Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа учебной дисциплины Физика по специальности 34.02.01 Сестринское дело

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии методах научного познания природы • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ практически использовать физические знания оценивать достоверность естественно-научной информации • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДп.10 Физика

2021 г.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии ОГСЭ, математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от «___»_______20__г.

_________________

Председатель ЦМК

Составлена согласно федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 17.05.2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

__________________ Логанова Л.Р.

Зав. отделом по УР

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 17.05.2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.) ФГОС среднего профессионального образования, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика», составленной В. Ф. Дмитриевой, зав. кафедрой физики Московского государственного университета технологий и управления К. Г. Разумовского, кандидат технических наук, профессор; рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан «Белебеевский медицинский колледж»

Разработчик:

Васильев В.Е., преподаватель ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж»

Рецензенты:

Р.И.Сулейманова, преподаватель информатики ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж»

И.А. Моисеева, преподаватель физика ГБПОУ БГТК.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ..................................................................................................6

Общая характеристика учебной дисциплины «Математика» ……........................7

Место учебной дисциплины в учебном плане .........................................................9

Результаты освоения учебной дисциплины .............................................................9

Содержание учебной дисциплины ..........................................................................10

Тематическое планирование ........................................................................................15

Тематический план ...................................................................................................15

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ...................16

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины «Математика» ……..............................................23

Литература .....................................................................................................................24

Вопросы к диф.зачету…………...……………………………………………………25

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу учебной дисциплины физика по специальности 34.02.01 Сестринское дело, составленную преподавателем ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж»

В.Е Васильевым

Рабочая программа учебной дисциплины физика по специальности 34.02.01 Сестринское дело составлена в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Физика», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» 21 июля 2015 г.

Представленная программа состоит из пояснительной записки, структуры и содержания, условий реализации, контроля и оценки освоения учебной дисциплины. В пояснительной записке указаны особенности и цели изучения учебной дисциплины. В структуре представлены тематический план содержание дисциплины. Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе. В третьем разделе перечислены требования к материально-техническому и информационному обеспечению обучения, где указаны как основные, так и дополнительные источники литературы, имеющие допуск Министерства образования и науки Российской Федерации. Контроль и оценка освоения дисциплины содержат различные формы и методы контроля иоценивания результатов обучения: тестовые задания, практические работы, устный опрос, лабораторных работ, домашних опытов и экспериментов.

Рабочая программа имеет логически выстроенную структуру и соответствует Рекомендациям по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденным Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации21 июля 2015 г.

Рецензент: И.А. Моисеева, преподаватель физикаГБПОУ БГТК.
РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу учебной дисциплины физика по специальности 34.02.01 Сестринское дело, составленную преподавателем ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж»

В.Е Васильевым.

Рабочая программа учебной дисциплины физика по специальности 34.02.01 Сестринское дело составлена в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»,

рекомендованной ФГАУ «ФИРО» 21 июля 2015 г.

Данная программа состоит из пояснительной записки, структуры и содержания, условий реализации, контроля и оценки освоения учебной дисциплины. В структуре представлены тематический план содержание дисциплины.

Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.

В третьем разделе перечислены требования к материально-техническому и информационному обеспечению обучения, где указаны как основные, так и дополнительные источники литературы, имеющие допуск Министерства образования и науки Российской Федерации.

Контроль и оценка освоения дисциплины содержат различные формы и методы контроля и оценивания результатов обучения: тестовые задания, практические работы, устный опрос, лабораторных работ, домашних опытов и экспериментов.

Рабочая программа имеет логически выстроенную структуру и соответствует Рекомендациям по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе

Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденным Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации21 июля 2015 г

Рецензент: Р.И. Сулейманова, преподаватель информатики

ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле ОГСЭ и ЕН дисциплин учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

•личностных:

−чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

−готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

−умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

−умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

•метапредметных:

−использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

−использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

−умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

•предметных:

−сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

−владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

−сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе.

Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении специальностей СПО.

1. Механика

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Невесомость.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изотермический и изобарный процессы.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

3. Электродинамика

Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока.

Тепловое действие тока.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.

Собственная и примесная проводимость полупроводников.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Электродвигатель.

Электроизмерительные приборы.

Электромагнитная индукция.

Опыты Фарадея.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Работа электрогенератора. Трансформатор.

.

4. Колебания и волны

Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн.

Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Демонстрации

Свободные и вынужденные механические колебания.

Резонанс.

Образование и распространение упругих волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

5. Оптика

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Демонстрации

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Оптические приборы.

Интерференция света.

Дифракция света.

Поляризация света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.

6. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы.

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Демонстрации Фотоэффект.

Линейчатые спектры различных веществ.

Излучение лазера (квантового генератора).

Счетчик ионизирующих излучений.

7. Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд.

Происхождение Солнечной системы.

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.

Карта Луны и планет.

Строение и эволюция Вселенной.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальной учебной нагрузки обучающегося - 211 часов, в том числе; обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 156 часов; самостоятельной работы обучающегося - 55 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Виды учебной работы

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоя-тельные работы

Всего часов

Раздел 1. Введение

2

2

Раздел 2. Механика

16

12

10

38

Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика.

32

12

11

55

Раздел 4. Электродинамика. Оптика

40

16

18

74

Раздел 5. Строение атома и квантовая физика

16

6

12

34

Раздел 6. Эволюция вселенной

4

4

8

Всего часов:

110

46

55

211

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации

1. МЕХАНИКА

Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин.

Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

Основы молекулярной кинетической теории.

Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V).

Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения.

Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки»

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов

3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину

4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Механические колебания

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки.

Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока.

Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

5. ОПТИКА

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

Расчет оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы.

Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений

6. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

Определение продуктов ядерной реакции.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.

7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Строение и развитие Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана.

Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях

Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.

Формулировка проблем термоядерной энергетики.

Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для освоения программы учебной дисциплины «Физика» имеется учебный кабинет, в котором есть свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика» входят:

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• выход в Интернет;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства

обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники и учебно - методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по математике, находящимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, тесты, методические рекомендации для самостоятельной работы студентов).

Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности реализации рабочей программы учебной дисциплины «Математика» для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья зависит от состоянии их здоровья и конкретных проблем, возникающих в каждом отдельном случае. Данной категории студентов предоставляется неограниченный доступ к электронной образовательной среде (Интернет-ресурсам, ЭБС), выделяется дополнительное время при проведении текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.

При организации образовательного процесса студентам с нарушением слуха преподаватель:

- в ходе занятия говорит немного громче и четче;

- уделяет повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики;

- используемые специальные термины в ходе занятия прописывает на доске для лучшего их усвоения;

- использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);

- проводит занятия в аудиториях оснащенных интерактивными досками, компьютером, мультимедийным проектором;

- использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа.

При организации образовательного процесса студентам с нарушением зрения преподаватель:

- представляет информацию в печатном виде с крупным шрифтом(16 - 18 пунктов);

- изучаемый материал повторяет несколько раз для лучшего его усвоения;

- предоставляет возможность во время занятия использовать звукозаписывающие устройства, диктофон и компьютеры во время занятий;

- озвучивает во время занятия написанную на доске информацию;

- оценочные средства распечатывает с увеличенным шрифтом;

- обеспечивает студентов увеличительными устройствами (лупа)

При организации образовательного процесса студентам с речевыми нарушениями преподаватель:

- предоставляет возможность письменно отвечать на поставленные вопросы при проведении текущего контроля знаний, промежуточной и итоговой аттестации;

- использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа.

При организации образовательного процесса студентам с нарушением опорно-двигательного аппарата преподаватель:

- использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);

- имеет методический материал для организации самостоятельной работы студентов на электронном носителе;

- предусматривает возможность проведения индивидуальных консультаций посредством электронной почты;

- использует оценочные средства в печатной форме или в форме электронного документа;

- формы контроля проводит в виде письменных работ;

При организации образовательного процесса студентам с психическим нарушением (ЗПР) преподаватель:

- в процессе обучения использует разнообразный наглядный материал (презентации, видеолекции, видеофайлы, видеофильмы);

- для закрепления знаний, полученных на занятии, а также для выполнения практических работ, использует рабочие тетради или методические указания для выполнения самостоятельной работы в печатном виде;

- изучаемый материал повторяет несколько раз для лучшего его усвоения;

- для формирования у студента способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознания возникающих трудностей, формирования умения запрашивать и использовать помощь прибегает к психокоррекционной помощи психолога, социального педагога;

- при изучении нового материала использует игровые технологии обучения, проблемное обучение, информационные технологии;

- формы контроля проводит в виде письменных работ.

Литература:

Для студентов

/ А.В. Фирсов – 4-е изд.- М.: Академия, 2019. -352с.

Для преподавателей

Вопросы для зачёта.

Вариант №1

1. Какая из нижеперечисленных формул выражает закон Гука:

а);

б);

в);

г).

2. Единица измерения скорости в СИ:

а) 1 км/ч;

б) 1 м/с;

в) 1 км/с;

г) 1 см/с.

3. Электрическое поле — это:

а) физическая величина, характеризующая способность тел к электрическим

взаимодействиям;

б) вид материи, главное свойство которого — действие на заряды с некоторой силой;

в) физическая величина, характеризующая силу, действующую на заряд в данной точке;

г) физическая величина, характеризующая работу по перемещению заряда.

4. Траектория движения материальной точки:

а) линия, указывающая направление движения точки;

б) длина вектора перемещения точки;

в) вектор, соединяющий начальную и конечную точку пути;

г) линия, описываемая точкой в пространстве при ее движении.

5. За первую секунду движения тело прошло путь 0,5 м; за вторую – 1 м; за третью – 1,5 м;

за четвертую – 2 м. Такое движение является:

а) равномерным;

б) прямолинейным;

в) криволинейным;

г) неравномерным.

6. Волна с периодом колебаний 0,5 с распространяется со скоростью 20 м/с. Длина волны равна:

а) 10 м;

б) 40 м;

в) 0,025 м;

г) 5 м.

7. Выражение р = mRT/M является:

а) законом Шарля;

б) законом Бойля-Мариотта;

в) уравнением Менделеева-Клапейрона;

г) законом Гей-Люссака.

8.  Закон Ома для участка цепи утверждает, что:

а) сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах участка и его сопротивлению;

б) сопротивление участка цепи прямо пропорционально напряжению на концах участка и обратно пропорционально силе тока в нем;

в) сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах участка и обратно пропорциональна его сопротивлению;

г) напряжение на участке цепи прямо пропорционально силе тока в участке и его сопротивлению.

9. Электрический заряд:

а) физическая величина, характеризующая способность тел к электрическим взаимодействиям;

б) вид материи, главное свойство которого — действие на заряды с некоторой силой;

в) физическая величина, характеризующая силу, действующую на заряд;

г) физическая величина, характеризующая работу по перемещению заряда.

10. Продольной называют такую волну, в которой частицы:

а) колеблются в направлении, перпендикулярном направлению распространения волны;

б) колеблются в направлении распространения волны;

в) движутся по кругу в плоскости, перпендикулярно направлению распространения волны;

г) движутся по кругу в плоскости, параллельно направлению распространения волны.

11. Угол падения луча на зеркальную поверхность равен . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

а);

б) ;

в);

г) .

12. Единицей работы тока в СИ является:

а) 1 Н;

б) 1 А;

в) 1 Дж;

г) 1 Вт.

13. Перемещение – это:

а) путь, который проходит тело;

б) вектор, соединяющий начальную и конечную точки траектории движения тела за данный

промежуток времени;

в) длина траектории движения;

г) путь, который проходит тело за единицу времени.

14. На тело массой 4 кг действует единственная сила 8 Н, при этом тело движется:

а) равномерно со скоростью 2 м/с;

б) равномерно со скоростью 0,5 м/с;

в) равноускоренно с ускорением 2 м/;

г) равноускоренно с ускорением 0,5 м/.

15. Груз массой 1 кг под действием силы 30 Н, направленной вертикально вверх, поднимается на высоту 5 м. Работа этой силы равна:

а) 150 Дж;

б) 100 Дж;

в) 0 Дж;

г) 50 Дж.

Астрономия

1. Наука о небесных светилах, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия

4. Другой ответ

2. Гелиоцентрическую модель мира разработал …

1. Хаббл Эдвин

2. Николай Коперник

3. Тихо Браге

4. Клавдий Птолемей

3. К планетам земной группы относятся …

1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

4.Второй от Солнца планета называется …

1. Венера

2. Меркурий

3. Земля

4. Марс

5. Межзвездное пространство …

1. не заполнено ничем

2. заполнено пылью и газом

3.заполнено обломками космических аппаратов

4. другой ответ.

6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …

1. Часовой угол

2. Горизонтальный параллакс

3. Азимут

4. Прямое восхождение

7. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

2. Парсек

3. Световой год

4. Звездная величина

8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. точках юга

2. точках севере

3. зенит

4. надир

9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

1.Годинний угол и склонение

2. Прямое восхождение и склонение

3. Азимут и склонение

4. Азимут и высота

11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. эклиптика

12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется

1. ось мира

2. вертикаль

3. полуденная линия

4. настоящий горизонт

13. К планетам-гигантам относят планеты …

1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

1. Перигелий

2. Афелий

3. Прецессия

4. Нет правильного ответа

15. Главных фаз Луны насчитывают …

1. две

2. четыре

3. шесть

4.восемь

16. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

1. Азимут

2. Высота

3. Часовой угол

4. Склонение

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

3. третий закон Кеплера

4. четвертый закон Кеплера

18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

1.Рефлекторним

2.Рефракторним

3. менисковый

4. Нет правильного ответа.

Вариант №2

1. Какая из приведенных ниже формул применима для сил любой природы:

а)

б);

в)

г)

2. Траектория движения материальной точки:

а) линия, указывающая направление движения точки;

б) длина вектора перемещения точки;

в) вектор, соединяющий начальную и конечную точку пути;

г) линия, описываемая точкой в пространстве при ее движении.

3. Плот равномерно плывет по реке со скоростью 3 км/ч. Человек движется поперек плота со скоростью 4 км/ч относительно плота. Чему равна скорость человека в системе отсчета, связанной с берегом:

а) 3 км/ч;

б) 5 км/ч;

в) 4 км/ч;

г) 1 км/ч.

4. Состояние идеального газа описывается уравнением:

а)

б)

в)

г)

5. Выражение является:

а) основным уравнением молекулярно-кинетической теории;

б) законом Гука;

в) первым законом термодинамики;

г) уравнением состояния идеального газа.

6. Угол падения луча на зеркальную поверхность равен . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

а)

б)

в)

г).

7. Одну треть пути автомобиль движется со скоростью 20 км/ч, оставшиеся две трети – со скоростью 80 км/ч. Определить среднюю скорость автомобиля:

а) 32 км/ч;

б) 40 км/ч;

в) 50 км/ч;

г) 60 км/ч.

8. Единица магнитной индукции:

а) генри;

б) тесла;

в) ватт;

г) вебер.

9. Закон Ома для участка цепи утверждает, что:

а) сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах участка и его сопротивлению;

б) сопротивление участка цепи прямо пропорционально напряжению на концах участка и обратно пропорционально силе тока в нем;

в) сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах участка и обратно пропорциональна его сопротивлению;

г) напряжение на участке цепи прямо пропорционально силе тока в участке и его сопротивлению.

10. Мощностью называется скалярная физическая величина, равная:
а) произведению совершенной работы на время работы;
б) произведению силы на путь, пройденный в направлении действия силы;
в) отношению работы ко времени, за которое эта работа совершена;
г) точная формулировка не приведена.


11. Третий закон Ньютона:
а) тело движется равномерно и прямолинейно (или покоится), если на него не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано);
б) сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна величине абсолютного удлинения;
в) действие равно противодействию;
г) тела действуют друг на друга силами равными по абсолютному значению, направленными вдоль одной прямой и противоположными по направлению.

12. Единица времени является основной в СИ:
а) 1 секунда;
б) 1 минута;
в) 1 час;
г) 1 сутки.

13. Единица энергии в СИ:
а) Ватт;
б) Джоуль;
в) Ньютон;
г) Килограмм.

14. Закон Гука:
а) сила, деформирующая тело, пропорциональна абсолютному удлинению;
б) сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна величине абсолютного удлинения;
в) действие равно противодействию;
г) сила упругости возникает при изменении формы и размеров твердых тел, а также при сжатии жидкостей и газов.

15. При кристаллизации температура вещества:
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) не изменяется;
г) равна 0 °С.

Астрономия

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

4. Другой ответ

2.Геоцентрическую модель мира разработал …

1. Николай Коперник

2. Исаак Ньютон

3. Клавдий Птолемей

4. Тихо Браге

3. Состав Солнечной системы включает …

1. восемь планет.

2. девять планет

3. десять планет

4. семь планет

4. Четвертая от Солнца планета называется …

1. Земля

2. Марс

3. Юпитер

4. Сатурн

5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющий имя собственное называется …

1. Небесной сферой

2. Галактикой

3. Созвездие

4. Группа зрение

6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …

1. Годовой параллакс

2. Горизонтальный параллакс

3. Часовой угол

4. Склонение

7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точках севере

3. точках юга

4.зенит

8 Большой круг, проходящий через полюс мира и зенит называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4.настоящий горизонт

9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

1. Солнечные сутки

2. Звездные сутки

3. Звездный час

4. Солнечное время

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина

2. яркость

3. парсек

4.светимость

11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

1.Годинний угол и склонение

2. Прямое восхождение и склонение

3. Азимут и склонение

4. Азимут и высота

12. Закон всемирного тяготения открыл …

1. Галилео Галилей

2. Хаббл Эдвин

3. Исаак Ньютон

4. Иоганн Кеплер

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

1. 11 созвездий

2. 12 созвездий

3. 13 созвездий

4. 14 созвездий

14. Затмение Солнца наступает …

1. если Луна попадает в тень Земли.

2. если Земля находится между Солнцем и Луной

3. если Луна находится между Солнцем и Землей

4. нет правильного ответа.

15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

3. третий закон Кеплера

4. четвертый закон Кеплера

16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …

1. Солнечным

2. Лунно-солнечным

3. Лунным

4. Нет правильного ответа.

17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало, называют …

1.Рефлекторним

2.Рефракторним

3. менисковый

4. Нет правильного ответа

18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов, называется …

1.Радиоинтерферометром

2.Радиотелескопом

3.Детектором

4. Нет правильного ответа

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области