Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коррекционно-педагогические возможности загадки в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема использования загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлен анализ диагностических методик по развитию лексической стороны речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В.А. Афанасьева,

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАГАДКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Аннотация: В статье рассматривается проблема использования загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлен анализ диагностических методик по развитию лексической стороны речи.

Ключевые слова: речь, загадки, лексика, лексическая стороны речи, общее недоразвитие речи

V.Afanaseva ,

FSBEI HE «Murmansk arctic state university»

Murmansk, Russia

THE CORRECTIONAL PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES PUZZLES IN LOFOPEDIC WORK WITH PRESCHOOLERS WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMEN

Annotation: The article considers the quiestion of using puzzles in logopedic work with preschoolars with Delayed Speech Developmen. The analysis of diagnostic methodologies for the vocabular development is presented in the following work. 

Keywords: speech, puzzle, vocabular, Delayed Speech Development.

Совершенствование методов и средств логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи на сегодняшний день является актуальной проблемой, поскольку речевое развитие детей с общим недоразвитием речи характеризуется существенными недостатками грамматического оформления предложений, бедностью словарного запаса и низким уровнем сформированности связного высказывания. Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались отечественные исследователи: А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие, тем не менее она занимает важнейшее место в современной логопедии.

Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники. У них отмечается сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с ОНР в дошкольный период не накапливается достаточного речевого опыта. Неполноценность неречевых психических функций при ОНР, обусловливает ряд особенностей речевого развития ребенка, оказывает влияние на развитие словаря, вызывая его своеобразие.

Практика логопедической работы по развитию словаря традиционно предполагает подбор речевого материала, что часто осуществляется, исходя из его дидактической целесообразности, соответствия разработанными взрослыми лексическим темам. При этом, нередко недостаточно учитываются объективные особенности речевого развития самого дошкольника, определяющие необходимость образности речевого материала. Тем самым недооценивается важность такой глобальной задачи развития речи в дошкольном возрасте, которую А.М. Бородич определила как освоение лучших образцов родного литературного языка.

Для совершенствования логопедической работы по развитию лексической стороны речи у дошкольников необходим постоянный методический поиск средств для уточнения и обогащения и активизации словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за основе знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Произведения малых фольклорных форм являются источником речевого материала, который отвечает всем требованиям литературного языка [4].

В 21 веке – периоде бурного технического прогресса , когда развитие современных детей, в том числе становление их речи все больше определяют не столько взрослые, сколько разного рода гаджеты, с помощью малых фольклорных форм можно легко установить эмоциональный контакт и сделать общение с ребенком содержательным и эмоционально насыщенным.

Благодаря ярким образам и интересному содержанию художественные образы оказывают на детей интенсивное воспитательное воздействие. Кроме того, использование этих форм способствует активизации речевой деятельности детей, усвоению лучших образцов русского литературного языка, что может существенно повысить эффективность работы учителя-логопеда по развитию лексической стороны речи дошкольников с ОНР.

В настоящее время в логопедической практике недостаточно используются являются малые фольклорные формы - небольшие по объему фольклорные произведения, знакомство с которыми происходит с ранних лет. Чаще они применяются для совершенствовании дикции, автоматизации звуков,развития ритмической способности и фонематического слуха. В тоже время, исследования показывают их эффективность в работе по развитию лексико-грамматических средств языка [4]. Ярко выраженная образность и в то же время небольшой объем, лаконичность, ритмико-мелодическая структурированность позволяет их рассматривает как важнейшее средство логопедической работы по развитию словаря дошкольников с ОНР, составляя сокровищницу родного языка, в которой особое место занимает загадка.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.Таким образом, использование загадки в логопедической работе по развитию словаря дошкольника обеспечивает необходимую речевую активность ребенка, а также единство интеллектуальных и речевых компонентов словоупотребления.

По определению Ю.Г. Илларионовой, загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. [1]. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. [2].

Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе представлен ряд различных методик для диагностики и коррекции трудностей в формировании лексики. Рассмотрим некоторые из них.

Для проведения исследования были проанализированы методики И.Д. Коненковой «Изучение лексического развития», Е.А. Стребелевой «Обследование речевого развития детей», Г.А. Волковой «Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи», тестовая методика диагностики письменной речи Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной.

Методика И.Д. Коненковой позволяет наиболее полно оценить объем активного словарного запаса, изучение его качественных характеристик, которые выявляются в заданиях на подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов, эпитетов, на различение близких по смыслу понятий. В этой методике так же выстроена подробная единая система пятибалльной оценки выполненных заданий.

Задания на понимание ребенком смысловой стороны слова наиболее четко прописаны в методике Е.А. Стребелевой. Оценка результатов представлена по четырехбальной системе, ребенок получает максимальный балл, когда понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Сформированность словарного запаса можно выявить по заданиям из методики Г.А. Волковой.

Методика Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной состоит из трех серий заданий, которые позволяют исследовать словарь, словообразовательные процессы и номинативную функцию. Методика позволяет получить речевой профиль ребенка, понять психологические механизмы обнаруженных трудностей.

Таким образом, каждая методика содержит свою систему оценки уровня сформированности компонентов речи, дается возможность количественно оценить полученные данные. Но для того, чтобы представить полную картину необходимо привести все к единой системе выявления уровня. Выстраивая единый критерий оценки, необходимо так же адаптировать задания для детей с общим недоразвитием речи. Для этого необходимо организовать предварительное непосредственное наблюдение за ребенком, провести беседу в непринужденной комфортной обстановке для него. Большое значение имеет предварительное изучение истории развития ребенка (изучение медицинской документации), встреча с родителями (собрать сведения о семье, речевой среде).

Диагностический материал необходимо использовать с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и другими исследователями С.Я. Рубинштейном, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым:

·        принцип системного изучения;

·        принцип комплексного подхода;

·        принцип динамического изучения;

·        принцип качественного анализа результатов обследования.

Исследование должно проводиться индивидуально с каждым ребенком.

Учитывая особенности речевой и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи, необходимо использовать разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: игровые и сюрпризные моменты, дидактические игры и упражнения.

Дидактический наглядный материал (игрушки, картины, схемы) должны соответствовать социальному опыту ребенка. Картинный материал предлагают известные пособия Т.Б. Филичевой, А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.

В дальнейшем, согласно полученным результатам, это позволит правильно разработать методические рекомендации к организации логопедической работы и спланировать содержание практической деятельности по формированию лексики у данной группы детей, а при повторном обследовании оценить эффективность специально подобранных мероприятий.

Список литературы:

1. Илларионова Ю. Г.  «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Ю.Г.Илларионова Москва «Просвещение»//- М:1976.- 127 c

2. Корж, О.Н. Использование загадок на занятиях в логопедической группе[Текст] / О.Н. Корж, Е.В. Новикова // Логопед. – 2011. – №10. – С. 50–55.

3.Тимофеев, Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся [Текст] / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – //М: Просвещение, 1985 – 245 c

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова СВ. Зорина. // — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004 -303 с

5. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии[Текст] / Т.Б. Филичева // Учеб. Пособие для студентов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с

6.Фотекова Т.Б., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]Т.Б. Фотекова., Т.В. Ахутина //– М.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области