Формирование естественнонаучной грамотности
на уроках географии
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Что включает в себя данная грамотность?
Одним из видов функциональной грамотности, которую будут оценивать в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, это естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география). Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Как формируется ЕНГ?
Технологии формирования ЕНГ:
1. Технология критического мышления.
Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений
Систематическая оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях
Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
2. Проблемно-диалогическое обучение.
Использование проблемно-диалоговой технологии позволяет обучающимся вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
3. Критериальное оценивание.
Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Методы формирования ЕНГ:
1 . Исследовательский метод обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология развития критического мышления.
Как проверяется ЕНГ?
Уровни ЕНГ:
1. Высокий уровень грамотности.
Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведённых исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения
2. Средний уровень грамотности.
Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.
3. Низкий уровень грамотности.
Воспроизведение простых знаний (терминов, правил, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.
Примеры заданий.
- Чем отличаются задания на оценку ЕНГ от заданий, традиционно используемых в отечественной школе?
Задания включают, как правило, группу вопросов, связанных с текстом, в котором описывается некоторая ситуация из естествознания или ситуация из повседневной жизни.
- Как выглядит задание на оценку ЕНГ?
1. Задания на умение научно объяснять явления.
2. Задания на умение интерпретировать научную информацию.
3. Задания на умение проводить учебное исследование.
Упражнение и задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
При основании вулкана Кихпиныч на Камчатке в верхней части реки
Гейзерной расположена так называемая «Долина Смерти». Такое название долина получила потому, что в 1974 г. в ней было обнаружено много погибших зверей и птиц. Позы зверей говорили о внезапной смерти. За пять лет (с 1974 по 1979 г.) в Долине Смерти погибли 13 медведей, 3 росомахи, 9 лисиц, 1 заяц, 86 мышей, 1 орлан, 19 воронов и более 40 мелких птиц.
Ученые обратили внимание на выходы термальных источников в районе
Долины Смерти. Подобные явления описаны и в других районах вулканической
деятельности. Так, близ Йеллоустонского национального парка в США известно Мертвое ущелье, где были найдены погибшие медведи-гризли. В Долине Смерти на острове Ява многократно находили задохнувшихся кабанов и других животных. Исследование состава воздуха в безветренную погоду в Долине Смерти на площадке гибели животных по сравнению с составом «эталонного» атмосферного воздуха дало результаты, представленные в таблице:
Воздух | Состав, об. % | ||||
Азот | Кислород | Углекислый газ | Аргон | Сероводород | |
Атмосферный | 78,08 | 20,95 | 0,03 | 0,93 | - |
В Долине Смерти на площадке гибели животных | 53,9 | 8,6 | 36,8 | - | 0,69 |
Известно, что сероводород - газ с запахом тухлых яиц - отравляет
окружающую среду. Вдыхание воздуха с небольшим содержанием сероводорода. Вызывает головокружение, головную боль, тошноту, а со значительной концентрацией приводит к коме, судорогам, отёку лёгких и даже к летальному исходу. При высокой концентрации даже однократное вдыхание сероводорода может вызвать мгновенную смерть.
Установлено, что при содержании углекислого газа во вдыхаемом воздухе до
0,2 % у человека возникает нарушение самочувствия, при 3-4 % наблюдается
возбужденное состояние, головная боль, шум в ушах, сердцебиение, замедление пульса, а при 8 % возникает потеря сознания и наступает смерть.
Умение научно объяснять явления
ВОПРОС 1.
Рассмотрите таблицу и сравните состав атмосферного воздуха и воздуха в Долине Смерти на площадке гибели животных. Отметьте различие в их составе. Укажите возможную причину различия в составе атмосферного воздуха и воздуха в Долине Смерти.
Ответ:__________________________________________________
Умение проводить учебное исследование
ВОПРОС 2.
Сделайте предположение о возможных причинах гибели животных в Долине Смерти.
Ответ:_________________________________________________
ВОПРОС 3.
Сделайте предположение об изменении состава воздуха в Долине Смерти с увеличением расстояния от поверхности земли.
Аргументируйте свое предположение.
Ответ:__________________________________________________
Умение интерпретировать научную информацию
ВОПРОС 4.
Ваши друзья собрались в путешествие на Камчатку и хотят посетить, в том числе, долину реки Гейзерной. Какие предметы экипировки вы бы посоветовали им обязательно взять с собой в путешествие, учитывая информацию, содержащуюся в тексте? Аргументируйте свой ответ.
Ответ:__________________________________________________