Конспект занятия
образовательная область «Развитие речи»
раздел «Формирование лексико - грамматических категорий речи»
Тема «Осень. Деревья» возрастная группа подготовительная к школе
Выполнил(а) учитель-логопед
Зарипова Л.М.
2021г.
Конспект занятия
Тема: Осень. Деревья Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Осень. Деревья». Задачи: коррекционно-образовательные: закрепление и активизация словарного запаса по теме, формирование умений образовывать относительные прилагательные, согласовывать числительное с прилагательными и существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; коррекционно-развивающие: развитие словаря по теме, зрительного и слухового восприятия, памяти, общей моторики, мышления, речевого дыхания; коррекционно-воспитательные: воспитание бережного отношения к природе родного края, умения дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.
Средства реализации:
Картины деревьев ( береза, дуб, клен, рябина, ель, сосна), листья деревьев (на каждого ребенка), образец выкладывания ели, счетные палочки, фланелеграф (на каждого ребенка). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие» Словарная работа: хвоя - листья похожие на иглы. Предварительная работа: наблюдение за осенней погодой и деревьями.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
2.Игра «Назови лишнее слово».
- Сентябрь, октябрь, ноябрь, осень (Осень лишнее слово). Почему? (Сентябрь, октябрь, ноябрь -месяцы осени, а осень - время года). 3.Дети, сегодня на занятии мы будем говорить о… А вот, чтобы узнать, о чём мы будем говорить, предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте. - Несу я урожай, Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю, Потом их раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я…. (осень)». - Правильно, ребята. Конечно, же - это …(осень)
-Следующая загадка. - Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает (Дерево)
3. На занятии будем говорить об осени и деревьях. Какие изменения происходят осенью в природе? (Люди собирают урожай в садах и огородах, птицы улетают в теплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одеваются тепло, листья на деревьях желтеют)
4.Теперь предлагаю рассмотреть картины деревьев и назвать их (Рассматривание деревьев осенью и называние деревьев)
5.Физминутка
-«Ветер дует» (2р.)
6.Игра «С какого дерева лист» (инд.работа)
- Это - береза. А лист с березы какой? ( Березовый). Это дерево - рябина, а лист ... (рябиновый). Дерево клен, а лист какой? (кленовый). А это дерево дуб и лист называется … дубовый .
7. Упражнение «Подуй на листик»(2р.) (У детей разные листья, в ходе выполнения упражнения , выяснить какой лист (дубовый, березовый, т.д.).
8. Игра «Сосчитай -ка» (хором и индивидуально).
9. Игра «Скажи ласково» (день, ночь, дождь, птица, облако, береза, дуб, ель, рябина)
10.Упражнение «Выложи из палочек» (по образцу).
- Не у всех деревьев желтеют листья. Есть у нас в лесу вечнозеленые деревья. Какие деревья «вечнозеленые»? (ель, сосна). А почему их называют «вечнозелеными»? (Потому что у ели и сосны вместо листьев иголки. У них иголки всегда зеленые и эти иголки не опадают.). Их называют хвойные деревья. Хвоя это у ели и сосны иголки вместо листьев. А у березы, дуба, рябины, ивы, клена на ветках листья. Поэтому они называются - ….(лиственные деревья).
- У вас палочки на столе. Предлагаю выложить из палочек ель. У ели ствол и ветки.
Итог. Какие вы молодцы! Красивые ели получились. Какое задание вам понравилось? Дети, деревья являются частью природы, и их нужно беречь, ведь они принося пользу . Кто знает какую пользу принося они? (Выделяют кислород, очищают воздух, т.д.)
Литература 1.Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе длядетейсОНР». -СПб,«Детство -Пресс,2004. 2. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (4 альбома).-ООО«ИздательствоиД»,2005. 3.. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР». -СПб,«Детство- Пресс,2004.