Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста.

О влиянии сказки на детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста.

«Сказки столь важны потому, что они могут помочь нам справиться с нашими тёмными сторонами, - на извилистых путях... С их помощью можно направить в позитивное русло и нашу собственную жизнь».

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от познавательного развития. Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны   понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Первое место среди поставленных задач нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, утвержденного приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.203г.) занимает эмоциональное благополучие детей. Психологи и педагоги считают, что на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста большое значение имеет сказка.

Сказка, неизменный, как бы обычный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл. Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.  Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.  

 Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия — это и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни». Кроме того, это процесс «объективации проблемных ситуаций» и «активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой... может реализоваться мечта». Следует отметить, что несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок.

Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка.

Социально-эмоциональноеразвитие

•Процесс передачи и дальнейшего развитиячеловеком социокультурного опыта,накопленного человечеством.

•Этот опыт представлен в структуреличности неповторимым сочетаниемкомпонентов: культурные навыки,специфические знания, ролевое поведение,социальные качества.

Основные потребностидошкольника:

•В любви, признании;

•Общении (в частности со сверстниками);

•Сотрудничестве, взаимопонимании исопереживании взрослого, в его уважении;

•Положительных эмоциях;

•Новых впечатлениях;

•Общественно значимой деятельности;

•Осознании соответствия положительномуэталону.

Эмоции (франц. émotion, от лат.emoveo — потрясаю, волную)

•Это субъективные реакции человека и животныхна воздействие внутренних и внешнихраздражителей, проявляющиеся в видеудовольствия или неудовольствия, радости,страха и т. д. Сопровождая практически любыепроявления жизнедеятельности организма,

• Эмоции отражают в форме непосредственногопереживания значимость (смысл) явлений иситуаций и служат одним из главныхмеханизмов внутренней регуляции психическойдеятельности и поведения, направленных наудовлетворение актуальных потребностей(мотивации).

Эмоции и чувства

• Развитие Э. в условиях общества детерминировалосьнеобходимостью их направления на новые социальнозначимые явления. Формирование Э. человека — важнейшееусловие развития его как личности. Только став предметомустойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности,нормы поведения превращаются в реальные мотивыдеятельности. Высший продукт развития Э. человека —чувства, которые возникают в онтогенезе как результатобобщения конкретных ситуативных Э. Чувства отвечаютвысшим социальным потребностям и выражают отношениечеловека к общественным явлениям, другим людям, самомусебе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); ониотличаются стабильностью, независимостью от состоянияорганизма и наглядно воспринимаемой ситуации. Личностисвойственна иерархическая система чувств; содержаниедоминирующих чувств определяет направленность личности.

Виды эмоций

Классификации

эмоций

По знаку

Положительные

Отрицательные

По силе иустойчивости

Ситуативные

Эмоциональныйтон ощущений

Собственноэмоции

Аффект

Устойчивые

Настроение

Чувство

Страсть

Уровни проявления эмоций

•Субъективный план проявленияэмоций.

•Проявление эмоций в поведении.

•Проявление эмоций в речи.

•Вегетативный уровень проявленияэмоций.

•Проявление эмоций набиохимическом уровне.

Мимические и пантомимическиепроявления эмоций

Задачи развития эмоциональнойсферы дошкольников:

•Научить детей понимать эмоциональныесостояния свои и окружающих их людей;

•Дать представления о способах выражениясобственных эмоций (мимика, жесты, поза,слово);

•Совершенствовать способность управлятьсвоими чувствами и эмоциями.

2 – 3 года

•Проявляет положительные эмоции в процессесамостоятельной двигательной  деятельности;

•Проявляет эмоциональную отзывчивость надоступные возрасту  литературно-художественные произведения;

•Эмоционально и заинтересованно следит заразвитием действия в играх-драмматизациях икукольных спектаклях;

•Проявляет эмоциональную отзывчивость надоступные возрасту музыкальные произведения;

•Проявляет эмоциональную отзывчивость накрасоту окружающих предметов и объектовприроды.

3-4 года

•Умеет проявлять доброжелательность по отношению кокружающим;

•Эмоционально-отзывчиво следит за развитиемдействия в играх-драмматизациях и кукольныхспектаклях;

•Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;

•Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступныевозрасту музыкальные произведения;

•Проявляет эмоциональную отзывчивость на красотуокружающих предметов и объектов природы.

•Пытается отражать полученные впечатления в речи ипродуктивных видах деятельности.

4-5 лет

•Эмоционально откликается напереживания близких взрослых, детей,персонажей сказок и историй,мультфильмов и художественныхфильмов, кукольных спектаклей;

•Понимает и употребляет в речи слова,обозначающие эмоциональноесостояние (сердитый, печальный),этические качества (хитрый, добрый),эстетические характеристики (нарядный,красивый).

5-6 лет

•Эмоционально тонко чувствует переживанияблизких взрослых, детей, персонажей сказок иисторий, мультфильмов и художественныхфильмов, кукольных спектаклей;

•Проявляет эмоциональное отношение клитературным произведениям, выражает своеотношение к конкретному поступкулитературного персонажа;

•Понимает скрытые мотивы поведения героевпроизведения;

•Проявляет эстетические чувства, эмоции,эстетический вкус, эстетическое восприятие,интерес к искусству.

Принципы взаимодействия сдетьми:

•позитивности (создание поддерживающей,доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

• безусловного принятия ребенка педагогом дляформирования у него чувства безопасности;

• индивидуального подхода (максимальный учетпсихологического своеобразия и индивидуального опытакаждого ребенка);

• развития и саморазвития личности (активизация творческихвозможностей, способностей к самопознанию исамосовершенствованию);

• поощрения достижений ребенка в обретении творческойсамостоятельности;

• обеспечения в процессе игровой деятельности условий,актуализирующих переживания ребенком чувства достижениясобственного достоинства и самоуважения.

Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.

Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на ребенка.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Очень важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы малыш мог содействовать, сочувствовать реально. Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании детей.
Хочется обратить внимание на образность, глубину и символику сказок. Родителей часто волнует вопрос, как быть со страшными сказками, читать или не читать их детям. Некоторые специалисты предлагают вообще исключить их из «репертуара чтения» для маленьких детей. Но наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасительной защитой папы и мамы. Они должны вырасти смелыми, стойкими и отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости. Поэтому, их надо рано, но постепенно и обдуманно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи. Да дети и сами стремятся к этому – об этом свидетельствует «фольклор» и страшные истории, которые сочиняют и пересказывают друг другу дети старшего дошкольного и возраста.

Что привлекает ребенка в сказке? Как справедливо указывает А. Н. Леонтьев для правильного понимания тех или иных частных психических процессов необходимо учитывать характер мотивов, побуждающих ребенка действовать, то, ради чего он совершает данную операцию. Эти вопросы очень мало освещены в традиционной психологии. С точки зрения, например, психоаналитиков, интерес ребенка к сказке обусловлен темными, асоциальными влечениями, которые из-за запрета взрослых не могут проявиться в реальной жизни и поэтому ищут себе удовлетворения в мире фантастических построений.

К. Бюлер полагает, что в сказке ребенка привлекает жажда необычного, неестественного, примитивное стремление к сенсации и чуду.

В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоциональной сферы, развитие речи и т.д.

 В каких случаях сказку используют в качестве материалов для терапии?

Развивающие и обучающие сказки, позволяют ребёнку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста).

Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др.  Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Диагностические сказки, позволяют определить характер ребёнка и его отношения к тому, что его окружает. Например, если девочка отдаёт предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и возможно, боязливая.

Психологические сказки создают специфические условия для ребёнка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и так далее.

Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно- ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развивать его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно.

Работая в детском саду воспитателем, я использую в своей работе метод сказкотерапия. Каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому цель сказкотерапии – помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения.

На своих занятиях создаю особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств.

На своих занятиях я внимательно наблюдаю за поведением детей и интерпретирую их реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Каждое наше занятие начинается с ритуала: например, с игры «Приветствия», в которой дети приветствуют друг друга или говорят друг другу комплименты. Затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми дома, на улице, их успехов и неудач.

После этого происходит ритуал «входа» в сказку, цель, которого является создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. «Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией».  Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», «сверх сила» или, по крайней мере, преодоление барьера, препятствия.  На данном этапе проводится ряд игр (в зависимости от проблем детей). Затем дети все вместе слушают сказку, далее идет обсуждение героев сказки, мотивов их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев. Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаются специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения проблемы? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому. Важно выяснить отношение главного героя к окружающим людям и к себе. Необходимо понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру и другим героям. Здесь можно задать следующие вопросы: Что приносят поступки героя окружающим людям? В каких ситуациях он поступает плохо, в каких — хорошо? Важно, чтобы ребёнок понял возможные способы разрешения трудной жизненной ситуации.

Следующий этап занятия – это драматизация сказки, в котором дети проигрывают ситуации сложившиеся в данной сказке. На этом этапе используются также различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, направленные на разрешение трудностей и проблем детей

 В конце, происходит ритуал «Выход» из сказки подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра на сплочение группы и осознание групповой поддержки.

В ходе использования метода сказкотерапии дети научились уважать мнение друзей и прислушиваться к ним, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон, сократились конфликты между детьми. Дети стали более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

Таким образом «Воспитательное значение произведений искусства, — как справедливо отмечает Б. М. Теплов, — в том прежде всего и заключается, что они дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. И самое важное, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

Список используемой литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области