Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Эксперимент – начальная точка познания мира"

Познакомить воспитателей с интересными методами работы с детьми в области "Познание"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Эксперимент – начальная точка познания мира

Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей на жизнь растений и животных. А мой опыт работы показывает, что объекты неживой природы представляют для детей не меньший интерес, особенно, если рядом педагог, который помогает увидеть в самом обычном необычное.

Скажем, вода. Она повсюду, даже мы с вами состоим на 80% из воды. Но, оказывается, вода способна запомнить любую информацию, которую несёт свет, мысль, музыка, молитвы или простое слово. Чистотой собственных мыслей человек способен поправить собственное здоровье и очистить окружающую среду.

Японский учёный Масару Эмото изучал структуру воды после воздействия на неё музыки и слов. Классическая музыка и красивые слова образуют правильные кристаллы, а вот музыка в стиле хэви-метлл и грубые слова не способны организовать кристаллы. Поэтому, когда мы пьём чай или едим, надо думать о хорошем , т.к. структура той жидкости, которую мы употребляем, подстраивается под эти мысли. Вода - удивительное соединение. О ней можно много говорить.

Недаром, дети очень любят играть с водой, попутно изучая её свойства. Например, вода прозрачна, но может менять окраску; у воды нет вкуса, но она может его приобрести, если в ней растворить другие вещества и т.д.

Ребята все эти свойства обнаруживают самостоятельно, опытным путём, т.е. активно преобразуя предмет своего исследования. А это – уже эксперимент. По-моему, именно эксперимент - есть начальная точка возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.

Как сказал Жан Жак Руссо: «Воспитание человека начинается с его рождения; он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению».

Я не стремлюсь «учить» детей в буквальном смысле этого слова. Скорее я направляю их мысли с помощью интересной беседы, игры, наблюдений. Иногда ребята сами подсказывают мне темы будущих рассуждений своими вопросами. А стоит ли давать ребёнку сразу же готовый ответ на все его вопросы?

Ведь можно предложить провести эксперимент, научное исследование, и самим докопаться до сути. Думаю, этот подход более продуктивен, потому что такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира формирует ум, мышление, способность у рассуждению.

Опираясь на теоретические положения профессора Поддьякова Н.Н., я решила заняться организацией экспериментирования для детей дошкольного возраста.

Эксперимент в детском саду имеет родство с игрой. Например, игра «Путешествие к морю». Мне хотелось, чтобы дети лучше узнали свойство воды, растворять твёрдые вещества, такие как соль, и чем отличается солёная вода от пресной. Игра начинается с рассматривания фотографий, принесённых детьми после летнего отдыха, их воспоминаний. «Хорошо бы отправиться в путешествие»,- говорю я. И вот мы на «берегу тёплого моря», «купаемся и загораем». «Вот бы забрать с собой в детский сад частичку моря,- предлагаю я,- Но как это сделать?» Дети после рассуждений предлагают сделать воду солёной самим. Оказывается, в тёплой воде соль растворяется быстрее, чем в холодной; мелкая соль растворяется лучше крупной; в солёной воде и плавать легче, чем в пресной. И всё это дети узнали с помощью эксперимента, самостоятельно делая выводы. А казалось бы, просто играли.

Хорошие, интересные рассказы художественной литературы также помогают организации опытничества с детьми. Кто не знает умную галку, которая, чтобы напиться, бросала в кувшин с водой камешки? А, ну-ка, и мы попробуем. Проверим, так ли это?

А почему бы самим не сочинить что-нибудь этакое, скажем, сказку «Как магнит искал себе друзей». Очень интересно получается! Здесь ведь необходимо вспомнить свойства магнита и облечь их в волшебную, сказочную форму. Развивается и речь, и воображение.

В реальной жизни я охотно использую метод наблюдения природных явлений, который побуждает к поиску объяснения причин явлений природы. Например, почему после дождя лужи дольше не высыхают в тех местах участка, где почва глинистая, а там, где песок, вода быстро исчезает. Эти наблюдения развивают память детей, их внимание.

Для меня важно, чтобы дети могли перенести уже известные им знания на другую ситуацию. Здесь я применяю мысленный эксперимент. Например, даю детям серию картинок с изображением птиц с разным размахом крыла (воробей, ворона, орёл и т.д.). Необходимо ответить на вопрос: какая птица лучше всех летает и меньше всех устаёт в полёте, а какая может летать только на короткие расстояния? Такой мысленный эксперимент возможен после проведения опыта «Как птица летает по воздуху».

В течение нескольких лет я занимаюсь экспериментированием с дошкольниками и замечаю, что ребята стали более любознательными, уверенными, самостоятельными в решении познавательных задач .Я уверенна, что, учась в школе они не потеряют эту исследовательскую жилку познания мира. Закончить хотелось бы мудрой заповедью педагогики «Что узнал в детстве – высечено в камне, что узнал в старости – написано на льду».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области