Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


арт-терапия

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками:

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург (Naumburg, 1947, 1966) и А. Хилл (Hill, 1945), для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Поскольку термин «арт-терапия» пришел из английского языка, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в англоязычных странах. Например, в Информационной брошюре Британской ассоциации арт-терапевтов указывается:

«Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами - красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога» (BAAT, 1994).

Арт-терапия–одна из тонких и безболезненных форм комплекса психотерапевтических техник. Данная форма работы, подразумевает то, что в центре ее внимания находится не

столько сам продукт деятельности человека, сколько его понимание этого продукта.

Арт-терапия дает возможность человеку бессознательно, в творческой форме, отразить наиболее актуальные психические состояния, воплощая их в некой тактильно ощутимой форме.

Преимущества арт-терапии:

Занятие не предполагает наличия у ребенка особых художественных навыков;

Творческая работа, один из мощнейших механизмов формирования

коммуникативных связей;

Занятие поощряет свободу самовыражения;

В ходе занятия формируются положительные эмоции;

Происходит мобилизация творческого потенциала, дающая возможность

использования собственных ресурсов.

Ход занятия:

Для начала, необходимо создать единое эмоциональное состояние, и подготовить участников к тренингу.

Ведущий: Я приветствую вас в нашем особенном мире. Что в нем особенного?

Особенный он потому, что каждый из нас видит его по-своему. Одни, видят скомканные

листы, лежащие вокруг. Другие, растворяются в звучащей музыке.

И именно здесь начнется наше путешествие. Путешествие по то сторону

разумного. Самое главное в путешествие – понимать, что ты к нему готов. Готов идти по

неизвестному пути, открывая для себя что-то новое не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Перед тем, как мы отправимся в наше путешествие, нам нужно поприветствовать

друг друга. Но приветствовать мы будем не словами, а лишь взглядом и прикосновением.

Сейчас каждый из вас, поприветствует каждого. Попробуйте сделать это лишь взглядом, и

при этом, обязательно прикоснитесь друг к другу, а столько, насколько можете себе

позволить. Это может быть легкое объятие, рукопожатие, или просто касание. Доверьтесь

вашим ощущениям, позвольте стать частью этой реальности.

(участники занятия перемещаются по помещению, приветствуя друг друга)

А сейчас, мы с вами становимся в круг, закрываем глаза, и пробуем почувствовать

самих себя. Делаем медленный глубокий вдох… держим воздух в себе… медленно

Хорошо. Теперь, на вдохе, мы тянемся руками к верху, становимся на носочки, а на

Итак, глубокий вдох (тянемся к верху) …. Держим вдох… Медленно выдыхаем.

Данная техника дыхания повторяется три раза.

Важно: вдох совершается через нос, выдох- через рот.

Открываем глаза. Сейчас вы можете видеть, что вокруг вас лежат разные

скомканные листы бумаги. Пройдитесь по нашему пространству, и выберите себе любой

из них. Как только вы будите готовы отправится в путешествие, вы выбираете себе любое

место, и садитесь максимально комфортно, так, чтобы вам ничего не мешало и не

отвлекало.

Тема 1 Я

«Автобиография»

«Ты можешь изобразить свою жизнь? Нарисуй картину своей жизни, изобразив важные события, большие изменения и то, что для тебя важно. Например, помнишь ли ты, как ты пошел в школу? Переезжал ли ты? Приезжал ли кто-нибудь к тебе погостить? Умирал ли кто-нибудь? Есть ли у тебя какие - то особенно радостные или печальные воспоминания, которые

тебе хотелось бы сюда включить?

Существует множество способов изобразить свою жизнь. Например, в виде кривой линии с отметками или в виде карты, или в виде соединенных между собой рисунков. Можешь рисовать так, как тебе захочется». «Прошлое/настоящее/будущее»

Это упражнение позволяет: исследовать то, как меняются люди и предметы;

выразить свой опыт; поделиться надеждами и страхами по отношению к будущему.

Из-за того, что понятия прошлого, настоящего и будущего являются, по своей сути, относительным, маленьким детям может быть трудно это понять. Нужно начать с обсуждения того, что мы подразумеваем под этими понятиями, и того, как их можно использовать. Например, вчера, сегодня, завтра; в прошлом году, в этом году, в следующем году; в прошлом веке, в этом веке, в следующем веке. Затем детей прося т изобразить и рассказать о своем опыте, чувствах и ожиданиях. Это упражнение очень подходит для работы с детьми - беженцами и иммигрантами. Это также хорошее упражнение для индивидуальных занятий с детьми, пережившими насилие или травму.

«Моя неделя, мой день, моя жизнь»

Детей просят нарисовать картину своей недели или дня.

«Космический корабль» (направленная визуализация)

«Ты летишь на неизвестную комическую станцию. Ты оставляешь все и всех позади. Ты не знаешь, когда ты вернешься обратно. Ты можешь взять с собой только один контейнер, но можешь положить туда все, что хочешь. Можешь взять с собой что угодно, но выбирай внимательно, потому что это твой единственный шанс.

Нарисуй или построй свой контейнер и наполни его изображениями или моделями того, что ты хочешь взять с собой».

«Безопасные места» (направленная визуализация) «Закрой глаза и представь себе комнату, в которой тебе тепло, радостно и совершенно безопасно. Эта комната принадлежит только тебе. Здесь тебя никто не может обидеть, никто не может войти, если только ты сам того не

захочешь. Что находится в твоей комнате? Есть ли там кровать, стол, занавески, ковер? Есть ли стул? Он большой и мягкий или деревянный и жесткий? Есть ли окна? Занавески задернуты или отдернуты? Есть ли полки? Что на них? Журналы или книги? Мягкие игрушки? Игры? Комната светлая или темная? Не открывая глаз, еще раз осмотри свою безопасную, уютную комнату.

Открыв глаза, нарисуй свою комнату как можно подробнее».

«Моя карта» «Нарисуй картинку, изображающую различные аспекты своей личности. Как выглядит твоя приятная сторона? Как — злая? А как — испуганная или смелая? У нас множество сторон личности. Ты можешь изобразить различные стороны своей личности как угодно».

(Это упражнение эффективно для исследования поведения детей,

которым не хватает уверенности в себе и самопринятия.)

«Исполнение мечты»

«Твоя мечта сбылась... — Нарисуй!».

«Я хочу...» «Я хочу, чтобы... — Нарисуй!».

«Любимая вещь» «Какая у тебя в жизни любимая вещь? — Нарисуй!».

«Мой сон» «Можешь ли ты вспомнить один из своих снов? Был ли он

забавным, страшным, странным, радостным, непонятным? — Нарисуй его!».

«Я...» (визуализация)

«У всех нас множество ролей и различные отношения с разными людьми. Ты можешь быть дочкой или сыном, школьником/ школьницей, старшим братом/сестрой, младшим братом/сестрой, внуком/внучкой, племянником / племянницей, двоюродным братом/сестрой,

другом/подругой, няней, рабочим или членом команды. Подумай о своей

жизни и обо всех ролях, которые ты исполняешь. По-разному ли ты себя

чувствуешь в разных ролях? Может, в каких - то ролях ты чувствуешь

себя счастливее, чем в других? В каких ролях ты чувствуешь себя важным и

взрослым? В каких — маленьким?

Нарисуй картинку, изображающую различные роли. Ты можешь найти способ показать, что ты делаешь в различных ролях или как ты себя?»

«Воображаемый зверь» Детям предлагают нарисовать воображаемое. Затем просят представить себя этим зверем, рассказать о себе, используя всего пять слов.

«Что мне в себе нравится...»

Это упражнение можно начать с общего обсуждения, например, того, «что нам нравится в самих себе». Или поговорить о качествах или поведении, которые мы ценим, а затем изобразить это в виде движений.

«Я нравлюсь себе, когда я двигаюсь так...»

«Я чувствую себя слабым, когда я делаю так...»

«Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким...»

«Я чувствую себя в безопасности, когда я сделаю так...» и т. д.

«Мой портрет в лучах солнца» «Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем нарисуй лучи и вдоль лучей напиши свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы лучей было как можно больше».

Тема 2 Мои чувства

«Мое настроение»

Ребенка просят изобразить настроение или чувства при помощи только форм, линий, цветов, текстуры, тональности и т. д., но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации.

Лучше всего это упражнение дать после обсуждения того, как различные цвета и формы могут создать различное настроение (например, красный может выражать возбуждение, гнев или энергию; гладкие формы могут казаться более спокойными, чем острые). Однако важно помнить о том, что восприятие цвета или формы может различаться у разных людей и народов. Нельзя приписывать цвета и формы определенному настроению или чувству, нельзя давать им какое-то одно толкование.

«Чувства»

Упражнение начинается с обсуждения того, что такое чувства (откуда они появляются, зачем они нам нужны, о чем они нам говорят), и перечисления различных чувств (например, радости, грусти, гнева, удивления, скуки, смущения). Дети рисуют лица, изображающие любое чувство на их выбор (здесь также подходят и комиксы, и фигурки из палочек).

«Почему лицо радостное/грустное/удивленное? О чем думает персонаж? Почему?» Это пишется в «облачке» над лицом, эта часть рисунка может быть представлена в любой форме, включая беспредметную. Затем рисуется один или несколько рисунков, каждый изображает то же лицо, но с разными чувствами.

Эти рисунки можно использовать в качестве основы для придумывания историй о персонажах, или их можно выстроить в общую «линию историй». Это упражнение — хорошая основа для написания рассказов или стихов о чувствах.

«Ларец счастья» (визуализация)

«Представь, что тебе дали волшебный ларец. Он может быть размером с коробку из-под обуви, величиною с дом или даже больше. В этом ларце могут находиться только радостные вещи. Ты можешь положить в ларец все то, что тебя радует, и там это будет в сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларец в любой момент, когда тебе нужно взбодриться. Что ты положишь в ларец? Закрой глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй или построй свой ларец счастья и наполни его изображениями того, что тебе нравится».

«Сундук того, что меня огорчает» (визуализация)

«Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук все, что тебя огорчает или сердит, и там ЧТО-ТО надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь

— можно положить это обратно. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай изображения того, что тебя огорчает или сердит, и положи их в сундук».

«Противоположные чувства»

Это упражнение можно проводить с большой группой, давая обратную связь по кругу, причем каждый имеет право пропустить очередь. И, по возможности, записывая высказывания на доске или в большой тетради.

Два противоположных чувства можно изобразить на одном листе бумаги, с двух сторон, или же на двух отдельных листах.

«Мне нравится, когда...»

«Я ненавижу, когда...»

«Мне было хорошо, когда...» «Мне было плохо, когда...»

«Я люблю...» «Я не люблю...»

«Издание буклетов в обложках с названиями»

«Жалобы», «Гнев», «Счастье», «Вещи, которые мне нравятся», «Мои

желания», «Вещи, которые я ненавижу», «Если бы я был(а) мамой», «Кое-что

обо мне».

Тема 3 Я и общество

«Дружба»

1. Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга. Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам не безразличны, по крайней мере, некоторое время. Какой ты друг?

Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться? Чем с тобой было бы интересно заниматься? Бы ты мог помочь? Чем ты можешь

Поделиться собой как с другом?»

2. Рисунок. «Я хороший друг, потому что...». Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как комикс, собрание рисунков, картинок-настроений.

«Портреты того, что внутри/снаружи»

«Что видят люди, когда они смотрят на тебя? Как они тебя видят? Что ты им показываешь?

Как ты себя чувствуешь внутри? Это отличается оттого, что видят другие?

Например, люди думают, что ты смелый, но внутри ты можешь быть напуганным, или люди могут подумать, что ты слабый, но ты знаешь, что внутри ты сильный. Другие люди могут видеть тебя спокойным и счастливым, но внутри ты можешь чувствовать себя иначе.

Нарисуй два своих портрета: один, изображающий тебя снаружи, другой — изнутри».

Напоминание: можно использовать и комбинировать любые стили

изображения.

«Преодоление»

На самом деле это визуализация в рисунках. На первом рисунке ребенок представляет ситуацию, которая вызывает страх или тревогу (например, выступление перед аудиторией, необходимость доказывать свою точку зрения или иметь дело с задирой). «Попробуй выразить форму и чувство страха на своем рисунке. Какой он? Как он выглядит?» На втором рисунке дети изображают то, как они это преодолевают (например, выступают перед большой аудиторией, говорят кому-то о своих чувствах злости или обиды).

«Изобрази, как ты делаешь то, что тебя беспокоит. Как ты себя

чувствуешь от того, что тебе это удается? Как это выглядит?»

Эти рисунки можно сохранить, обращаться к ним или использовать в

качестве основы для обсуждения. «Я хочу/я могу сделать»

На первом рисунке ребенок изображает ситуацию или случай, когда он

был очень зол.

После того как ребенок объяснит, что изображено, его просят нарисовать в воображении второй рисунок, изображающий, как он себя из-за чувствовал или что ему хотелось

сделать.

Этот «воображаемый», поэтому ребенок может выразить свои фантазии без

цензуры, каким бы мстительным или жестоким он ни показался. Затем ребенок рассказывает об этом своем рисунке. На третьем рисунке ребенок изображает то, что он может сделать после обсуждения приемлемых способов выражения гнева.

Это упражнение эффективно с детьми, поскольку здесь им дается право

злиться, но также помогает им разработать стратегии, как справляться с

гневом.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области