Творческая мастерская
«Волшебный пластилин»
во II младшей группе «Солнышко»
Воспитатель: Юрина Е.Л.
с. Новоселово 2021-2022гг.
Участники: дети II младшей , их родители, воспитатели.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.
Задачи:
- развивать художественный вкус; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать понимание красоты окружающего мира.
Актуальность
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
.
Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка?
Проработав с детьми раннего возраста в течении двух лет , мы пришли к выводу, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. А многие родители считают, что современному ребенку лепка не так важна, ведь пластилин весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна.
А ведь лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. Таким образом, польза от занятий лепкой огромна.
Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин – это удивительный материал. Он не только дает детям возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с природой.
Специалисты, которые занимаются изучением детской речи, давно установили, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. Ученые рекомендуют стимулировать речевые навыки ребенка путем тренировки пальцев рук, что в свою очередь подготавливает кисть и пальчики к письму. Кроме развития моторики, мышления и речи, занятия лепкой помогают ребенку проявить себя в творческом процессе и закладывают фундамент креативной и самостоятельной личности.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия воспитателей и родителей. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
4 этап – Презентативный
1 этап – Подготовительный
Цель: - ознакомление с литературой по теме;
- подготовка материала (пластилин различных цветов, рисунки, стеки, салфетки);
- разработка перспективного плана работы с детьми на учебный год.
2 этап – Основной:
Работа с детьми и родителями.
3 этап — Заключительный
Проведение мониторинга по освоению полученных навыков лепки из пластилина.
4 - Презентативный
Фотовыставка и демонстрация работ на тему «Чему мы научились ».
Ожидаемый результат:
Дети принимают активное участие в продуктивной деятельности, владеют приемами лепки.
Занятия лепкой будут способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев, стимулирующих развитие речи. Помогут развить внимание, память , воображение. Воспитают художественно-эстетический вкус ребёнка.
Перспективное планирование:
месяц | № занятия | тема |
сентябрь | 1 | Знакомство со свойствами пластилина |
2 | Зернышки для курочки | |
3 | Зелёные горошины | |
4 | Яблочки румяные | |
октябрь | 1 | Осенняя берёзка |
2 | Дождик капает из тучки | |
3 | Ежик | |
4 | Овощи в банке | |
ноябрь | 1 | Ветки рябины |
2 | Фрукты в вазе | |
3 | Шоколад с орехами | |
4 | Цветок для мамы | |
декабрь | 1 | Дерево в снегу |
2 | Снежинка | |
3 | Снеговик | |
4 | Елка новогодняя огоньками светится | |
январь | 1 | ------------ |
2 | Новогодний шарик | |
3 | Звездное небо | |
4 | Угощение птицам | |
февраль | 1 | Аквариум: водоросли |
2 | Матрешка | |
3 | Звезда для папы | |
4 | Аквариум: рыбка | |
март | 1 | Цветы для мамы (на CD) |
2 | Украсим кукле платье | |
3 | Весна | |
4 | Птичка - невиличка | |
апрель | 1 | Набухают почки – распускаются листочки |
2 | Ракета | |
3 | Гусеница | |
4 | Божья коровка | |
май | 1 | Салют |
2 | Радуга - дуга | |
3 | Бабочка | |
4 | Травушка - муравушка |
Итоги работы творческой мастерской:
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий, на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем Лунтиком. На этих занятиях выяснилось, что одного занятия в неделю, согласно рабоче-учебному плану не достаточно, поэтому мы работали с пластилином, когда появлялось любое свободное время (подгруппами или в индивидуальной работе).
Был составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. Сначала осваивали приёмы отщипывания, размазывания и надавливания и вдавливания и лишь потом перешли к лепке объёмных фигур.
Сначала дети учились мять пластилин, отщипывать и лепить маленькие шарики из пластилина, украшать простейшие образы (силуэты), вырезанные из картона. Очень нравились детям игры «Пластилиновые заплатки»( Приложение №2 ). А когда перешли к лепке объемных фигур, появилась возможность играть со своими поделками. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно. Малыши всегда с радостью и восторгом показывали родителям свою выставку поделок. Также на таких занятиях воспитывались усидчивость, терпение, самостоятельность. Развивались сенсорные способности, развивался эстетический вкус.
В рамках деятельности творческой мастерской проводилась работа с родителями:
- анкетирование с целью выяснения увлекается ли ребёнок лепкой, занимается ли ребёнок лепкой дома, как часто. Испытывают ли родители трудности в обучении ребёнка лепкой.
- на родительском собрании была проведена консультация для родителей «Значения лепки в развитии личности ребенка» с показом приёмов лепки.
- в родительском уголке была помещена папка-передвижка «Лепим дома».
Литература:
Пластилинография — вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.