Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Исследовательская деятельность как средство метапредметных результатов

Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики формирования метапредметных результатов через исследовательскую деятельность учащихся. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач ‒ ¬помочь учащейся овладеть логикой научного исследования ‒ помочь усвоить совокупность фактов и явлений в их развитии ‒ обеспечить условие для самостоятельной исследовательской деятельности учащегося.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Исследовательская деятельность

как средство метапредметных результатов

В связи с внедрением новых образовательных стандартов, межпредметные связи становятся неотъемлемой частью современного процесса обучения. Учет метапредметных связей устраняет разобщенность школьных предметов, позволяет учителю поддерживать интерес к другим предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее. 

В достижении метапредметных результатов наиболее эффективным способом является исследовательская деятельность учащихся. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность позволяет развивать их творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Во время исследовательской деятельности школьники помимо предметных, достигают личностных и метапредметных результатов.

Целью педагогического опыта является: обеспечение положительной динамики формирования метапредметных результатов через исследовательскую деятельность учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

‒ помочь учащейся овладеть логикой научного исследования;

‒ помочь усвоить совокупность фактов и явлений в их развитии;

‒ обеспечить условие для самостоятельной исследовательской деятельности учащегося.

В ходе выполнения исследовательской работы учащийся под руководством учителя воспроизводит путь познания, принятый в гуманитарных науках, усваивает логику научного исследования. Этот путь включает осознание проблемы, формулировку гипотезы, целей и задач исследовательской работы.

На этапе обработки и анализа материала, полученного в практической части исследования, учитель обеспечивает условия для развития мышления учащегося. А именно, совершенствует способности к знаково-символическим действиям и логическим операциям (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.).

Оформление исследовательской работы ‒ отличная возможность уделить внимание развитию умений структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной, а затем на этапе презентации работы ‒ и в устной форме. Учебная исследовательская деятельность требует серьезных затрат времени и сил. Сделать эти затраты эффективными ‒ задача учителя.

В этом смысле на учителя возлагается большая ответственность не только за качество выполненной исследовательской работы. Основная задача учителя ‒ заинтересовать ученика и поддержать этот интерес на протяжении всего периода выполнения работы, не отбить желание заниматься наукой всерьёз. При выполнении работы учитель должен сформировать у ученика интерес к исследовательской деятельности, научить логически мыслить, грамотно использовать методику проведения работы, анализировать собранный материал, делать обоснованные выводы, научно их излагать.

В учебных исследовательских работах по МХК чаще всего используются следующие методы исследования:

‒ философские, задающие самые общие регулятивые исследования,

‒ общенаучные подходы и методы научного познания,

‒ Сравнение (установление различие и сходство предметов),

‒ Анализ и синтез. Анализ ‒ это мысленное разложение предмета на составляющие части. Синтез ‒ объединение разложенных анализом элементов.

Перечисленные выше методы являются средством сбора научных фактов.

Теоретический анализ позволяет выделить и рассмотреть отдельные стороны, особенности явлений. Он сопровождается систематизацией, синтезом, помогает разглядеть суть изучаемых явлений.

Обобщение полученных эмпирическим путем данных осуществляется индуктивными и дедуктивными методами. Индуктивный метод ‒ это логический метод, который предполагает развитие мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный ‒ от общего к частному.

Теоретические методы используются на этапе изучения научной, научно-популярной, специальной литературы, исторических документов и других источников информации. Эти методы необходимы также для выделения проблем, формулирования гипотез, анализа и оценки собранных фактов.

На уроках МХК в разделе «Древняя Греция» ученики получают навыки анализа и синтеза исследовательской работы, сопоставляя историю и культуру других народов с историей, духовной и материальной культурой народа саха. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей. Невозможно точно доказать связь между якутской духовной культурой и древнегреческой культурой. Но можно раскрыть мифологические основы и провести свои мировоззренческие параллели. Многие мифологические параллели, присущие разным культурным традициям, говорят о том, что в мире существует единая система мифотворчества, связанная с однотипным архетипом мировосприятия древних людей независимо от места их обитания. Якутская мифология в своем древнем пласте охватывает дорелигиозный этап целостного восприятия мира. Идея божественности распространилась с незапамятных времен у многих народов мира.

Под влиянием изучение культуры древней Греции учащиеся переосмысливают культуру своего народа. Например, в работе «Архаические аспекты в мировоззрении якутского народа» учащийся XI класса Сулгачинской СОШ Сергей Фомин проводит сравнительный анализ колонны архитектурного ордера Греции с коновязью (сэргэ). В докладе «Сравнительный анализ греческих и якутских мифологий» учащийся X класса Антон Каменский в ходе исследования древнегреческих и якутских мифологий, которым занимался в течении двух лет, приходит к выводу, что древнегреческие Боги и якутские Айыы по предназначениям и функциям имеют много общего. Именно такие темы, которые предполагают творческое мышление и смелые предположения, вызвали живую заинтересованность учащихся. Они стали много читать, проявлять исследовательские навыки, сопоставлять и находить общее между мифологиями Древней Греции и народа Саха.

Начало нового XXI века в республике совпало с процессом подъема национального самосознания. Интерес к научному познанию древних истоков растет из года в год. Чем глубже изучаешь свою культуру, тем приближаешься к истине и познанию своих предков. Новые познания помогают ученикам идентифицировать себя со своим народом, гордиться своими предками, богатой культурой своего народа. С таким замыслом работали мы над этими докладами, которые не раз становились призерами и лауреатами на улусных и республиканских научных-практических конференциях, снискали признания строгого жюри смелыми и новаторскими выводами. Доклад Сергея Фомина «Архаические аспекты в мировоззрении якутского народа» стал дипломантом Всероссийской научно-практической конференции «Отечество». В последующем Сергей выбрал профессию историка и закончил исторический факультет Северо-Восточного Федерального университета.

Исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над исследовательской деятельностью лучше всего формируется культура умственного труда учеников, способность к самообразованию и творчеству.

Михайлова Екатерина Петровна,

учитель МХК и культуры народов РС(Я) МБОУ СОШ

Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с. Сулгаччы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области