Эксперимент – начальная точка познания мира
Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей на жизнь растений и животных. А мой опыт работы показывает, что объекты неживой природы представляют для детей не меньший интерес, особенно, если рядом педагог, который помогает увидеть в самом обычном необычное.
Скажем, вода. Она повсюду, даже мы с вами состоим на 80% из воды. Но, оказывается, вода способна запомнить любую информацию, которую несёт свет, мысль, музыка, молитвы или простое слово. Чистотой собственных мыслей человек способен поправить собственное здоровье и очистить окружающую среду.
Японский учёный Масару Эмото изучал структуру воды после воздействия на неё музыки и слов. Классическая музыка и красивые слова образуют правильные кристаллы, а вот музыка в стиле хэви-метлл и грубые слова не способны организовать кристаллы. Поэтому, когда мы пьём чай или едим, надо думать о хорошем , т.к. структура той жидкости, которую мы употребляем, подстраивается под эти мысли. Вода - удивительное соединение. О ней можно много говорить.
Недаром, дети очень любят играть с водой, попутно изучая её свойства. Например, вода прозрачна, но может менять окраску; у воды нет вкуса, но она может его приобрести, если в ней растворить другие вещества и т.д.
Ребята все эти свойства обнаруживают самостоятельно, опытным путём, т.е. активно преобразуя предмет своего исследования. А это – уже эксперимент. По-моему, именно эксперимент - есть начальная точка возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.
Как сказал Жан Жак Руссо: «Воспитание человека начинается с его рождения; он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению».
Я не стремлюсь «учить» детей в буквальном смысле этого слова. Скорее я направляю их мысли с помощью интересной беседы, игры, наблюдений. Иногда ребята сами подсказывают мне темы будущих рассуждений своими вопросами. А стоит ли давать ребёнку сразу же готовый ответ на все его вопросы?
Ведь можно предложить провести эксперимент, научное исследование, и самим докопаться до сути. Думаю, этот подход более продуктивен, потому что такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира формирует ум, мышление, способность у рассуждению.
Опираясь на теоретические положения профессора Поддьякова Н.Н., я решила заняться организацией экспериментирования для детей дошкольного возраста.
Эксперимент в детском саду имеет родство с игрой. Например, игра «Путешествие к морю». Мне хотелось, чтобы дети лучше узнали свойство воды, растворять твёрдые вещества, такие как соль, и чем отличается солёная вода от пресной. Игра начинается с рассматривания фотографий, принесённых детьми после летнего отдыха, их воспоминаний. «Хорошо бы отправиться в путешествие»,- говорю я. И вот мы на «берегу тёплого моря», «купаемся и загораем». «Вот бы забрать с собой в детский сад частичку моря,- предлагаю я,- Но как это сделать?» Дети после рассуждений предлагают сделать воду солёной самим. Оказывается, в тёплой воде соль растворяется быстрее, чем в холодной; мелкая соль растворяется лучше крупной; в солёной воде и плавать легче, чем в пресной. И всё это дети узнали с помощью эксперимента, самостоятельно делая выводы. А казалось бы, просто играли.
Хорошие, интересные рассказы художественной литературы также помогают организации опытничества с детьми. Кто не знает умную галку, которая, чтобы напиться, бросала в кувшин с водой камешки? А, ну-ка, и мы попробуем. Проверим, так ли это?
А почему бы самим не сочинить что-нибудь этакое, скажем, сказку «Как магнит искал себе друзей». Очень интересно получается! Здесь ведь необходимо вспомнить свойства магнита и облечь их в волшебную, сказочную форму. Развивается и речь, и воображение.
В реальной жизни я охотно использую метод наблюдения природных явлений, который побуждает к поиску объяснения причин явлений природы. Например, почему после дождя лужи дольше не высыхают в тех местах участка, где почва глинистая, а там, где песок, вода быстро исчезает. Эти наблюдения развивают память детей, их внимание.
Для меня важно, чтобы дети могли перенести уже известные им знания на другую ситуацию. Здесь я применяю мысленный эксперимент. Например, даю детям серию картинок с изображением птиц с разным размахом крыла (воробей, ворона, орёл и т.д.). Необходимо ответить на вопрос: какая птица лучше всех летает и меньше всех устаёт в полёте, а какая может летать только на короткие расстояния? Такой мысленный эксперимент возможен после проведения опыта «Как птица летает по воздуху».
В течение нескольких лет я занимаюсь экспериментированием с дошкольниками и замечаю, что ребята стали более любознательными, уверенными, самостоятельными в решении познавательных задач .Я уверенна, что, учась в школе они не потеряют эту исследовательскую жилку познания мира. Закончить хотелось бы мудрой заповедью педагогики «Что узнал в детстве – высечено в камне, что узнал в старости – написано на льду».