Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок биологии в 7 классе на тему "Систематические группы птиц"

Цель сформировать знания о многообразии систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным систематическим группам. Задачи Образовательная изучить многообразие и систематические группы птиц активизировать познавательный интерес к природе и ее изучению Развивающая совершенствовать умение работать с рисунками, текстом учебника узнавать изученных птиц в природе, на рисунках развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы Воспитательная воспитывать бережное отношение к птицам.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока по биологии в 7 классе «Систематические группы птиц»

разработала учитель биологии и химии

МБОУ «Бельковская СОШ» Степченко Алла Ивановна.

Тема урока: «Систематические группы птиц».

Цель: сформировать знания о многообразии систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным систематическим группам.

Задачи:

Образовательная: изучить многообразие и систематические группы птиц; активизировать познавательный интерес к природе и ее изучению;

Развивающая: совершенствовать умение работать с рисунками, текстом учебника; узнавать изученных птиц в природе, на рисунках; развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты:

предметные: усвоение системы научных знаний о систематических и экологических группах птиц, об их взаимосвязи со средой обитания; объяснение принципов классификации птиц;

метапредметные: умение самостоятельно пользоваться аппаратом ориентировки учебника – устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки учебника; называть признаки экологических групп птиц – приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания;

личностные: формирование личностных представлений о ценности многообразия птиц для природы и человека; умение использовать информационные ресурсы для подготовки материала о разнообразии экологических групп птиц.

Оборудование: компьютер, проектор, рисунки в учебнике, раздаточный материал.

Ход урока:

Проверка знаний и умений

Фронтальная работа по вопросам:

1. Назовите особенности строения органов размножения птиц, отметив черты, связанные с полётом?

2. На экране дана таблица Слайд 1

«Особенности полёта и место зимовки некоторых птиц»

Название птиц

Скорость полёта (км/ч)

Место зимовки

Стриж

160

Западная Африка, Крым

Скворец

80

Франция, Италия, Африка

Чайка

30

Греция, Испания

Утки

70

Каспийское море

Перепёлка

40

Побережье Каспийского моря

На основе данной таблицы решаем классом следующие задачи:

1.Сколько километров пролетит стриж за 10 ч, если его скорость 160км/ч?

2.Скворец за световой день при перелете пролетает до 640 км. Какова скорость скворца, если световой день 10 ч и 2 ч птицы отдыхают?

3.Перепела во время перелёта летят со скоростью 40км/ч. Сколько в день они летят, если пролетают 200 км?

Беседа по вопросам: Слайд 2

- назовите птиц изображенных на экране?

-какие это птицы? (разнообразные)

-в чем это проявляется? ( разная форма и размеры тела, окраска, разные клювы и т. д.)

Проблемные вопросы:

Чем вызвано такое многообразие птиц? Как приспособлены птицы к местам обитания? О ком пойдёт речь на уроке?

Объявляю тему урока: « Систематические группы птиц».

Рассказ с элементами беседы.

Птицы - самый многочисленный класс наземных позвоночных животных. Он насчитывает около 9000 видов. Напоминаю для сравнения, что число современных амфибий равно 2100, рептилий-6000. Приспособленные к самым различным условиям местообитания и добывания корма, птицы, занимают видное место в современной фауне, образовав огромное многообразие форм, распространенных от Арктики до Антарктиды.

В классе Птицы объединены три систематические группы, обладающие отличительными признаками: Страусовые, Пингвины и Типичные птицы Слайд3.

Угадайте, какая это группа птиц?

Самые крупные современные птицы, не способны к полету, так как крылья редуцированы, небольшая грудина лишена киля, небольшая голова высоко поднята. Умеют бегать, развивая скорость до 70 км/ч.

А это кто такие?

По внешнему виду очень своеобразны. Все тело покрыто перьями,

передние конечности видоизменены в крылья - ласты, ноги сдвинуты назад, короткий хвост. Передвигаются в вертикальном направлении.

Типичные птицы: летающие птицы разной окраски, клюв различной формы. Распространены по всему земному шару. Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих,  лесных и степных птиц.

Потому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы. 

Что называют экологической группой животных?

Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.

Учащиеся записывают определение в тетрадь. Слайд 6

Давайте выясним:  по каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
Для ответа на этот вопрос организую самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику § 49 стр. 231-232

Слайд7

Задание. Прочитайте текст «Экологические группы птиц», заполните схему

Задание . Изучите текст «Классификация птиц по местам обитания», впишите в таблицу (учащиеся заполняют 3-ю колонку таблицы) особенности внешнего строения каждой группы птиц. 

 Экологическая группа птиц по месту обитания
 

Названия птиц 

Образ жизни и приспособления к месту обитания
  
 

 Птицы леса
 

 Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари.
 

 Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.
По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные.
 

 Птицы открытых пространств

 Дрофа, журавли страусы. 

  Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов. Растительноядные, насекомоядные.

 Водоплавающие птицы
 

 Утки, гуси, лебеди.
 

 Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны
 

 
 Птицы побережий водоемов и болот
 

 Аисты, кулики.
  цапли,

 Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники.

Провожу обсуждение (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.Читаю загадку:

Этот старый наш знакомый

Он живет на крыше дома

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту За лягушками к болоту. Кто это? (Аист)

Аисты.

Вот вам, пожалуйста,

первые краски заката,

вечного аиста

белые хлопья над хатой,

старой пословицы

словно хранящие цену:

все, мол, устроится,

были бы аисты целы.

С неба ли звездного

в окна крадутся потемки?

Чем там до позднего

заняты в этой хатенке?

Редко ли,

часто ли,

вправду ль о виденном судят?

Крепко ли счастливы?

Вовремя ль молоды люди?

Спросишь о прожитом,

глянешь в глаза через силу:

что, мол, встревожены?

Аиста, мол, не хватило.

Как, мол, без аиста?

Вот и бедуешь в жилище,

и спотыкаешься,

и виноватого ищешь...

Дело не в старости.

Это совсем про другое:

были бы аисты

белые

над

головою.

Почему и загадку, и стихотворение мы посвятили именно аистам?

(Потому что эти птицы живут рядом с нашей школой и радуют нас своим присутствием)

- Итак, с чем связано такое многообразие птиц?

- Как приспособлены птицы к местам обитания?

- Что такое экологические группы?

Рефлексия. 

Что сегодня на уроке было

И-нтересное

Т-ворческое

О-бучающее

Г- де пригодятся знания о птицах?

Домашнее задание.

- изучить § 49

- творческое задание по желанию: собрать интересные факты из жизни птиц. Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать». Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке

Дополнительный материал.

2) Отгадайте загадки:

3) «Когда так говорят?»

-Короче воробьиного носа. (Очень маленький)

-Как с гуся вода. ( Безразлично, все нипочем)

-Курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо)

-Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом)

-Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других)

-Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам)

4) «Дополни пословицы и поговорки»

-Слово не воробей, вылетит… (не поймаешь)

-Лучше синица в руке, чем… (журавль в небе)

-Ласточка день начинает, а соловей… (кончает)

-Время не воробей, упустишь…(не поймаешь)

Приложение. (Предлагаю использовать для урока)

«Загадки о птицах»

-У нее глаза большие,

Хищный клюв- всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова)

-Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

-Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

-Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

Задачи к теме. 1.Пара ласточек в период выкармливания, длящийся 20 дней, прилетает к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз около 1,5 г. насекомых. Какую массу насекомых могут уничтожить три пары ласточек в период выкармливания птенцов? ( Примерно 12 кг насекомых)

2. Однажды с учеником произошел удивительный случай: мальчик шел мимо гнезда, птица спрыгнула с гнезда и стала скакать, распустив и волоча крылья. Мальчик подумал, что птица ранена. Но, проскакав около 10м, отважная мамаша полетела, как ни в чем не бывало. Объясните поведение птицы.

(Птица отводила человека ,представляющего опасность , от гнезда , в котором у него были птенцы).

3.Наблюдая за обыкновенными чайками, гнездящимися большими колониями в дюнах на морском берегу, дети увидели, как те сразу после вылупления птенцов уносят прочь яичную скорлупу. Объясните малышам, зачем чайки уносят скорлупу.

(Белая внутренняя сторона оболочки яиц хорошо заметна хищникам, в отличие от пестрой наружной).

4. Мальчик отправился на рыбалку. Проходя через кусты ольшаника, он увидел серенькую птичку с коричневыми крылышками - крапивника , потом он обратил внимание на шары, сплетенные из мха, листьев папоротника.

Любопытный рыболов забрался на дерево и, заглянув внутрь шаров, догадался, что это гнезда. Но каково было недоумение мальчика, когда он увидел птенцов только в одном из пяти гнезд. Объясните юному рыбаку, зачем же крапивник строит столько гнезд.

( Крапивник иногда строит до 10 «ложных» гнезд. Это своеобразное защитное приспособление , обеспечивающее лучшее выживание потомства).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области