Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Финансовая грамотность в старшем дошкольном возрасте".Мастер- класс

Основная цель реализации курса «Основы ФГ» в ДОО – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5–7 лет1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования». 5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей законных представителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Здравствуйте, меня зовут Тарасова Наталья Николаевна. Я воспитатель МБДОУ 48 "Мечта",г.о.Химки,Московской области.

 Сегодня я приглашаю вас принять участие в мастер-классе по финансовой грамотности, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада. 

Как вы думаете, можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности? (Ответы коллег). Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, хочу познакомить вас со своим опытом работы в данном направлении.

Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись. Готовы?

         Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

         Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

         Какое животное всегда при деньгах (свинья)

         Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

         Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

         Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)

         И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

         Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

         С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации. Обратите, пожалуйста, внимание на экран. (На экране)

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим «Экономический кроссворд». Он позволит нам с вами закрепить финансовые понятия, которые мы даем детям.


1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

- Все мы прекрасно знаем, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

На товаре быть должна, обязательно … (цена)

Спасибо. Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. Предлагаю вам следующее задание.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.» Хвалит

3. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха.

Задание можно видоизменить. Все дети любят рисовать. Предлагаю вам угадать по детским рисункам пословицы с экономическим содержанием. (Показывать на экране рисунки, коллеги называют пословицы).

«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Да. Молодцы. Все ответы верны.

Выполняя такое задание, смысл пословицы ребёнок выражает через рисунок.

Дети быстро утомляются и при умственной и при физической нагрузке. Они отвлекаются, внимание их рассеивается. Снять напряжение помогут физкультминутки.

Уважаемые коллеги, займите места рядом с партами. Встаньте свободно, не мешайте друг другу. Предлагаю вам выполнить вместе со мной движения.

Приготовьте свои ручки - «Будем денежки считать»:
Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Отдохнули? Продолжаем нашу работу.

-Дети любят сказки. Через чтение сказок мы также знакомимся с экономическими понятиями.

- Предлагаю игру «Угадай – ка». Предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа получает по 5 загадок (загадки на карточках). Вам дается по 3 минуты. Ваша задача: назвать сказку.

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

4. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

5. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).

Знакомя с экономическими понятиями, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Можно предложить детям следующие задания. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ. (на экране все задачи, можно выбрать одну и решить с коллегами).

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответы: Игра). Давайте вспомним: какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов).

Назовите мне два финансовых действия с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх- магазин, театр, заправка?

Ответы: (это покупка и продажа)

А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).

Открываем задание №2.

(на каждом столе лежат слова: стол1-покупка, стол-1продажа, стол2-обмен товаром, стол 2-покупка картой)

Коллеги задание называется «Выполни действие». Подготовка 3 мин. (можно подготовить шапочки для мини-сценок, прилавок подготовить и т. д.)

Коллеги предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. «Какой же вывод мы с вами можем сделать? что даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Сегодня я познакомила вас с рядом заданий, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности?

На это вопрос нам поможет ответить следующее задание.  И выполним мы его все вместе (на магнитной доске расположены капельки с надписью:

разминка, реклама,  кроссворд,  сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы,

 а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).

         Скажите в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку?

         Скажите в какой образовательной области можно использовать игру «Продолжи предложение»?

         Скажите в какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?

         Скажите в какой образовательной области можно использовать кроссворд?

         Скажите в какой образовательной области можно использовать пословицы?

         Скажите в какой образовательной области можно использовать реклама?

(Маркером при ответе отмечаем стрелочкой)

Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное нами задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.

Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области