Реализация системно – деятельностного подхода на уроках географии в общеобразовательной школе
Зуборева Н. А.
учитель географии
Суть системно-деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не предоставляются в готовом виде, а предлагаются обучающимся для самостоятельного открытия в процессе исследовательской деятельности. Меняется и роль учителя. Учитель должен направить исследовательскую деятельность обучающихся так, чтобы они самостоятельно нашли решение задачи урока и самостоятельно разъяснили, как надо действовать в определенной ситуации. Главной методической целью построения урока с использованием технологии системно-деятельностного обучении становится создание условий для формирования познавательной активности обучающихся. В связи с этим меняется суть деятельности и роль учителя. Он сопровождает учебный процесс, путем создания дидактического материала к уроку, организует различные формы сотрудничества с обучаемыми, формирует условия для самоконтроля и самооценки. В условиях реализации положений ФГОС о системно-деятельностном подходе, учителю необходимо построить урок таким образом, чтобы у обучающихся сформировалась потребность и способность в реализации творческого преобразования учебного материала, с целью усвоения новых знаний, вследствие собственного поиска, путем активизации познавательной деятельности. Основным технологическим компонентом системно - деятельностного подхода становится условие актуального активизирующего затруднения, конечным итогом которого выступает индивидуальный образовательный результат, полученный в ходе осознанной деятельности. Итогом данной деятельности могут выступать идеи, гипотезы, версии, способы, проявленные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и прочее).
При изучении курса географии обучающийся должен достигнуть следующих образовательных результатов:
- личностные результаты: формирование гордости, чувства патриотизма в рамках путешествий (как реальных, так и виртуальных) по территории России, развитие познавательного интереса к истории родного края, расширение знаний о его культурных традициях, народах проживающих на территории России.
- метапредметные результаты: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- предметные результаты: формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире.
Для реализации поставленных задач необходимо применять несколько педагогических технологий, таких как: 1) технология практических работ; 2) технология проблемного обучения; 3) технология проектной деятельности; 4) технология критического мышления и др
Для реализации поставленных задач я применяю несколько педагогических технологий, таких как: - технология практических работ;
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности;
- технология критического мышления;
- технология дифференцированного обучения.
На мой взгляд, применение данных технологий в изучении географии, позволяют организовать коммуникативную деятельность обучающихся, развивать умения ставить цели и достигать их. Данные технологии могут применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся, универсальность данных технологий позволяет совместить их с любыми образовательными системами и программами на всех этапах обучения.
Основой проблемного обучения являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому использую дифференцированный и индивидуальный подходы.
При реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать методический компонент организации образовательного процесса. Моя функция, как учителя, состоит в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний. Я использую разнообразные формы учебных занятий с применением проблемного обучения: практические занятия, проблемно – практические дискуссии, уроки – экскурсии, исследовательские уроки, урок – конференция, урок – аукцион и т.д.
При использовании технологии проблемного обучения я использую такие методы обучения как:
- проблемное изложение учебного материала; я подаю информацию так, чтобы активизировать у обучающихся процесс мышления. Представленная мною информация создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, проявляя тем самым творческое мышление;
- организую эвристическую беседу; это беседа–диалог между мною и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность обучающихся. Например, изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.
1) Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).
2) В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год).
- использую исследовательский метод, при котором деятельность обучающихся по своей структуре приближается к исследовательской деятельности ученого, то есть имеет этапы наблюдения, сбора фактов и их анализа, описания, объяснения и последующего применения. Проблема часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения противоречия между выявленными фактами. Например, при изучении отраслей сельского хозяйства, метеорологических и фенологических наблюдениях, исследовании водоемов;
- метод проекта, как один из видов исследовательского метода, получил большое применение в моей внеурочной деятельности и в работе с одаренными детьми. Учащиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Они создают проект, который их волнует, требует исследований, затем оформляют результаты и с удовольствием участвуют в конференциях, проводимых на разных уровнях. Целенаправленная работа по выполнению проектов способствует развитию творческих качеств обучающихся.
При организации деятельности обучающихся на уроке я использую несколько видов проблемных или творческих заданий:
Наряду с технологией проблемного обучения я использую технологию критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления - научить обучающегося самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает обучающимся самим определить цели и задачи обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями. Происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. При организации деятельности обучающихся на стадиии «Вызов – осмысление – рефлексия» я использую такие приемы технологии критического мышления как: представление информации в кластерах; верные и неверные утверждения; «мозговая атака»; графические приемы. Например: при изучении темы «Почвы» я предлагаю обучающимся составит схемы (кластер) структура почвы, состав почвы, типы почв. При изучении тем «Миграция населения», «Производство» в 8 классе я использую метод построения ментальной карты: в центре указывается ключевое слово и далее добавляются основные составляющие понятия, которые входят в термин. При изучении тем «Реки России», «Озера, болота, подземные воды», «Многолетняя мерзлота» я предлагаю обучающимся практические задания: «Характеристика одной из российских рек», «Описание одного из крупных озер России». Затем обучающиеся объединяются в микро - группы по совпадающим рекам и озерам, сопоставляют собранный материал, и представляют свою работу.
В единстве с технологиями проблемного обучения и критического мышления я использую технологию дифференцированного обучения. Разный уровень обучаемости, наличие и отсутствие прилежания, интереса к учебе, работоспособности и другие причины различий в способностях ребят требуют новых подходов в обучении. Существуют объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. В своей деятельности в классе я определяю три динамические группы по усвоению знаний и умений:
первый уровень – минимальный; второй уровень – базовый (понимания и творчества); третий уровень – вариативный (продвинутый). В процессе обучения состав групп может меняться, но перед собой я постоянно ставлю задачу организовывать обучение так, чтобы каждый обучающийся на конкретном этапе максимально реализовывал свои интеллектуальные возможности. При этом я чётко сохраняю принцип доступности. При составлении заданий, я учитываю, чтобы дети работали не механически, а делали обобщённые выводы, выявляя причинно-следственные связи.
Примеры заданий по уровням сложности:
Тема урока | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Тема: «Вулканы», | Что такое вулкан? Назовите их виды. | Объясните, чем отличается гейзер от вулкана. | Что является причиной извержения вулкана? Как происходит процесс? |
Тема: «Озёра», | Что такое озеро? Назовите виды озер по происхождению. | Объясните, чем отличается озеро от реки, моря, пруда. | Почему западная часть о. Балхаш пресная, а восточная – солёная. Каспий – это озеро или море? |
Тема: «Антарктида», | Расскажите об органическом мире материка. | Объясните сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды | Установите закономерности взаимосвязи жизни животных материка с океаном. |
Тема: «Природные зоны России», | Дать характеристику природной зоны по плану. | Сравните природные зоны тундры и тайги. | Назовите все безлесные природные зоны страны, где они расположены, укажите черты сходства и различий. |
Тема: «Электроэнергетика», | Назвать крупнейшие ГЭС, факторы их размещения. | В чем преимущества и недостатки строительства ГЭС? | Как вы считаете, рационально ли строить ГЭС в Волго-Ахтюбинской пойме? Ответ обоснуйте. |
Тема: «Мировое хозяйство» | Определить отрасли международной специализации. | Установить соответствие стран и видов экспортной продукции. | Определить влияние НТР на международную специализацию отдельных стран. |
Тема: "Трудовые ресурсы и занятость населения" | Проанализировать возрастную пирамиду развитых стран. | Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран. | Проанализировать изменения в структуре занятости населения в отдельных странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений. |
Система заданий повышенной сложности
Тип | Примеры заданий |
1. Задание на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1. Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Южной Америки, если бы она пересекалась экватором в южной части материка? |
2. Задания на группировку объектов | 1. Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе. 2. Проведите группировку предложенных растений и животных Северной Америки по их принадлежности к природным зонам. |
3. Задания на поиск причинно-следственных связей, составление цепочек. | Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений, например: 1. На экваторе выпадает наибольшее количество осадков. 2. Австралию почти посередине пересекает южный тропик. 3. Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского союза занимает овцеводство. |
4. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам. | Работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями. |
5. Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту. | 1. Вам предстоит совершить путешествие по Дальнему Востоку. Напишите названия предложенных природных объектов в последовательности с севера на юг. 2. Начертите по памяти контуры одного из материков. |
6. Задания на составление, сравнение изученных объектов. | 1. Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Меконг. Назовите причины сходства. |
7. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления. Задание: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население. |
Домашние задания обучающимся предлагаю также дифференцированные.
1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.
2 уровень. На контурную карту нанести предлагаемые географические объекты. Сравнить определенные объекты и сделать выводы.
3 уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме, провести мини-исследование (например, составить туристический маршрут по изученным объектам экономического района России, материка, страны) и подготовить выступление.
Применению современных педагогических технологий на уроках географии способствуют курсы повышения квалификации, которые я посетила в 2021 году:
« География: содержание и технология процесса обучения в условиях реализации ФГОС» - 72 часа.
ПРИЛОЖЕНИЕ № - Копия удостоверения
: Используемые мною технологии обучения на уроках географии позволяют в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти технологии позволяют не только формировать у обучающихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать высокого уровня развития обучающихся, развития их способностей к самообучению и самообразованию. Они позволяют сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяют развивать индивидуальность обучающегося, создавать ситуацию успеха. Обучающиеся лучше справляются с решением качественных задач в контрольных работах; уровень обще учебных умений и навыков становиться выше, развивается речь обучающихся. Даже слабые ученики при постепенном повышении требований начинают участвовать в обсуждении проблем, учатся думать, не боятся высказывать свои мысли.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно - метод. пособие / А.Г.Асмолов. – М.:МГУ, 1985. – С. 104
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика. 2009. № 4. с. 18 – 22
3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления . – М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000. – С.122
4. Викторов Ю. М. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из педагогического опыта школы-гимназии № 168 СанктПетербурга) / Ю. М. Викторов, С. А. Лебедева, С. В. Тарасов. – Спб., 1998.– С.20
5. Выготский Л.С. Мышление и речь Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – С.637
6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студ. Вузов / П.Я.Гальперин. – М.:КдУ, 2011. – С.400
7. Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) Д.Дьюи - «Карапуз», 2009 - (Педагогика детства) – С.62