Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Сообщение из опыта работы
«Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе использования комнаты космоса и площадки Космодром»
Подготовил:
Педагог высшей
квалификационной категории
Фигурова К.В.
Арзамас 2021
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, с применением комнаты космоса и площадки Космодром, способствует развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создаёт основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира. Самое главное предоставить детям возможность» проживания» интересного для них материала.
Целью работы стало формирование у старших дошкольников представлений о космическом пространстве в процессе использовании комнаты космоса и площадки Космодром.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства;
- создать специализированные педагогические условия развивающей среды, стимулирующие познавательную активность детей;
Развивающие:
- обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
- развивать связную речь;
- развивать познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
- совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Во главе угла стоял:
В работе по развитию познавательной активности старших дошкольников используются разнообразные формы и методы: - наблюдения и беседы - просмотр видеороликов и презентаций - чтение художественной литературы - прослушивание музыки и выполнение под нее ритмичных движений;
- подвижные игры, игровые упражнения, соревнования
- сюжетно-ролевые и дидактические игры
- игры со строительным материалом
- продуктивная деятельность
В ДОУ есть центры познавательного развития по теме «Космос» - это
комната Космоса, для формирования у детей представлений о космическом
мире, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы, благодаря
наполнению этой комнаты, у дошкольников развивается познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, фантазии,
и творческие способности. Также на территории ДОУ организована уличная космоплощадка «Детский космодром» Узнавая новое, где можно все потрогать и увидеть своими глазами, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи- от психологических до познавательных. Благодаря использования в своей работе Космоплощадки. В первую очередь, ощущается удобство при организации и проведении занятий на улице. На космоплощадке есть возможность проводить занятия разной направленности, разного объема и интенсивности. В группе создан «Космический уголок» для того , чтобы развивать познавательный интерес к космическому пространству.
Использование различных способов и приёмов передачи информации в комнате космоса, в том числе информационных и мультимедийных технологий, позволяет эффективно осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников, творчески подходить к процессу обучения и воспитания. Образовательная деятельность проводится подгруппами. В начале работы проводится экскурсия по ознакомлению с комнатой космоса, с различными атрибутами : солнечной системой , спутником и с профессией космонавт, управлением ракетой, знакомство с глобусом и др. Затем следуют ознакомительные беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Здесь мы проводим Сюжетно- ролевые игры : "Космонавты", "Космическое путешествие" – цель которых является, умение распределять роли и действовать согласно им, воспитывать доброжелательные отношения. Подвижные игры "Движение планет"; "Планеты стройся", дидактические игры: "Земля и солнечная система", «Соберем Машу в полет!» и др. Организуем проведение образовательной деятельности: "Земля, Луна, Солнце" – цель: знакомство с глобусом, формирование первоначальных представлений о Земле, Луне, Солнце, об уникальности этих объектов. "Семья планет" - цель: знакомство с планетами Солнечной системы. "Звезды, кометы, созвездия, метеориты" - цель: знакомство с другими объектами Космоса и другое. Проведение различного вида деятельности в специализированной комнате с космическим наполнением удивляет и вдохновляет детей на творческие идеи, а также они получают объёмные знания по теме «Космос»
Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста также в процессе путешествия по площадке Космодрома. Здесь можно по настоящему управлять ракетой, наблюдать как насыщается энергией солнечная батарея, самим выполнять задания, знакомится с различными небесными телами воочию. Здесь мы проводим и викторины, подвижные игры, сюжетно- ролевые игры, небольшие развлечения и квест- игры, где дети помогают своим друзьям, выручают кого- либо из беды, узнают интересные факты, соревнуются.
В качестве закрепления знаний о космосе, о солнечной системе, о солнце, как о самой большой звезде, реализовали квест- игру «Космическое путешествие» с детьми старшего возраста. Где дети были планетами, учеными, космонавтами, проходили этапы с заданиями и получали за это награды.
Благодаря таким замечательным центрам познания, развивается не только интерес, внимание, память, мышление, а еще и творческие возможности. Результатом, которых стали наши групповые выставки детских работ, а также и Выставка совместного творчества родителей с детьми «Таинственный космос»
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста при создании определенных условий предметно - развивающей среды в ДОУ и использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса, вполне доступно овладевают представлениями о космическом мире.