Конспект музыкального занятия в соответствии с ФГОС.
«Путешествие в город музыкальных инструментов»
Муз. Рук. МБДОУ «детский сад №9» г. Мценск
Симакова Лилия Геннадьевна
Доминирующая образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности детей: Интегрированная образовательная деятельность: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, двигательная.
Методическая информация.
Тема образовательной деятельности: Путешествие в город музыкальных инструментов.
Методы и приёмы реализации содержания занятия: Наглядные: различные музыкальные инструменты: шумовые нетрадиционные инструменты, ударные без определённой высоты, ударные мелодические инструменты, чудо-инструменты из подручного материала, наборы народных инструментов, декорации города, парка: дом, лиственные и хвойные деревья, кусты.
Словесные: беседы, рассказ о появлении чудо-инструментов, чтение стихов.
Практические: распевка «День добрый», дыхательное упражнение, музыкально-ритмическое упражнение «Ах, ты берёза », игра: «Вопрос-ответ», слушание музыкальных инструментов в записи, исполнение песни с музыкальными инструментами: « Лесная песенка» сл. К.Чурина муз. С. Суэтов, физкультминутка, инструментальное звукоподражание, коллективное творчество в своеобразном оркестре.
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие-развитие творческой активности; поощрение самостоятельного выполнения детьми танцевальных движений с музыкальными инструментами; развитие творческих способностей детей; развитие творческого воображения; обогащение музыкальных впечатлений детей; умение выполнять коллективную работу.
Физическое развитие- обогащение и накопление двигательного опыта детей; передача в движении особенность звучания музыкальных инструментов, соблюдая темп и характер музыки; формирование у воспитанников потребности двигательной активности и физического совершенства.
Речевое развитие- Развитие всех компонентов устной речи детей; пополнение словарного запаса дошкольников.
Познавательное развитие- расширение кругозора детей; формирование представлений о волшебном городе музыкальных инструментов. Умение ориентироваться в пространстве, не наталкиваясь друг на друга.
Социально-коммуникативное развитие-радоваться успехам сверстников; активное проявление положительных эмоций от сотрудничества.
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Продолжать формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развитие и реализация музыкальных и творческих способностей ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Развитие эмоционально-эстетического восприятия через интеграцию различных видов искусств.
Задачи: Обучать детей умению правильно извлекать звук из нетрадиционных металлических «музыкальных инструментов» (чугуны, ключи).
Воспитывать интерес к шутливому звучанию самодельных инструментов-фантазёров. Воспитывать настойчивость выдержку и творческую активность.
Развивать эстетические эмоции, чувства переживания во время прослушивания музыки. Развивать творческую фантазию, воображение, ассоциативное мышление и чувство уверенности в себе. Развивать у детей метроритмическое чувство, певческие навыки, слуховую память, мышление и творческое воображение. Формировать самостоятельность и творческую активность. Закреплять знания и умения, полученные на предыдущих занятиях (понятия «оркестр», «дирижёр», «композитор», «музыкант», «ансамбль»). Расширять кругозор и понятийный словарь. Закреплять навыки игры на самодельных и природных инструментах. Накапливать опыт музыкальных впечатлений в результате прослушивания звучания музыкальных инструментов.
Планируемые результаты:
1.Сформированы основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма. Умеет различать тембр различных инструментов.
2.Способен самостоятельно подбирать инструменты для фантазийного озвучивания, принимает активное участие в игре.
3.Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении необычных и фантазийных инструментах.
Может самостоятельно преобразовывать знакомый материал, с радостью откликается на возможность сыграть импровизацию.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности): Музыкальный центр, фонограммы, флешкарта, CD диск, фортепиано, самодельные музыкальные инструменты, инструменты из подручного материала, декорации (деревья лиственные, хвойные, кусты), столы, скатерти.
Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты): Знакомство с самодельными музыкальными инструментами. Беседы о игривом или сказочном его настроении, его хрустальном или шутливом характере звучания; разучивание песни «Лесная песенка» сл. К. Чурина муз. С. Суэтов, разучивание музыкально-ритмических движений под русскую народную мелодию «Ах, ты берёза» (хороводный шаг, притопы, шаг с пружинкой). Слушание в записи звучание колокольчика, барабана, дудочки, муз. треугольника. Беседы о характере и настроении каждого инструмента, знакомство с понятийным словарём. Предварительные беседы о том, кто такой: «композитор», «музыкант», «оркестр», «дирижёр».
Конспект занятия (образовательной деятельности).
1. | Вводная часть | Дети свободно входят в музыкальный зал, образуя полукруг. М. р.- Добрый день! Дети, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся так, как здороваемся на каждом музыкальном занятии. Распевка «День добрый» журнал муз. рук. №2 2004 г. Стр. 18 . Замечательно! Молодцы! У меня очень хорошее и радостное настроение, поэтому хочу поделиться им с вами. Давайте передадим его по кругу (образуют круг). Дыхательная гимнастика Мою радость забирайте рядом другу передайте! Сдуваю с ладошки и передаю рядом стоящему. И так по кругу. Дыхательная гимнастика настраивает детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, даёт психоэмоциональную разрядку. Способствует созданию психологической комфортности. М. р.- Ну вот, теперь я вижу счастливые и радостные лица, а глазки-то, глазки словно лучики солнышка засветились! Улыбнитесь друг другу! Замечательно! | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | М. р.- Вы любите путешествовать? | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Предлагаю отправиться в удивительное путешествие-город музыкальных инструментов. | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Чтобы отправиться туда, надо выполнить некоторые задания. А помогут нам ваше умение и музыкальные ложки. Музыкально-ритмические упражнения: «Ах, ты берёза» русская народная мелодия обработка. Индивидуальная работа – «Маша, помни о том, чтобы выполнить задание правильно, ты должна идти равномерным шагом, не прерывая его». 1-часть -двигаются хороводным шагом, отстукивая ложками четвёртые длительности. .2-часть-двигаются «топотушками», отстукивая восьмые длительности. Я напеваю: «Топотушки, топотушки, раз, два, три, четыре, пять. Дружно, весело, задорно повторили мы опять». На 2-часть второй раз напеваю: «Топотушки, топотушки, раз, два, три, четыре, пять. Дружно, весело, задорно, продолжаем танцевать». Следующее танцевальное движение – Шаг с «пружинкой» 1- часть «Шаг-вприсядку, шаг-вприсядку, спинку прямо я держу. Танцевать себя заставлю, даже, если не хочу». 2– часть «Топотушки, топотушки, раз, два, три, четыре, пять. Вы попробуйте за мною все движенья повторять». М. р.- Какие молодцы! Вы хорошо справились с заданием, все понимают му зыку и правильно её чувствуют. Кладите пожалуйста ложки. Следующее задание ещё сложнее. Постарайтесь его выполнить правильно. Пожалуйста присядьте. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретённых знаний | М. р.- Поиграем в игру- «Вопрос-ответ». 1. Кто сочиняет музыку? Дети- Композитор! М. р.- Верно! 2.А исполняет её? Дети- Музыкант! М. р.- Правильно! 3. Коллектив музыкантов называют…? Дети- Оркестр! М. р.- Отлично! 4. Оркестром управляет…? Дети- Дирижёр! М. р.- Молодцы! 5. Что такое «ансамбль?». Дети- В ансамбле дети играют на одинаковых инструментах. М. р.- Согласна! А если инструменты разные, но русские народные, то как называется оркестр? Дети- Называется русским народным. М. р.- Так и есть! Музыкальные инструменты могут радоваться и сердиться, шутить и заигрывать. Послушайте их! Слушание М. р.- Что звучит? Дети - колокольчик. М. р.- Правильно! Какое у него настроение? Дети - Весёлое, радостное, игривое, резвое, солнечное. М. р.- Замечательно! Что вы теперь слышите? Дети: - Барабан! М. р.- Верно! Какой у него характер? Дети - Бодрый, чёткий, праздничный, отчётливый, решительный, бесстрашный, торжественный, маршевый. М. р.- Согласна! Следующее задание! Узнали? Дети – Дудочка! М. р.- Как она звучит? Дети - Игриво, шутливо, задорно, резво. Под неё хочется улыбаться, плясать. М. р.- Отлично! Слушаем дальше! Догадались? (музыкальный треугольник) Какой у него звук? Дети - Резвый, звонкий, бойкий, светлый, лёгкий, прозрачный, хрустальный. М. р.- Все инструменты знаете. Не простая это штука- музыкальная наука! | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Я слышу прекрасные звуки музыки. В мир прекрасный, В мир волшебный, В музыкальный мир войдём. Многое мы там узнаем И с собою заберём. Мы с вами оказались в волшебном городе, на оркестровой площаде! Посмотрите сколько здесь музыкальных инструментов! Какие инструменты вы увидели впервые? (знакомлю с новыми для них инструментами, называю их). Вы хотите на них поиграть? Я предлагаю проявить своё мастерство. Юные музыканты, Покажите свои таланты! Пение Петь будем согласованно и выразительно, не опережая друг друга. Исполняют «Лесная песенка» сл. К. Чурина муз. С. Суэтов М. р.- Молодцы! Из вас получатся настоящие музыканты! Кладите пожалуйста инструменты. В городе музыкальных инструментов есть парк. Хотите туда отправиться? Тогда в путь! Физкультминутка Ноги высоко подняли И немного пошагали. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И быстрее побежали. Вот мы и в парке! Он хранит много тайн и загадок. Это общий дом птиц и букашек, деревьев и кустов, а вы в нём всего лишь гости и вести себя надо как в гостях. Здесь можно гулять Мусор, жвачки не бросать, Потому, что живёт в нём порядок и чистота. Предлагаю поиграть - Звуки природы передать. Инструментальное звукоподражание Пошли дети гулять, (предлагаю жестом взять заранее приготовленные инструменты) Чтоб не потеряться, Стали рядышком держаться (образуют полукруг, в центре садится ребёнок на стульчик с металлофоном). Вдруг они услышали пение кукушки- (металлофон) И стук дятла- (кастаньеты), Внезапно начался ветер- (маракасы) Листья на деревьях зашуршали- (самодельные «шуршики» из целофановых пакетов, или бумаги на деревянной палочке). Загремел гром- (большой бубен) И пошёл дождик- (румба) Сначала потихоньку- (ключи), А потом всё сильнее и сильнее- (к ключам добавляется звук музыкальных треугольников). Вскоре всё стихло, затем выглянуло солнышко- (глиссандо на металлофоне) И снова свою песню запел соловей- (дудочка). Мы сейчас с вами с помощью музыкальных инструментов рассказали удивительную историю. Спасибо за творческое вдохновение! (жестом руки показываю, что пора класть инструменты). В нашем городе есть «чудо» инструменты. Пожалуйста рассмотрите. Их можно сделать из подручного материала. Это настоящие фантазёры. Они могут шутливо общаться и фантазировать. Жить вместе с музыкой мы рады Общаться с ней одна награда. Предлагаю устроить своеобразный оркестр. Саша, помни как правильно твоя рука должна двигаться, чтобы инструмент красиво звучал (чугун металлический). Своеобразный оркестр (аудиозапись) используются любые самодельные инструменты: цветные баночки из под кофе, цветные коробочки, пластиковые бутылки с колпачками внутри, погремушки из киндер - сюрпризов, металлические чугуны, свистульки птиц детские чайнички, кофейники заполненные водой, самодельный «каскад» колокольчиков, деревянные палки. Молодцы! Замечательно! Благодарю вас за ваше мастерство! | |
2.3 | Самостоятельная деятельность по закреплению нового знания | 1.Вам понравилось в этом городе? 2.Кем вы были? 3.Кто в нём живёт? | |
111. | Заключительная часть | Вижу по вашим глазам, что вам очень понравились чудо- инструменты. Я разрешаю их взять в группу, чтобы в свободное время вы могли фантазировать. Старались на славу! Играли и пели, Таланты свои Показать все сумели! До новых встреч, дорогие друзья! | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | В данном занятии чётко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно задачи и цель, которые реализовывались на протяжении занятия. Был установлен положительный эмоциональный фон. На протяжении всей образовательной деятельности у детей прослеживалась мотивация. Поэтапно происходила смена деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Были использованы разнообразные методические приёмы, которые были использованы в порядке нарастания сложности. Широко использовала различные виды наглядности. |