Качественная характеристика лексики современного дошкольника с речевыми нарушениями
Афанасьева Валерия Андреевна
Логопед
Развитие лексики является определяющим моментом становления всей речевой системы в дошкольном возрасте. В исследованиях [2,4 и др.] описываются речевые трудности детей с ОНР, в том числе, и в развитии лексической стороны речи.
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [4] считают, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Развитие лексики, по их мнению Р.И. Лалаевой, Н.В., Серебряковой[4], в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.
Гвоздев А.Н. подчеркивал, что словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной каркас не изменяется.
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). [5] Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных.
Л.С. Выготский [3], анализируя развитие значения слова в онтогенезе, писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения».
Преодоление данных трудностей требует исследования не только количественных показателей становления лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, но и выявление ее качественных характеристик с учетом социальной ситуации развития современного ребенка.
Цель исследования являлось изучение лексического строя речи старших дошкольников на примере сюжетных и предметных картин, задачами исследования выступили выявление зависимость специфики активного использования лексических единиц детьми от наличия наглядной опоры и характера изобразительной наглядности (предметной или сюжетной). Экспериментальное исследование по изучению лексики у дошкольников 6-7 лет с ОНР 2-3 уровня речевого развития (экспериментальная группа) проводилось в МБДОУ № 15. В исследовании также приняли участие дети с нормой речевого развития, которые составили контрольную группу. Нами была модифицирована методика Афонькиной Ю.А. [1], предполагающая исследование лексических единиц языка у дошкольника в структуре связного речевого высказывания на материале сюжетных и предметных картинок.
В основу разработки критериев были положены идеи о том, что развитие лексики предполагает уточнение значения слова, во многом, определяясь социальной средой, в которой воспитывается ребёнок (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой[6], С.Н. Шаховской, Ю.Ф. Гаркуши и др.).
В качестве критериев качественного анализа лексики дошкольников были предложены следующие показатели: соответствие части речи заданному вопросу, соотношение и разнообразие частей речи, точность лексики, правильность значения, наличие неологизмов и слов- паразитов.
Проведенное исследование показало наличие специфических качественных характеристик лексики дошкольников с ОНР 2-3 уровня речевого развития. Трудности словоупотребления вызывают слова, которые имеют обобщенное или отвлеченное значения, а также обозначающие состояние, оценку, качества или признаки предметов и явлений.
Анализ системно-смысловых связей показывает, что семантическое поле структурно недостаточно организовано, процесс выделения его ядра и периферии затруднен, признаки дифференциации семантического поля отсутствуют. Существенны трудности актуализации словаря, значительно замедлен процессом переработки поступающей через органы чувств информации. Характерен резко выраженное расхождение пассивного и активного словаря, многочисленные вербальные парафазии. Часто нарушается смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У многих детей рассказы сводятся к простому называнию действий персонажей, также возникают трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствует смысловое обобщение сюжетной ситуации. В целом, проявилась недостаточность речевого опыта.
Полученные результаты позволяют определить перспективные задачи и пути совершенствования методов, средств работы по преодолению речевых нарушений у детьми с общим недоразвитием речи.
Литература