Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Конфликтные ситуации между суворовцами их диагностика, профилактика и разрешение»

Профилактика и предупреждение конфликтов среди суворовцев. Создание условий, препятствующих возникновению конфликтов. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Пермское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

«Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение»

Разработал:

Новиков Алексей Сергеевич

воспитатель 2 взвода 3 роты

Пермь – 2021

«Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение»

План:

В условиях Пермского суворовского военного училища в процессе постоянного взаимодействия, проживания, обучения среди членов коллектива суворовцев могут возникать самые различные противоречия, порой выливающиеся в конфликты.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности взвода и роты. Конфликты между суворовцами отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь взвод. Поэтому заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов во взводе крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Суворовцы станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье суворовцев.

В-третьих, именно в этот период у подростков формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

В работе по профилактике и разрешению конфликтов среди суворовцев воспитателю необходимо опираться на следующие руководящие документы: Дисциплинарный устав ВС РФ (ст.2,3,4,5,6,7); Устав Внутренней службы

(ст. 2,10,16,19,30,67,70,72,161); Оргуказания главкома сухопутных войск (раздел III) и другие.

В Дисциплинарном уставе ВС РФ в ст. 3 подчеркивается, что «воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество».

В Уставе Внутренней службы в ст.2 прописано: «Взаимопонимание, доброжелательность и готовность помочь друг другу способствуют укреплению войскового товарищества и сплочению воинских коллективов, позволяют не только выполнять задачи в повседневной деятельности, но и выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке». В ст. 19 подчеркивается, что «военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины».

Поэтому для успешного руководства суворовцами воспитателю необходимо понимать суть возникающих конфликтов, причин их появления, характер влияния на коллектив, знать способы урегулирования типичных конфликтов.

В данной разработке я планирую остановиться не только на теоретических вопросах, обозначенных выше, но и на конкретных примерах суворовского коллектива своего взвода показать действия воспитателя по разрешению конфликтов и работу по профилактике конфликтных ситуаций.

Что же такое конфликт? Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Приведем пример: заместитель командира взвода вице сержант назначает новый наряд. Суворовец недоволен – он стоял в наряде 3 дня назад и считает несправедливым новое скорое назначение. Налицо конфликтная ситуация. Две стороны, каждая из которых имеет свою точку зрения и настаивает на своей правоте. Казалось бы, ситуация малозначительная, но для суворовца несправедливая, он хочет доказать свою правоту. Как разрешить эту конфликтную ситуацию? Можно ли было ее избежать?

Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

По мнению психологов 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом: конфликт= конфликтная ситуация +инцидент, где конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций; конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Из данной формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.

В приведенном нами примере из жизни взвода устранить конфликтную ситуацию просто – не дать ей возникнуть. Для этого: а) иметь график нарядов, четко ему следовать; б) укреплять воинскую дисциплину, чтобы распоряжения младшего начальника, каким является заместитель командира взвода, беспрекословно выполнялись; в) при составлении графика нарядов учитывать психологическую совместимость суворовцев. Устранив конфликтную ситуацию, мы исчерпаем и инцидент, т.е. не получим и конфликта. Если все же конфликт возник, разрешить его следует конструктивным путем, применив все возможные способы.

Анализируя конфликтные ситуации между суворовцами взвода, можно выделить несколько причин возникновения конфликтов: оскорбления, зависть, отсутствие взаимопонимания, борьба за лидерство, противопоставление личности суворовца коллективу и др. Следует отметить, что для возникновения конфликта необходимо: во-первых, чтобы причиной было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное действие возникла ответная реакция.

Невозможно управлять конфликтом, если у воспитателя нет объективной картины взаимоотношений между суворовцами во взводе. Наблюдения за суворовцами в их повседневной жизни недостаточно, необходимо проведение различных диагностик. Такие диагностики регулярно проводятся и воспитателем взвода, и психологом роты.

На разных этапах воспитания применяются разные методики: социометрия, диагностика межличностных отношений, стратегия поведения в конфликтной ситуации и другие. Результаты диагностик оказывают неоценимую помощь воспитателю и используются им в работе со взводом, в том числе и при разрешении конфликтов.

Так, проведенная во взводе диагностика социометрического статуса каждого суворовца в 2019 году показала, что «лидеров» во взводе – 3 человека, «предпочитаемых» - 7, «пренебрегаемых» -5, «изолированных» - 0, «отверженных» -3. Данные социометрии независимого исследования, проведенного в 2021 году, показывают, что во взводе сложился благоприятный психологический климат, «лидеров» -3, «предпочитаемых» – 14, «пренебрегаемый» - 1, «изолированных», «отверженных» - нет.

Психологами выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки отличаются разными системами ориентаций.

В нашем взводе «предпочитаемые» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становится активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Суворовцы с неблагоприятным положением во взводе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Этот факт необходимо учитывать для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций между суворовцами. Для непопулярных суворовцев воспитателю необходимо создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности взвода, создавать ситуацию «успеха», хвалить при взводе за исполненное дело, успехи, привлекать внимание взвода, оказывать поддержку.

Если же конфликтная ситуация возникает, это становится поводом для того, чтобы воспитатель обратил внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии между суворовцами. Часто приходится сталкиваться с конфликтами между суворовцами, которые можно назвать конфликтами лидерства. В них отражается борьба двух лидеров. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта, из взаимных реакций, направленных на защиту своих интересов. И особую роль в возникновении конфликтного поведения играет реакция участников.

В качестве примера рассмотрим конфликтную ситуацию, которая возникла между суворовцами взвода. В межличностный конфликт были вовлечены два лидера взвода – А и Б. А – вице сержант. Учится хорошо, обладает организаторскими способностями, активно занимается спортом, является членом сборной училища по футболу. А из полной семьи. Имеет возможность практически каждую неделю бывать дома. Б – вице сержант. Упорным трудом и старанием добивается успешной учебы. Пользуется авторитетом в коллективе суворовцев. Активно занимается спортом – армейским рукопашным боем, является победителем и призером соревнований разного уровня. Суворовец Б – сирота, вместе с младшими сестрой и братом находится под опекой родной тети, у которой двое родных детей. Дома бывает три раза в год (зимние, весенние и летние каникулы). Суворовцев связывают дружеские отношения, оба увлечены спортом, много общих интересов. Часто в увольнение А приглашает Б в гости, где родители радушно принимают ребят, стараясь, чтобы подросток не чувствовал себя обделенным. Тем не менее, между суворовцами периодически возникает конфликт.

Одна из главных причин – борьба за лидерство во взводе, а также наличие внутриличностного конфликта у Б, который проявляется в отрицательных переживаниях по поводу невозможности реализации потребностей – стать заместителем командира взвода. Эти переживания усугубляются тем, что в настоящий момент эту должность занимает лучший друг, а Б является его первым заместителем. Подавление этих эмоций ведет к раздражению, досаде, к формированию чувства несостоятельности. Боязнь оказаться хуже других ведет к появлению эгоистических целей, стремлению к превосходству. Таким образом, в ситуации конфликта просматриваются позиции: превалирования – «над», характеризующаяся подавляющим воздействием (Б); подчинения – «под», характеризующаяся психологическим уходом (А). Например, суворовец А всегда радуется спортивным победам друга, в случае неудач старается его поддержать. Б, напротив, победы воспринимает спокойно, а в случае поражения указывает на недостатки в обидной форме: мало тренировался, занимался ерундой, испугался противника и т.п. Конечно, слышать это неприятно, особенно от лучшего друга. Суворовец А обижается, может несколько дней не разговаривать с другом, затем отношения налаживаются. Так конфликт остается в статическом варианте некоторое время, после чего возникает новый виток его развития. Каждый из участников конфликта привносит собственную, большей частью неосознаваемую совокупность эмоций, среди которых можно отметить гнев, обиду, вину, чувство неполноценности, комплексы, амбиции. Конфликтная ситуация между подростками имеет вялотекущий характер. Благодаря тому, что суворовцев связывают дружеские отношения, момент кульминации не наступает. Здесь имеет место «предел терпимости», при превышении которого участники стараются как-то уладить разногласия. В последнее время суворовец Б стал более серьезно заниматься спортом, это вытесняет желание лидерства. Наступило осознание непомерной цены достижения цели. К тому же А, ценя дружбу, постоянно подчеркивает отношения «на равных», без превосходства. Можно считать, что фактически начался процесс завершения конфликта, но нельзя исключать появления новых обострений. Значит, разрешение конфликта можно считать частичным, побуждения к конфликту остаются.

Данный конфликт был урегулирован путем посредничества – наиболее мягкой формы участия третьей стороны в лице воспитателя. С участниками конфликта проводились индивидуальные и групповые беседы, в которых соблюдались следующие правила:

- разъяснение причин возникновения конфликтной ситуации, оказание первой помощи ее осмысления с учетом возрастных особенностей подростков;

- предложение путей разрешения конфликта через осознание его причин, обращение к разуму и личности подростков;

- обращение к чувству самолюбия подростка, к положительным сторонам его личности, к его способностям, личной чести и достоинству.

Для предотвращения повторения подобных конфликтных ситуаций воспитатель должен обращать пристальное и постоянное внимание на личности подростков, глубоко понимать и уважать их, искренне выражать чувства и переживания в межличностном общении. Важно знать и учитывать проблемы подростковой конфликтности. Взрослый человек на данном возрастном этапе является основным оппонентом, который способен научить преодолевать преграды для успешной жизнедеятельности, но важно помнить, что обучающая конфронтация должна быть мягкой, а не агрессивной.

Профилактика конфликтов среди суворовцев – это, прежде всего, их предупреждение. Такая работа среди суворовцев взвода должна проводиться по основным направлениям.

Во-первых, это создание условий, препятствующих возникновению конфликтов. Необходимо постоянно и целенаправленно формировать в суворовском коллективе культуру правового и нравственного поведения, прививать навыки бесконфликтного общения, формировать чувство коллективизма. Важно вести систематическую работу с сержантским составом взвода (беседы, разъяснения, разумные требования), также необходимо формировать работоспособные органы самоуправления, умело направлять и контролировать их работу. Важное значение имеет и доброжелательное, заботливое, внимательное отношение к суворовцам со стороны воспитателей, шефская поддержка младших суворовцев их старшими товарищами, личный пример педагогов, воспитателей и родителей.

Во-вторых, оптимизация организационно-управленческих условий работы взвода. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди суворовцев. Например, очень важно соблюдать четкую очередность назначения суворовцев на работы, в наряд, уборку, дежурства и т.д. Не стоит скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».

В-третьих, блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, классных часов, проводимых совместно с психологом роты: «Тренинг общения», «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.

Подводя итоги по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтных ситуаций между суворовцами, можно сделать следующие выводы:

- специфика конфликтов между суворовцами определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики.

- межличностные конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности взвода – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации

и т.д.

- профилактика большинства видов конфликтов во взводе должна вестись одновременно по всем направлениям.

- создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Список использованной литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области