Особенности мотивации учащихся на уроках французского языка.
Павлова Марина Алексеевна
СОШ № 44 г. Рыбинск Ярославская область
Учитель французского языка
Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, направленных на активизацию его деятельности.
Мотивация в обучение французскому языку занимает ведущую роль, особенно в настоящее время. Приоритетное положение английского языка, объяснимое как экстралингвистическими, так и лингвистическими причинами, характерно не только для отечественной школы. Конечно, нельзя управлять динамикой престижности / непрестижности иностранного языка, но можно несколько «редуцировать» процесс наступления английского языка на образовательные программы через популяризацию других языков, таких как немецкий и французский.
Мотивация изучения французского языка, я считаю, зависит от настроения учащихся с первых уроков, сумела ли я заинтересовать их, заинтриговать или нет. Поэтому своей главной задачей в начале изучения предмета я стараюсь вызвать интерес к изучению французского языка. Для этого я применяю в учебном процессе различные формы, методы работы, разнообразные игры и квесты.
Мне помогает в этом использование современных технологий, в том числе проектная деятельность, проблемного обучения и здоровье сберегающая технология.
Практически на каждом уроке я использую страноведческий материал: рассказываю о Франции и других странах-франкофонах. Вниманию учащихся предлагаются видеоматериалы о Париже, различных регионах Франции и истории страны, изучаемого языка. В старших классах учащиеся сами находят и предлагают к просмотру интересные видео и фильмы. Одним из эффективных приемов мотивации был проект «Мой друг из Альзаса». Практически все мои ученики с удовольствием переписывались с учащимися из коллежа имени капитана Дрейфюса в Альзасе. Мотивация была налицо: письма, посылки с подарками и рисунками, масса фотографий. Еще одним ярким примером повышения мотивации к изучению французского языка являлось наше сотрудничество с «Альянс Франсез» в нашем городе. Мы принимали активное участие во всех мероприятиях этой общественно-культурной организации: встречи с французскими писателями и музыкантами, просмотры фильмов и мультфильмов на французском языке.
Французы-стажеры проводили уроки и внеклассные занятия с моими учениками. Ребята узнали много нового о Франции, праздниках и традициях французов. Ежегодно проводились конкурсы чтецов на языке оригинала, т.е. на французском.
Стажеры помогали ребятам в выборе стихов, знакомили с творчеством французских поэтов. Отдельно хочется сказать о конкурах песен на французском языке. Этот конкурс проходил ежегодно и имел большой успех у учащихся. Песни тщательно отбирались, в чем нам также помогали французские стажеры. Они репетировали с ребятами, гримировали их перед выступлением, искренне болели за нас. И мы побеждали!
Все эти моменты были незабываемы и, безусловно, мотивировали ребят на серьезное и качественное изучение французского языка. Результаты не заставил себя ждать: активные участники этих мероприятий имели высокие оценки по данному предмету, хорошо сдавали ОГЭ и ЕГЭ. Проведение внеклассных мероприятий способствует дополнительной мотивации учащихся, стимулирует их лингвистическую активность, развивает социокультурную компетенцию школьника и поддерживает их интерес к изучению французского языка.
Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью особенно на начальном этапе обучения и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому я должна всегда помнить о здоровье школьников, о создании на уроке таких условий, которые обеспечили бы детям хорошую работоспособность на протяжении всего урока, помогли бы избежать переутомления. Чтобы снять усталость и повысить работоспособность, настроение на уроке я провожу короткую разрядку длительностью 3-5 минут. Одной из форм разрядки является физкультминутка. Это несложные физические упражнения. Физкультминутка может проходить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок. Коротких стихотворений, которые учащиеся проговаривают хором. Громкое произношение оглушает, тихое – утомляет, поэтому тексы считалок следует проговаривать четко, но не громко.
Мой личный опыт работы подтверждает эффективность использования всех этих приемов. Считаю, что эта работа дает много стимулов для самоусовершенствования и самореализации, а это важная задача для меня как для учителя.