Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема самообразования «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель освоить технологию проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Задачи • изучить литературу о способах изучения проектно-исследовательской деятельности в ДОУ • побывать на НОД коллег и обменятся опытом • применять знания на практике. • создать проект, основываясь на увлеченность детей темой . • привлечь родителей к работе над проектом • объединить опыт работы по самообразованию. • развивать творческий потенциал в профессиональной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное образование д\с «Улыбка»

Структурное подразделение д\с «Сказка»

Тема самообразования

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Черепанова О.А

План самообразования

В 2019 была начата грандиозная работа по теме, в этом году будем продолжать, потому что многое ещё нужно изучить.

Цель:  освоить технологию проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста  

Задачи:

Основные вопросы:  

Прогнозируемый результат:

 - владение новыми педагогическими приёмами воспитания и обучения

детей старшего дошкольного возраста

- повышения знаний, профессионализма, творчестваумений и навыков.

- развитие у детей коммуникативных навыков, творческих способностей,умениеобъединять знания.

Месяц

Этапы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

и в течение года

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной проблеме.

Консультации для родителей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

«Виды проектов и использование их в совместной с детьми деятельности»

Октябрь, Ноябрь

- Изучение опытов педагогов ДОУ.

-Изучение методики проектирования педагогов в Интернете.

Консультация для педагогов ДОУ «Основные этапы метода проектов».

Декабрь, январь

Практический этап

Разработка проекта на основе интересов детей, используя ИКТ.

Раскрытие творческих способностей детей.

Привлечение родителей к совместной работе над проектом

Готовый проект.

Индивидуальные задания родителям.

Февраль, март

Практическая деятельность

Реализация проекта

Апрель

Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию  на педсовете;

Публикация в интернете презентации проекта для распространения педагогического опыта.

Выступление, публикация

Май

- Отчет по теме «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста».

Литература для изучения:

1.Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.

2.Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 1.

3. В. Н. Журавлева"Проектная деятельность старших дошкольников. Паспорт проекта, модели занятий, дидактические игры" Мозаика — Синтез, 2008.

4.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

5.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

Итоговый проект «Широкая масленица»

Вид проекта: Творческий, краткосрочный, коллективный.

Участники: Дети старшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: Одна неделя.

Воспитатель: Черепанова О.А

Актуальность. В России огромное количество народных праздников, традиций. Одним из самых известных праздников гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь происходят соревнования в силе, молодой удали, а все желающие могут полакомиться вкусными блинами. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых светлых праздников на Руси. В наше время стали угасать народные традиции, поддерживаемые нашими предками на протяжении многих столетий. Дети не видят родительского примера. Мы нацелены на поддержку родных традиции, необходимо в ходе игры показать детям красоту славянского праздника. Ребята узнают стихи, игры, потешки. Этот проект намерен не только поддерживать традиции, но и развивать их, показывать необходимость участия в праздниках.

Цель: Повышение увлечения традициями русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

Увеличивать интерес к обрядовым русским праздникам. Обогащать духовный мир детей. Расширить знания детей о празднике «Масленица». Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции народного праздника Масленицы. Воспитать из наших детей патриотов.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап: разработка содержания , составление плана действий; подбор информации и материалов для последующей реализации проектных мероприятий (электронные презентации, художественная литература, развивающие игры, иллюстрации, аудиозаписи с русскими народными плясками и песнями); подбор материалов для увлекательного времяпровождения.

Основной этап:

Образовательная деятельность

Содержание деятельности

ФЦКМ

Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» с.41

Речевое развитие

Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник, Масленица?», «Как отмечать Масленицу», о традициях и обрядах праздника, «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица» . Беседы о сезонных изменениях в природе. (Приложение №1)

Просмотр видео «Широкая Масленица» , «Золотая хохлома» (знакомство детей со значением и обычаями праздника). Видеофильм «Смешарики – Масленица. (Видео картотека)

Стихотворение для разучивания:

«Радость – в каждый дом»

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Рисование «Тарелочка для блинов» (Золотая хохлома) Т.С.Комарова «ИЗО в дет. саду»с.79

«Золотая хохлома» (роспись разделочной доски)

О.В.Павлова «ИЗОдеятельность»с.42

- Лепка «Доску разделочную для мамы украшу»

О.В.Павлова «ИЗОдеятельность»с.66

-Аппликация «Масленичка»

Социально -коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кухня» (Картотека )

Муз.дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»;

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Чтение

художественной

литературы

К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы» ; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».

Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка». (Приложение№2,3,5)

Отгадывание загадок по тематике проекта.

Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица» и др.(Приложение№3)

Слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.

Физическое развитие

Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки».

Хороводная игра «Ровным кругом»(Приложение№4,7)

С.В.Сипантьева «Игры и упражнения»

Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Работа с родителями

С детьми испечь блины, поговорить о Масленице.

Третий этап. Итоги проекта.

Выставка детских работ.

Папка –передвижка «Масленица- блиноедка »

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет».

Используемая литература:

1. О.В.Дыбина «Ознак.с предметным и социальным окружением» с.41

2. « Развитие речи» В.В.Гербова

3. «Рисование с детьми 5-6лет»Д.Н.Колдина с.29

4. «Комплексные занятия по изо.деятельности » О.В.Павлова.

5. « Дидактический материал»О.В.Епифанова

6. «Формирование представлений о себе» М.Н.Сигимова

7.С.Комарова «ИЗО в дет. саду» с.79

Приложение №1.

Беседа на тему: «Почему масленица называется масленицей»

Существует много историй о появлении названия праздника «Масленица».

По одной из версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Это связано с тем, что люди пытались привлечь милость солнца, при помощи блинов пытались попросить обогреть холодную землю. Поэтому пекли блины-символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать село на лошадях, украшать колеса от телеги и затем их на шесте носить по улицам, водить традиционные хороводы. У славян считали, что эти действия «умасливают» солнце, тем самым делая его добрее. Отсюда пошло название праздника — «Масленица».

Следующая версия в том, что название «Масленица» возникло благодаря тому, что по православному обычаю мясо в это время уже исключается из пищи, а молочные продукты употреблять можно свободно — поэтому используя данный продукт делают масляные блины. По этой же причине, Масленицу иногда называют Сырной неделей.

Если посмотреть ещё глубже в историю то, Масленица родилась на Севере, и по сказаниям отцом этого праздника был Мороз. В самое суровое и печальное время года — зиму, человек увидел масленицу, которая пряталась за сугробами, и попросил ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. На зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась в лесу, а здоровой и красивой женщиной с блестящими от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила всех людей на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь, схватила его за руки и пустилась в хороводы. По этим сказаниям в старину Масленица была очень веселым праздником

Беседа на тему: «Как отмечать Масленицу»

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Неделю народ провожает холодную зиму, печет блины и ходит в гости к друзьям.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. В переводе с итальянского «карнавал» означает «холод до свидания». Масленица, перед Великом постом, издавна называлась «Мясопустом», в эту неделю категорически запрещалось есть мясо.

Историки полагают , что в древности Масленица была близка с днем весеннего солнцеворота, но после принятия христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Это еще не все о смысле Масленицы. Для славян она долгое время была также встречей Нового года! Вплоть до XIV века год на Руси как известно начинался с марта. Блины, необходимый атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: горячие, круглые, они являют собой символ солнца, которое все ярче разгорается, увеличивая дни. А по давним поверьям считалось: как встретишь год, так его и проведёшь. Потому не скупились наши предки в этот великий праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «широкой», «честной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжает жить. Ничто не смогло заставить русских отвергнуть любимый праздник – хлебосольного и разгульно-веселого. Одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по городам и весям царские указы, строго запрещая частное винокурение, требуя, чтобы русские в азартные игры не играли, боев на кулаках не устраивали. При этом ни грозные царские указы, ни повеления патриарха не в силах были смирить веселье.

Катание с гор раньше было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор начиналась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из сверкающих самоваров, орехами, пирогами,сладостями и блинами. Людей в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый герой народа Петрушка.

В деревнях, где балаганов никогда не было, жители становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Объединившись, они дружно строили из снега крепость с большими башнями и воротами. Чаще всего создавали ее на льду и по середине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две группы. Конные смельчаки осаждали крепость, а ее защитники защищались снежками, размахивали хворостинами и метлами, запугивая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в крепость, ожидало испытание: его кидали в ледяную прорубь.

Но самым интересным и увлекательным масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого была упряжка, улицам наперегонки неслись различные упряжки: богачи щеголяли рысаками и разноцветными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в огромных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении юных, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг устраивали самые масштабные санные катания. В пятницу – тещины вечера – зятья звали тещу за стол. Суббота предоставлялась золовкиными посиделкам. Воскресенье прозвали «прощеным днем». В этот день все ходили к родственникам, друзьям и знакомым, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели чем-то.

Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица»

Масленица - в мифологии славян персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Наименование русскому календарю дал праздник проводов зимы и встречи весны - Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали п, затем выносили за ограду и сжигали. Масленицей называли также пугало из соломы, одетое в женское тряпье, иногда с блином или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на упряжках в течение масленичной недели, а затем закапывали или провожали в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре, разводившемся на возвышении. Похороны Масленицы сопровождались ряжеными процессиями, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях .

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно нужно было использовать дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, проявляли буйную силу растительности. Одежда на чучеле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Она закреплялась на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использованную при приготовлении блинов, вешали ленты, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбывались, должны были сгореть вместе с куклой.

1. Масленичное пугало изготавливается по принципу огородного чучела. Нужно взять два бруска. Один длиннее, на котором чучело стоит. Второй более короткий брусок – это будут руки. Бруски соединить наподобие креста.

2. Самый активно горящий материал это солома и бумага. Необходимо взять солому, бумагу или сухую траву и привязать ее верёвкой к кресту, формируя тело чучела. Если кукла будет небольшая, а соломы или травы нет, можно пустить на сгорание несколько веников.

3. Для головы пугала можно взять светлый мешок. В мешок засунуть солому или траву и зашить его. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой тканью. На голову чучелу надо завязать яркий платок. Он будет держать бумагу. Концами платка можно соединить голову чучела на туловище.

4. После надо нарядить чучело в любое не нужное платье. Если трава из чучела выпадает, можно зашить снизу наше платье. Чтобы сделать чучело более реалистичным, нужно набить травой два мелких мешка и наденьте их на концы бруска — это кисти рук. Спустить рукава и завязать их, чтобы были не видны завязки мешочков.

5. По желанию, рисуем масляничной девице лицо. Румяные щеки и красные губы будут контрастно смотреться с белоснежным снегом. Глаза чучельной красавице рисуют по обычаю закрытыми.

6. Из белой или желтоватой ткани либо плотной бумаги плетут чучелу две косы. Крепят их под платком. На концах завязать яркие бумажные ленточки. Воткнуть готовую праздничную куклу в сугроб.

Приложение №2.

Заклички.

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный

6.Везет везет Весна,

Везет везет Красна,

Ясные денечки,

Частые дождички,

Зеленые травы,

Красные цветы,

Теплые деньки!

7.Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горках катаемся,

Блинами объедаемся.

Эй, Масленица-куросейка,

Покатай нас хорошенько!

-Масленка, Масленка,

Не видала ли Горасенка?

-А Гораска в красной шапке

На вороненькой лошадке,

Плеточкою машет,

Под ним лошадка пляшет.

Как на Масленой недели

Из печи блины летели,

И сыр, и творог -

Все летело за порог.

Весело было нам!

Достанется и вам!

8.Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

9.Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Приложение №3.

Частушки

1. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья. Марья и Катюша

Песни петь пришли сюда

2. У меня всего три шали

Все они пуховые

Мы девицы молодые

Девушки бедовые

3. Сшила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела

Что же я наделала?

4. Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один ишь дать

5. Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда.

Масленичные частушки.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

6.Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

7.Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

8.На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

9.Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

10.Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

11.Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя -

Можно съесть и лишнего.

12.Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

13.Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

14.Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

15.Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

16.Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Приложение №4.

Хороводная игра «Ровным кругом»

Слова к игре:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так.

Общий танец «Топа – топ»

Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ

Топа – топа, топа-топ

Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп

Хлопай, хлопай, хлопай хлоп

Прыг да скок, прыг да скок

Прыг да скок да прыг да скок

Ножку – раз, ножку – два

Вот как пляшет детвора

Сели – встали, сели – встали

И нисколько не устали и т. д.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Соберёмся все в кружок,

Все потопаем, все потопаем.

Будем весело играть,

Будем ручки согревать,

Все похлопаем, все похлопаем.

Если холодно стоять,

Мы похлопаем опять

По коленочкам, по коленочкам.

Чтобы стало нам теплей,

Будем прыгать веселей,

Все попрыгаем, все попрыгаем.

Песня «Веснянка»

Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли,

И соловушки малы.

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём.

Игра «Масленица»

Слова к игре: А я — масленица

Я не падчерица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

Логоритмическая игра «Радуга – дуга»

Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)

Мы ногами топ – топ – 2 раза

А под нами, а под нами ходят тучи с облаками

Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)

Мы, как птицы полетели

Хлоп…. (машут руками)

И на облако присели, стоп! (приседают)

Приложение №5.

Пословицы и поговорки.

• Блины брюхо не портят.

• Не все коту масленица, будет и Великий пост.

• Не житье-бытье, а Масленица.

• Масленица идет, блин да мед несет.

• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

• Блин добр не один.

• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.

Приложение № 6

Дни Масленицы. Названия

Первый день Масленицы: Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Песни пели девушки, юноши, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по округе. Спокойный народ встречу Масленицы начинал с посещения родственников. К первому дню Масленицы строили общие горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети делали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали пока хозяева не выносили им старую одежду. Насобирают ребята всякой одежды и вывозят все это на место высокое, дров натаскают и костер зажигают. Костер называли «масленкой». Дети вокруг костра танцуют и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приходили девицы-молодицы покататься на санках , поесть блины, устраивались качели, поездки на конях, воздвигались городки.

Самое любимое дело в Масленицу - кататься на досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки меняли на санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на берегу катушку из здоровых бревен и жердей. У такой катушки «бег» был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватило.

Катались дети и взрослые на санках, на чунках (саночки со стулом), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках это маленькая доска, впереди закругленная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на телячьих шкурах целыми группами.

Народ говорил : кто дальше всех с горки скатится, у того дома лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и стремились победить.

Третий день Масленицы - «лакомка»

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди ели блинами и другие масленичные яствами. Блины изготавливались с огромным разнообразием: овсяные, гречневые,пшеничные, ячневые, из пресного, кислого теста.

Народ говорил: «Блин не клин, брюха не распорет».

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

В этот день проходила середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли весь день, танцевали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - скидывали в снег и засыпали их по самую шею...

Выходили в этот день и на кулаках побиться. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Встречались на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говорили: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения есть почетные, со всею роднёй к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем почётнее было.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. В конце отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще девушки, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были в замужем, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная обязана была одарить своих золовок гостинцами. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Вечером жгли Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так издавна весело, карнавально, с задумкой, с обильным кушаньем и всепрощением провожал народ зиму и холод, встречал весну и тепло, словно желал отгуляться и от веселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот момент на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За огрехи свои, за огорчения друг у друга наши предки с открытой душой просили простить и молились, чтобы позабыли обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь, которая открывала Великий Пост.

Что такое Великий Пост?

Великий Пост является древнейшим, главным, строгим и длительным среди постов, у православной церковью, Он длится 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Во время запрещается: устроительство и участие в соревнованиях; пение, танцы, музыка, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ, вступление в брак. Недопустимо врать, сквернословить, осуждать. Первая и крайняя неделя поста являются особо строгими.

Приложение № 7

Спортивные игры-забавы

Заря.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

Произнеся крайниеие слова, водящий должен аккуратно положить ленту на плечо одного из участников. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда человек замечает , что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро хватает ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Горелки.

Эта интересная игра известна в народе издавна. Изначально все игроки делятся на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за следующей. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы образовать «ворота». Последняя пара в ряду пробегает под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет последующая пара и т.д.

Вначале колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары идут через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

Когда песня подходит к окончанию , пара, которая в стояла впереди ряда, перестает держаться за руки, и ее участники бегут в разные стороны. А все игроки кричат хором:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен поймать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова схватиться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они встают впереди колонны, и игра продолжается. Если «горящий» поймал кого-то из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался один.

Петушки.

На земле чертят круг. В круг встают двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибая в колене, поддерживая ее за пятку рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, руки использовать запрещено, а вторую ногу на землю ставить нельзя. В основном работают плечи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области