Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация системно - деятельностного подхода на уроках географии

В статье раскрываются формы, методы и приемы при организации системно - деятельностного подхода технология проблемного обучения, технология критического мышления, дифференцированное обучение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках географии в общеобразовательной школе

Зуборева Н. А.

учитель географии

Суть системно-деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не предоставляются в готовом виде, а предлагаются обучающимся для самостоятельного открытия в процессе исследовательской деятельности. Меняется и роль учителя. Учитель должен направить исследовательскую деятельность обучающихся так, чтобы они самостоятельно нашли решение задачи урока и самостоятельно разъяснили, как надо действовать в определенной ситуации. Главной методической целью построения урока с использованием технологии системно-деятельностного обучении становится создание условий для формирования познавательной активности обучающихся. В связи с этим меняется суть деятельности и роль учителя. Он сопровождает учебный процесс, путем создания дидактического материала к уроку, организует различные формы сотрудничества с обучаемыми, формирует условия для самоконтроля и самооценки. В условиях реализации положений ФГОС о системно-деятельностном подходе, учителю необходимо построить урок таким образом, чтобы у обучающихся сформировалась потребность и способность в реализации творческого преобразования учебного материала, с целью усвоения новых знаний, вследствие собственного поиска, путем активизации познавательной деятельности. Основным технологическим компонентом системно - деятельностного подхода становится условие актуального активизирующего затруднения, конечным итогом которого выступает индивидуальный образовательный результат, полученный в ходе осознанной деятельности. Итогом данной деятельности могут выступать идеи, гипотезы, версии, способы, проявленные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и прочее).

При изучении курса географии обучающийся должен достигнуть следующих образовательных результатов:

- личностные результаты: формирование гордости, чувства патриотизма в рамках путешествий (как реальных, так и виртуальных) по территории России, развитие познавательного интереса к истории родного края, расширение знаний о его культурных традициях, народах проживающих на территории России.

- метапредметные результаты: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

- предметные результаты: формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире.

Для реализации поставленных задач необходимо применять несколько педагогических технологий, таких как: 1) технология практических работ; 2) технология проблемного обучения; 3) технология проектной деятельности; 4) технология критического мышления и др

Для реализации поставленных задач я применяю несколько педагогических технологий, таких как: - технология практических работ;

- технология проблемного обучения;

- технология проектной деятельности;

- технология критического мышления;

- технология дифференцированного обучения.

На мой взгляд, применение данных технологий в изучении географии, позволяют организовать коммуникативную деятельность обучающихся, развивать умения ставить цели и достигать их. Данные технологии могут применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся, универсальность данных технологий позволяет совместить их с любыми образовательными системами и программами на всех этапах обучения.

Основой проблемного обучения являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому использую дифференцированный и индивидуальный подходы.

При реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать методический компонент организации образовательного процесса. Моя функция, как учителя, состоит в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний. Я использую разнообразные формы учебных занятий с применением проблемного обучения: практические занятия, проблемно – практические дискуссии, уроки – экскурсии, исследовательские уроки, урок – конференция, урок – аукцион и т.д.

При использовании технологии проблемного обучения я использую такие методы обучения как:

- проблемное изложение учебного материала; я подаю информацию так, чтобы активизировать у обучающихся процесс мышления. Представленная мною информация создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, проявляя тем самым творческое мышление;

- организую эвристическую беседу; это беседа–диалог между мною и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность обучающихся. Например, изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.

1) Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).

2) В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год).

- использую исследовательский метод, при котором деятельность обучающихся по своей структуре приближается к исследовательской деятельности ученого, то есть имеет этапы наблюдения, сбора фактов и их анализа, описания, объяснения и последующего применения. Проблема часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения противоречия между выявленными фактами. Например, при изучении отраслей сельского хозяйства, метеорологических и фенологических наблюдениях, исследовании водоемов;

- метод проекта, как один из видов исследовательского метода, получил большое применение в моей внеурочной деятельности и в работе с одаренными детьми. Учащиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Они создают проект, который их волнует, требует исследований, затем оформляют результаты и с удовольствием участвуют в конференциях, проводимых на разных уровнях. Целенаправленная работа по выполнению проектов способствует развитию творческих качеств обучающихся.

При организации деятельности обучающихся на уроке я использую несколько видов проблемных или творческих заданий:

Наряду с технологией проблемного обучения я использую технологию критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления - научить обучающегося самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Основу   технологии      развития  критического мышления  составляет базовая модель,    включающая три стадии: «Вызов – осмысление –  рефлексия». Такое построение    учебного  процесса  помогает  обучающимся  самим определить цели и   задачи    обучения,     осуществить    активный   поиск    новой информации, проанализировать     ее    и    соотнести   с собственными  знаниями. Происходит  целостное осмысление и «присвоение»    нового      знания,    формирование    собственного отношения к изучаемому   материалу. При организации деятельности обучающихся на стадиии «Вызов – осмысление – рефлексия» я использую такие приемы технологии критического мышления как: представление информации в кластерах; верные и неверные утверждения; «мозговая атака»; графические приемы. Например: при изучении темы «Почвы» я предлагаю обучающимся составит схемы (кластер) структура почвы, состав почвы, типы почв. При изучении тем «Миграция населения», «Производство» в 8 классе я использую метод построения ментальной карты: в центре указывается ключевое слово и далее добавляются основные составляющие понятия, которые входят в термин. При изучении тем «Реки России», «Озера, болота, подземные воды», «Многолетняя мерзлота» я предлагаю обучающимся практические задания: «Характеристика одной из российских рек», «Описание одного из крупных озер России». Затем обучающиеся объединяются в микро - группы по совпадающим рекам и озерам, сопоставляют собранный материал, и представляют свою работу.

В единстве с технологиями проблемного обучения и критического мышления я использую технологию дифференцированного обучения. Разный уровень обучаемости, наличие и отсутствие прилежания, интереса к учебе, работоспособности и другие причины различий в способностях ребят требуют новых подходов в обучении. Существуют объективные различия учащихся по темпам овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. В своей деятельности в классе я определяю три динамические группы по усвоению знаний и умений:

первый уровень – минимальный; второй уровень – базовый (понимания и творчества); третий уровень – вариативный (продвинутый). В процессе обучения состав групп может меняться, но перед собой я постоянно ставлю задачу организовывать обучение так, чтобы каждый обучающийся на конкретном этапе максимально реализовывал  свои интеллектуальные возможности. При этом я чётко сохраняю принцип доступности. При составлении заданий, я учитываю, чтобы дети работали не механически, а делали обобщённые выводы, выявляя причинно-следственные связи.

Примеры заданий по уровням сложности:

Тема урока

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Тема:

«Вулканы»,

Что такое вулкан? Назовите их виды.

Объясните, чем отличается гейзер от вулкана.

Что является причиной извержения вулкана? Как происходит процесс?

Тема:

«Озёра»,

Что такое озеро? Назовите виды озер по происхождению.

Объясните, чем отличается озеро от реки, моря, пруда.

Почему западная часть о. Балхаш пресная, а восточная – солёная. Каспий – это озеро или море?

Тема:

«Антарктида»,

Расскажите об органическом мире материка.

Объясните сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды

Установите закономерности взаимосвязи жизни животных материка с океаном.

Тема:

«Природные зоны России»,

Дать характеристику природной зоны по плану.

Сравните природные зоны тундры и тайги.

Назовите все безлесные природные зоны страны, где они расположены, укажите черты сходства и различий.

Тема:

«Электроэнергетика»,

Назвать крупнейшие ГЭС, факторы их размещения.

В чем преимущества и недостатки строительства ГЭС?

 Как вы считаете, рационально ли строить ГЭС в Волго-Ахтюбинской пойме?

Ответ обоснуйте.

Тема:

«Мировое хозяйство»

Определить отрасли международной специализации.

Установить соответствие стран и видов экспортной продукции.

Определить влияние НТР на международную специализацию отдельных стран.

Тема:

"Трудовые ресурсы и занятость населения"

Проанализировать возрастную пирамиду развитых стран.

Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран.

Проанализировать изменения в структуре занятости населения в отдельных странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений.

Система заданий повышенной сложности

Тип

Примеры заданий

1. Задание на моделирование географических ситуаций и явлений.

1. Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Южной Америки, если бы она пересекалась экватором в южной части материка?
2. Покажите примерно на схеме, как располагались бы природные зоны в Австралии, если бы она пересекалась экватором.

2. Задания на группировку объектов

1. Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе.

2. Проведите группировку предложенных растений и животных Северной Америки по их принадлежности к природным зонам.

3. Задания на поиск причинно-следственных связей, составление  цепочек.

Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений, например: 

1. На экваторе выпадает наибольшее количество осадков.

2. Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

3. Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского союза занимает овцеводство.

4. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам.

Работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями.

5. Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту.

1. Вам предстоит совершить путешествие по Дальнему Востоку. Напишите названия предложенных природных объектов в последовательности с севера на юг.

2. Начертите по памяти контуры одного из материков.
3. Подпишите названия крупнейших гор, равнин, рек, озер на контурной карте.

6. Задания на составление, сравнение изученных объектов.

1. Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Меконг. Назовите причины сходства.
2. Где, в Австралии или Южной Америке, большую площадь занимают пустыни, где – наименьшую и почему?

7. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.

Задание: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население.

Домашние задания обучающимся предлагаю также дифференцированные.

1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.

2 уровень. На контурную карту нанести предлагаемые географические объекты. Сравнить определенные объекты и сделать выводы.

3 уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме, провести мини-исследование (например, составить туристический маршрут по изученным объектам экономического района России, материка, страны) и подготовить выступление.

Применению современных педагогических технологий на уроках географии способствуют курсы повышения квалификации, которые я посетила в 2021 году:

« География: содержание и технология процесса обучения в условиях реализации ФГОС» - 72 часа.

ПРИЛОЖЕНИЕ № - Копия удостоверения

: Используемые мною технологии обучения на уроках географии позволяют в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти технологии позволяют не только формировать у обучающихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать высокого уровня развития обучающихся, развития их способностей к самообучению и самообразованию. Они позволяют сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяют развивать индивидуальность обучающегося, создавать ситуацию успеха. Обучающиеся лучше справляются с решением качественных задач в контрольных работах; уровень обще учебных умений и навыков становиться выше, развивается речь обучающихся. Даже слабые ученики при постепенном повышении требований начинают участвовать в обсуждении проблем, учатся думать, не боятся высказывать свои мысли.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно - метод. пособие / А.Г.Асмолов. – М.:МГУ, 1985. – С. 104

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика. 2009. № 4. с. 18 – 22

3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления . – М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000. – С.122

4. Викторов Ю. М. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из педагогического опыта школы-гимназии № 168 СанктПетербурга) / Ю. М. Викторов, С. А. Лебедева, С. В. Тарасов. – Спб., 1998.– С.20

5. Выготский Л.С. Мышление и речь Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – С.637

6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студ. Вузов / П.Я.Гальперин. – М.:КдУ, 2011. – С.400

7. Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) Д.Дьюи - «Карапуз», 2009 - (Педагогика детства) – С.62

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области