Конспект совместной деятельности по сенсорному обследованию предмета «Кукла Маша» с детьми 2-3лет.
Цель: формирование сенсорного опыта и развитие положительного эмоционального отклика детей на эстетические качества объекта.
Задачи:
Сюрпризный момент:
За дверью слышен звон колокольчика.
Воспитатель: Ребятки, вы слышите! Кажется, за дверью звенит колокольчик. Интересно кто это там? (Воспитатель выглядывает за дверь и появляется с куклой в руках, и маленькой корзинкой) Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости! Кто это ребятки?
Дети: это кукла!
Воспитатель: Правильно это кукла!
В гости кукла к нам пришла.
Посмотри, как хороша!
С бантиком на голове,
С колокольчиком в руке!
Ребятки, кукла шепнула мне на ушко, что её зовут Маша. И она очень хочет с вами познакомиться. А вы хотите познакомиться с Машей?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда сейчас мы с Машей будем подходить к каждому из вас, а вы будете называть своё имя.
(Дети присаживаются на стульчики и знакомятся с куклой Машей)
Воспитатель: Ребятки кукла Маша сказала мне на ушко, что она принесла в корзинке колокольчики и очень хочет с вами поиграть. А вы хотите поиграть с Машей?
Дети: Да!
(Воспитатель садит куклу на стульчик в середине. Раздаёт детям колокольчики, произносит слова, сопровождая их движениями. Дети повторяют)
Подвижная игра « Колокольчик»
Колокольчик зазвенел,
Звонко песенку запел,
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Звонко песенку запел.
Колокольчик не звенит,
В кулачке он крепко спит.
В кулачке он крепко спит.
Просыпайся поскорей,
Зазвени нам веселей!
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Позвони нам веселей.
(игру можно повторить 2 раза)
Молодцы, ребятки! Очень весело играли! Давайте сложим колокольчики обратно Маше в корзинку. А сейчас можно отдохнуть и присесть на стульчики.
Рассматривание крупных деталей:
Воспитатель: Ребятки, а давайте рассмотрим нашу куклу Машу. Какая у нас Маша?
Дети: Красивая, нарядная, добрая, весёлая! (если дети затрудняются, воспитатель помогает)
Воспитатель: Ребятки, а что это у Маши? (воспитатель делает круговые движения пальцем вокруг головы куклы)
Дети: это голова
Воспитатель: Да, это голова! А у вас есть голова?
Дети: Да, есть!
Воспитатель: И у меня ребятки тоже есть голова (воспитатель круговым движением пальца показывает свою голову)
Ребятки, а вы покажите, где у вас голова.
Дети показывают таким же круговым движение пальца.
Ребятки, а это что у Маши? (воспитатель обводит круговыми движениями вдоль туловища)
Дети: туловище
Воспитатель: А у вас ребятки есть туловище?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребятки и у меня тоже есть туловище (воспитатель обводит круговыми движениями вдоль своего туловища)
Воспитатель: Ребятки, покажите, где у вас туловище (дети показывают)
Воспитатель: А, это что у Маши? (воспитатель круговыми движениями гладит живот)
Дети: Живот!
Воспитатель: Ребятки, а у вас есть животики? Дети: Да!
Воспитатель: Давайте, погладим наши животики.
(Дети и воспитатель гладят животики круговыми движениями руки)
Воспитатель: Ребятки, а это что?
Дети: Это спинка!
Воспитатель: А, у вас, есть спинка? Дети: Есть!
Воспитатель: А давайте, погладим друг другу спинки. ( Дети могут встать подойти друг к другу и погладить спинки)
Воспитатель: Ребятки, а это что у Машеньки? (показывает на ручки)
Дети: Это ручки!
Воспитатель: А у вас есть ручки?
Дети: Да, есть!
Воспитатель: Покажите свои ручки. (Дети показывают)
Воспитатель: Правильно! Вот они наши ручки. Ребятки, а что могут делать ваши ручки?
Дети: хлопать, играть, рисовать, лепить.
Воспитатель: А давайте поиграем с нашими ручками
Игровое упражнение
« Где же наши ручки?»
(Воспитатель читает текст, показывает движения, дети повторяют)
Где же, где же наши ручки наши ручки, наши ручки? (2 раза) (Прячут руки за спиной )
Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движение "фонарики")
пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки. (Сжимают и разжимают кулачки)
Поплясали, стоп!
Воспитатель: Молодцы! Хорошо ручками играли!
Ребятки, а это, что у Маши? (показывает на ножки)
Дети: Ножки!
Воспитатель: правильно, ножки! А у вас есть ножки?
Дети: Да!
Воспитатель: А что умеют делать ваши ножки?
Дети: ходить, прыгать, бегать!
Воспитатель: А давайте, попрыгаем, как зайки на лужайке. А Машенька посидит на нас посмотрит. (Дети прыгают) Как здорово ребятки умеют прыгать! Молодцы! А сейчас можно присесть и отдохнуть.
Рассматривание мелких деталей:
Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, а какие у Маши волосы? Длинные или короткие?
Дети: Длинные!
Воспитатель: А какого цвета? Светлые или темные?
Дети: Светлые.
Воспитатель: Давайте, потрогаем волосы Маши, погладим её по головке. Потрогайте, какие у Маши волосы гладкие, шелковистые.
(Дети по очереди гладят куклу по голове)
Воспитатель: А теперь Маша тоже хочет потрогать ваши волосы, погладить вас по головке.
(Кукла гладит детей)
Воспитатель: Ребятки, а это что у куклы? (Обводит лицо круговым движением пальца)
Дети: Лицо! (если дети затрудняются в ответе, воспитатель говорит сам)
Воспитатель: А у вас, есть лицо?
Дети: Да, есть!
Воспитатель: И у меня тоже есть лицо (показывает круговым движением пальца)
Давайте закроем лицо руками, а теперь откроем (Дети выполняют задание)
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим, что у куклы есть на лице?
Дети: глазки!
Воспитатель: Да, правильно на лице есть глазки. Ребята, у кукол, так же как и людей глаза могут быть и голубые, и зеленые, и серые, и карие.
Как вы думаете, у Маши какого цвета глаза?
Дети: Голубые!
Воспитатель: Правильно у нашей Маши глазки голубые, как небо. А у вас есть глазки?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте быстро - быстро поморгаем глазками, а теперь зажмуримся, откроем и ласково посмотрим друг на друга. Молодцы!
Воспитатель: Ребятки, а это что у Маши?
Дети: это носик!
Воспитатель: Правильно это носик, он маленький как пуговка. А где ваши носики?
(Дети показывают)
Воспитатель: Попробуйте наморщить носик.
(Дети морщат носики)
Воспитатель: Ребятки, а это что у Маши? (показывает на рот)
Дети: ротик! Воспитатель: Правильно ребятки, а какого цвета у нашей куклы ротик?
Дети: Красного!
Воспитатель: Молодцы, правильно! У нашей куклы ротик красный, как вишенка.
А у вас есть ротики?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте откроем наши ротики широко – широко. А теперь закроем.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребятки, а это что у Машеньки? (показывает на ушки)
Дети: Это ушки!
Воспитатель: А у вас есть ушки?
Дети: Да!
Воспитатель: Какие у нашей куклы ушки? Маленькие или большие?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: А у вас?
Дети: большие.
Воспитатель: Давайте, погладим наши ушки ладошками (гладят ушки ладошками)
Воспитатель: Скажите, а во что одета Маша?
Дети: В платье.
Воспитатель: Какого цвета платье?
Дети: Жёлтого!
Воспитатель: Правильно, ребятки! Платье у куклы жёлтое, как солнышко.
А это что у Маши в волосах?
Дети: Бантик
Воспитатель: Какого цвета бантик?
Дети: Белого
Воспитатель: Правильно, ребятки! Бантик белого цвета, как облачко!
Обобщённый рассказ воспитателя.
Давайте ещё раз посмотрим на нашу куколку. У нашей куколки есть голова, есть туловище, есть ручки, ножки, животик, спинка. Волосы на голове длинные, мягкие, шелковистые. Глазки голубые, как небо, носик маленький, как пуговка. Ротик красный, как вишенка.
Воспитатель: Ребятки, кажется Маша хочет мне что-то сказать.
Игра с предметом:
Маша сказала мне, на ушко, что она хочет поиграть с вами в прятки. Поиграем с Машей?
Дети: Да!
Воспитатель: Маша будет прятаться, а вы будете её искать. Сейчас вы закроете глазки, а Машенька спрячется. А когда Машенька зазвенит в колокольчик, вы откроете глазки и пойдёте её искать.
(Воспитатель звенит в колокольчик из того места, где спрятала куклу. Дети идут искать. Если дети затрудняются в поиске, воспитатель незаметно звонит в колокольчик ещё раз, примерно из того места, где спрятана кукла)
Воспитатель сопровождает поиски детей словами.
Воспитатель: Куда же спряталась наша Маша?
Дети: Вот она!
Воспитатель: Ай, да молодцы ребятишки нашли Машу!
( игра повторяется 3-4 раза)
Воспитатель: А сейчас Машеньке пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ней и скажем, что будем снова ждать её в гости!
Дети и воспитатель: До свидания Маша! Приходи к нам ещё в гости!