Исследовательская деятельность
как средство метапредметных результатов
В связи с внедрением новых образовательных стандартов, межпредметные связи становятся неотъемлемой частью современного процесса обучения. Учет метапредметных связей устраняет разобщенность школьных предметов, позволяет учителю поддерживать интерес к другим предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.
В достижении метапредметных результатов наиболее эффективным способом является исследовательская деятельность учащихся. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность позволяет развивать их творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Во время исследовательской деятельности школьники помимо предметных, достигают личностных и метапредметных результатов.
Целью педагогического опыта является: обеспечение положительной динамики формирования метапредметных результатов через исследовательскую деятельность учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
‒ помочь учащейся овладеть логикой научного исследования;
‒ помочь усвоить совокупность фактов и явлений в их развитии;
‒ обеспечить условие для самостоятельной исследовательской деятельности учащегося.
В ходе выполнения исследовательской работы учащийся под руководством учителя воспроизводит путь познания, принятый в гуманитарных науках, усваивает логику научного исследования. Этот путь включает осознание проблемы, формулировку гипотезы, целей и задач исследовательской работы.
На этапе обработки и анализа материала, полученного в практической части исследования, учитель обеспечивает условия для развития мышления учащегося. А именно, совершенствует способности к знаково-символическим действиям и логическим операциям (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.).
Оформление исследовательской работы ‒ отличная возможность уделить внимание развитию умений структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной, а затем на этапе презентации работы ‒ и в устной форме. Учебная исследовательская деятельность требует серьезных затрат времени и сил. Сделать эти затраты эффективными ‒ задача учителя.
В этом смысле на учителя возлагается большая ответственность не только за качество выполненной исследовательской работы. Основная задача учителя ‒ заинтересовать ученика и поддержать этот интерес на протяжении всего периода выполнения работы, не отбить желание заниматься наукой всерьёз. При выполнении работы учитель должен сформировать у ученика интерес к исследовательской деятельности, научить логически мыслить, грамотно использовать методику проведения работы, анализировать собранный материал, делать обоснованные выводы, научно их излагать.
В учебных исследовательских работах по МХК чаще всего используются следующие методы исследования:
‒ философские, задающие самые общие регулятивые исследования,
‒ общенаучные подходы и методы научного познания,
‒ Сравнение (установление различие и сходство предметов),
‒ Анализ и синтез. Анализ ‒ это мысленное разложение предмета на составляющие части. Синтез ‒ объединение разложенных анализом элементов.
Перечисленные выше методы являются средством сбора научных фактов.
Теоретический анализ позволяет выделить и рассмотреть отдельные стороны, особенности явлений. Он сопровождается систематизацией, синтезом, помогает разглядеть суть изучаемых явлений.
Обобщение полученных эмпирическим путем данных осуществляется индуктивными и дедуктивными методами. Индуктивный метод ‒ это логический метод, который предполагает развитие мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный ‒ от общего к частному.
Теоретические методы используются на этапе изучения научной, научно-популярной, специальной литературы, исторических документов и других источников информации. Эти методы необходимы также для выделения проблем, формулирования гипотез, анализа и оценки собранных фактов.
На уроках МХК в разделе «Древняя Греция» ученики получают навыки анализа и синтеза исследовательской работы, сопоставляя историю и культуру других народов с историей, духовной и материальной культурой народа саха. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей. Невозможно точно доказать связь между якутской духовной культурой и древнегреческой культурой. Но можно раскрыть мифологические основы и провести свои мировоззренческие параллели. Многие мифологические параллели, присущие разным культурным традициям, говорят о том, что в мире существует единая система мифотворчества, связанная с однотипным архетипом мировосприятия древних людей независимо от места их обитания. Якутская мифология в своем древнем пласте охватывает дорелигиозный этап целостного восприятия мира. Идея божественности распространилась с незапамятных времен у многих народов мира.
Под влиянием изучение культуры древней Греции учащиеся переосмысливают культуру своего народа. Например, в работе «Архаические аспекты в мировоззрении якутского народа» учащийся XI класса Сулгачинской СОШ Сергей Фомин проводит сравнительный анализ колонны архитектурного ордера Греции с коновязью (сэргэ). В докладе «Сравнительный анализ греческих и якутских мифологий» учащийся X класса Антон Каменский в ходе исследования древнегреческих и якутских мифологий, которым занимался в течении двух лет, приходит к выводу, что древнегреческие Боги и якутские Айыы по предназначениям и функциям имеют много общего. Именно такие темы, которые предполагают творческое мышление и смелые предположения, вызвали живую заинтересованность учащихся. Они стали много читать, проявлять исследовательские навыки, сопоставлять и находить общее между мифологиями Древней Греции и народа Саха.
Начало нового XXI века в республике совпало с процессом подъема национального самосознания. Интерес к научному познанию древних истоков растет из года в год. Чем глубже изучаешь свою культуру, тем приближаешься к истине и познанию своих предков. Новые познания помогают ученикам идентифицировать себя со своим народом, гордиться своими предками, богатой культурой своего народа. С таким замыслом работали мы над этими докладами, которые не раз становились призерами и лауреатами на улусных и республиканских научных-практических конференциях, снискали признания строгого жюри смелыми и новаторскими выводами. Доклад Сергея Фомина «Архаические аспекты в мировоззрении якутского народа» стал дипломантом Всероссийской научно-практической конференции «Отечество». В последующем Сергей выбрал профессию историка и закончил исторический факультет Северо-Восточного Федерального университета.
Исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над исследовательской деятельностью лучше всего формируется культура умственного труда учеников, способность к самообразованию и творчеству.
Михайлова Екатерина Петровна,
учитель МХК и культуры народов РС(Я) МБОУ СОШ
Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с. Сулгаччы