ИЗУЧАЕМ МАТЕМАТИКУ ВМЕСТЕ.
Цели и задачи:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников происходит через все образовательные области, а также в повседневной жизни. Они могут знакомится с математикой двигаясь в пространстве, танцуя, музицируя и напевая, занимаясь трудом и рисуя, отправляясь за покупками, участвуя в приготовлении еды, а также в семье или в детском саду на занятиях и в свободной деятельности. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только на занятиях по ФЭМП, но и в повседневной жизни. Принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Обучение должно быть радостным, интересным и увлекательным. Уже с младшего возраста можно начинать учить ребенка основам математических знаний.
С чего начинать обучение элементарным знаниям по математике?
Совсем не нужно усаживать детей за стол и учить писать цифры и решать арифметические задачи. Разговаривая с ребенком важно обращать внимание на свойства предметов, учить сравнивать предметы между собой (яблоко легче, чем арбуз). Можно упоминать числа: принеси три чашки.
Необходимо обращать внимание детей на формы различных предметов в окружающем мире, на их количество (тарелка круглая, стол квадратный). Поставьте чашки на стол и спросите, сколько нужно поставить тарелок, если будут обедать три человека. С какой стороны должны лежать вилка и ложка. Построил ваш ребенок башни, спросите какая выше, какая ниже.
Принесите домой фрукты и овощи. Спросите, чего больше? Что надо сделать, чтобы было поровну. По дороге в детский сад рассматривайте дома, деревья (выше - ниже, тоньше – толще).
При рисовании можно сравнить длину карандашей. Во время чтения книг важно обращать внимание детей на характерные особенности животных (у зайца длинные уши, короткий хвост, у коровы четыре ноги). Обращать внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни (в газете, на рекламном щите, в магазине). Называть их в прямом и обратном порядке. Учить детей ориентироваться в пространстве и во времени (что было вчера, что будет завтра). Дома на кухне можно познакомить ребенка с объемом (сравнить объем чашки и кастрюли). Каждое утро нужно уточнять название текущего месяца, дня недели. Ежедневно отмечать температуру воздуха в помещении и на улице. Выполняя обязанности дежурных при сервировке стола, дети учатся считать, правильно располагать предметы (слева, справа от тарелки, посередине стола). Наблюдая за экскаватором, считать сколько раз, он поднял ковш с песком. Утром, делая зарядку, дети закрепляют количественный и порядковый счет (строятся в две колонны, двигаются вправо, влево). На музыкальных занятиях учатся ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вперед, назад). На занятиях по изо - деятельности закрепляют представления о геометрических фигурах, о размере предмета, о количестве.
Окружающая жизнь представляет неограниченные возможности для математического развития ребенка. Вот некоторые формы, в которых закрепляются, углубляются и расширяются математические знания:
Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Поисковые ситуации учат детей мыслить, побуждают использовать имеющие знания в новых условиях.
Приобретаемые знания по математике следует использовать в разных видах деятельности детей. Использование этих знаний в разных условиях делает их более значимыми для детей и прочными. Взрослым необходимо создавать условия, в которых дети смогут применять математические знания самостоятельно.
Используемая литература:
И.И.Целищева, И.Б.Румянцева» Математика вокруг нас»
И.А.Помораева, В.А.Позина « ФЭМП подготовительная к школе группа»
З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
АВТОРЫ:
Воспитатели МАДОУ « Детский сад № 5» г. Окуловка Новгородской области:
Васильева Наталья Юрьевна
Дмитриева Анастасия Валерьевна