разные стороны. Затем предложите малышу «поймать бочек» и снова посадить их на лужок.

Повторите игру, предложив малышу самому дуть на листки.

3.2.21 «Найди зайчика»

Носовой платочек или кусочек ткани можно сложить так, чтобы получились разные фигурки, а затем поиграть с ними. Приведём пример такой игры.

Присядьте рядом с ребёнком, достаньте чистый носовой платок и, держа его за два соседних угла, заглядывайте за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: «А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдём». Затем быстро завяжите узелком каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши, и скажите: «Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?» Оставшиеся концы платка завяжите в узел так, чтобы получился маленький хвостик. «Вот и хвостик. Давай погладим его». В то время когда ребёнок гладит хвостик, незаметным движением подбросьте зайчика: «Ах, проказник, выпрыгнул. Нужно крепче его держать». С этим зайчиком можно разыграть небольшие сюжеты (зайчик убегает, прячется, спит).

Аналогичным образом можно из платочка сделать куколку, мышку и другие фигурки.

3.2.22 «Превращения проволочки»

Хорошим материалом для создания воображаемых предметов является гибкая проволока. Подберите мягкие проволочки, обмотайте их разноцветными толстыми нитками.

Покажите ребёнку проволочку и скажите: «Смотри, какая у меня проволочка. Из неё можно сделать разные игрушки. Вот я её согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вот Даша играет, а вон Саша сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?» Ребёнок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошке комнату, называет то, что видит. Затем скажите: «А давай теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко поднимается всё выше и выше, вот как высоко поднялось, светит дл; всех». Покажите, как солнышко медленно поднимается. По том предложите малышу самому поиграть с солнышком. После этого можно сделать из проволочки домик, согнув её в виде| треугольника: «Посмотри, какой получился домик. Тук-тук

кто в домике живёт?» Из проволочки можно согнуть змейку, из нескольких проволочек — очки. Затем снова согните проволочку в колечко и спросите у малыша: «А теперь на что это похоже?» Если ребёнок придумал что-то своё, например, говорит, что это руль от машины, поддержите его идею, обыграйте её (покрутите «руль», скажите «би-би», «поехали»), дайте малышу возможность самому поиграть в такую «машинку».

Предложите ребёнку самому что-нибудь сделать из проволочки, каждый раз интересуйтесь, чтоунего получилось, обыгрывайте придуманный образ. Из проволочек можно конструировать любые фигурки: ёлочку, солнышко, рыбку и др.

Подобные игровые эпизоды можно организовывать, используя и другие предметы и материалы: пуговицы, катушки, крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, бумаги, отдельные детали конструкторов, мозаику. Так, крышку от банки легко превратить в зеркальце, верёвочку — в червячка или змейку, ленточку — в дорожку, ручеёк или речку, палочку — в мостик или лодочку, камушки — в конфетки, катушку — в плиту.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области