Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Качественная характеристика лексики современного дошкольника с речевыми нарушениями

Цель изучение лексического строя речи старших дошкольников на примере сюжетных и предметных картин Задача исследования выявление зависимости специфики активного использования лексических единиц детьми от наличия наглядной опоры и характера изобразительной наглядности предметной или сюжетной

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Качественная характеристика лексики современного дошкольника с речевыми нарушениями

Афанасьева Валерия Андреевна

Логопед

Развитие лексики является определяющим моментом становления всей речевой системы в дошкольном возрасте. В исследованиях [2,4 и др.] описываются речевые трудности детей с ОНР, в том числе, и в развитии лексической стороны речи.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [4] считают, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Развитие лексики, по их мнению Р.И. Лалаевой, Н.В., Серебряковой[4], в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

Гвоздев А.Н. подчеркивал, что словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной каркас не изменяется. 

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). [5] Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных. 

Л.С. Выготский [3], анализируя развитие значения слова в онтогенезе, писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения». 

Преодоление данных трудностей требует исследования не только количественных показателей становления лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, но и выявление ее качественных характеристик с учетом социальной ситуации развития современного ребенка.

Цель исследования являлось изучение лексического строя речи старших дошкольников на примере сюжетных и предметных картин, задачами исследования выступили выявление зависимость специфики активного использования лексических единиц детьми от наличия наглядной опоры и характера изобразительной наглядности (предметной или сюжетной). Экспериментальное исследование по изучению лексики у дошкольников 6-7 лет с ОНР 2-3 уровня речевого развития (экспериментальная группа) проводилось в МБДОУ № 15. В исследовании также приняли участие дети с нормой речевого развития, которые составили контрольную группу. Нами была модифицирована методика Афонькиной Ю.А. [1], предполагающая исследование лексических единиц языка у дошкольника в структуре связного речевого высказывания на материале сюжетных и предметных картинок.

В основу разработки критериев были положены идеи о том, что развитие лексики предполагает уточнение значения слова, во многом, определяясь социальной средой, в которой воспитывается ребёнок (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой[6], С.Н. Шаховской, Ю.Ф. Гаркуши и др.).

В качестве критериев качественного анализа лексики дошкольников были предложены следующие показатели: соответствие части речи заданному вопросу, соотношение и разнообразие частей речи, точность лексики, правильность значения, наличие неологизмов и слов- паразитов.

Проведенное исследование показало наличие специфических качественных характеристик лексики дошкольников с ОНР 2-3 уровня речевого развития. Трудности словоупотребления вызывают слова, которые имеют обобщенное или отвлеченное значения, а также обозначающие состояние, оценку, качества или признаки предметов и явлений.

Анализ системно-смысловых связей показывает, что семантическое поле структурно недостаточно организовано, процесс выделения его ядра и периферии затруднен, признаки дифференциации семантического поля отсутствуют. Существенны трудности актуализации словаря, значительно замедлен процессом переработки поступающей  через органы чувств информации. Характерен резко выраженное расхождение пассивного и активного словаря, многочисленные вербальные парафазии. Часто нарушается смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У многих детей рассказы сводятся к простому называнию действий персонажей, также возникают трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствует смысловое обобщение сюжетной ситуации. В целом, проявилась недостаточность речевого опыта.

Полученные результаты позволяют определить перспективные задачи и пути совершенствования методов, средств работы по преодолению речевых нарушений у детьми с общим недоразвитием речи.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области