Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Основное содержание уроков и общие методические указания к их проведению»

Ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств», г. Новомосковска

обособленное структурное подразделение

«Новомосковская детская художественная школа»

Методический доклад на тему:

«Основное содержание уроков

и общие методические указания

к их проведению»

Преподаватель Л.А. Пингачева

Новомосковск

Основное содержание уроков и общие методические

указания к их проведению.

Программой по изобразительному искусству предусмотрены четыре основных вида работ: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве.

Эти занятия тесно взаимосвязаны и дополняют одна другую в решении поставленных программой задач. Располагаясь в определенной последовательности, обусловленной развитием интереса учащихся к изобразительному искусству, нарастающей сложностью учебных заданий, требованием разнообразить изобразительную деятельность детей, возрастными психологическими особенностями их развития, занятия этими видами работ в целом составляют полный курс обучения учащихся изобразительному искусству в каждом классе.

Отличаясь по содержанию и методике проведения, указанные виды занятий призваны в целом вооружить школьников системой знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

В процессе учебной работы школьники должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях зарубежных, русских и советских художников, знать отличительные особенности видов и жанров изобразительного искусства, иметь представление о художественно - выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, колорит, светотень и т.д.). Кроме того, школьники в итоге обучения должны овладеть теоретическими основами рисования (закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения, светотени, цветовидения, композиции).

Другая важная задача уроков изобразительного искусства - научить школьников рисовать с натуры, на предложенные темы, выполнять иллюстрации к литературным произведениям и декоративные рисунки, выработать у них графические и живописные умения и навыки.

Отметим умения и навыки, формируемые у учащихся на уроках изобразительного искусства: умение определять элементы прекрасного в предметах и явлениях действительности и передавать в рисунках эмоционально -эстетическое отношение к ним; умение рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы, натюрморты, фигуру человека, животных и птиц с точной передачей пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, перспективы, цвета, тональных отношений. Умение рисовать, применяя различные средства художественной выразительности: оригинальную композицию, колорит контрасты светотени, соответствующие замыслу,технические приемы работы карандашом, акварелью, гуашью. Поэтому существенное значение имеет и овладение различными приемами работы карандашом, акварельными и гуашевыми красками, знание правильной последовательности выполнения рисунка с натуры, на заданную тему на тему и декоративной работы.

Не менее важно научиться самостоятельно выбирать сюжет тематического рисунка, вести подготовительную работу (предварительные наблюдения,

наброски и зарисовки), приобрести способность анализировать форму, конструктивное строение, пространственное положение, тональные отношения, цвет изображаемого предмета, сравнивать по этим признакам один предмет с другим и свой рисунок с натурой, пользоваться различными схемами построения рисунка и т.д.

В процессе обучения изобразительному искусству у школьников формируется умение выполнять декоративные узоры и композиции на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира, а также навыки использования в декоративных работах меньше симметрии, ритма и цвета.

Ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения являетсярисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.

Во время рисования с натуры у школьников формируется умение анализировать, сравнивать изображаемые объекты и явления. Рисуя с натуры, дети учатся наблюдать наиболее типичные черты явлений и предметов. Как указывает программа, задания по рисованию с натуры могут быть длительными (9-12 часов) и кратковременными (наброски, зарисовки, выполняемые в течение 10-20 минут). Иногда на наброски и зарисовки отводится часть урока, но иногда и весь урок (рисование сразу кистью). Необходимо быстро и основательно изучить характерные особенности формы, пропорции, тональные отношения, цвет, пространственное расположение изображаемых объектов. В этих случаях набросок выполняется за 3-5 минут.

С целью развития у детей зрительной памяти и пространственных представлений на уроках развития с натуры предусмотрено рисование по памяти и по представлению (в течение 10-15 минут) изображаемых с натуры объектов. В 1 и 2 классах предметы изображаются во фронтальном (профильном) положении. В таком случае перед учащимися ставятся задачи - определить в рисунке общее пространственное положение пропорции, конструктивное строение, цвет изображаемых объектов.

В старших классах программа ставит задачу углубленного изучения закономерностей конструктивного строения, перспективы, светотени.

Учащиеся овладевают навыками изображения объемных предметов, расположенных во фронтальной (предмет расположен фронтально к рисующему и имеет одну точку схода для сокращающихся в перспективе форм) и угловой (предмет расположен под углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм) перспективе.

Учащиеся знакомятся с понятиями хроматических (красный, синий и т.д.) и ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, с понятием цветового тона.

У учащихся развивается и совершенствуется умение видеть и передавать в рисунках с натуры пропорции, конструктивное строение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, распределение светотени, цвет натурной постановки.

Как правило, рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. От степени владения этими материалами зависит качество рисунка, его выразительность.

Учителю с 1 класса нужно научить школьников правильно держать карандаш, кисть (в зависимости от характера проведения линий, мазков), разводить акварельные, гуашевые краски. От класса к классу техника работы карандашом и акварелью усложняется и вместе с тем прочно закрепляется. Также подробно разъясняется детям техника выполнения быстрых набросков и зарисовок одноцветной акварелью, гуашью, тушью.

Предметами рисования с натуры могут служить разнообразные объекты действительности. Школьники рисуют натюрморты из предметов домашнего обихода (чайник, кофейник, кастрюля, кружки, ваза), овощи и фрукты (картофель, морковь, помидоры, яблоки, груши, сливы, апельсины), предметы оборудования учебных кабинетов школы (глобус, колба, чучела животных и птиц (заяц, грач, скворец, сорока, голубь, синица)) и, как самый сложный объект, - фигуру человека.

Такое разнообразие моделей объясняется целью не только научить учащихся рисовать, но и помочь им с помощью рисунка глубже познать разнообразие действительности. Поэтому рисование с натуры, как правило, предшествует выполнению рисунков на предполагаемые темы и декоративные работы.

Содержаниерисование на предполагаемыетемы - изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений. Этот вид рисования играет большую роль как в идейном воспитании учащихся, так и в развитии их творческого воображения. Обычно рисование на предложенные темы ведется по представлению, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. Большинство рисунков на темы сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Изображая в своих рисунках наши новостройки, праздники, полеты космонавтов, отдых ребят в лагерях, родную природу, участие наших солдат в Великой Отечественной, гражданской войнах учащиеся испытывают чувство радости за успехи своего народа, у них развивается чувство гордости за свой край, свою Родину. Все это формирует у учащихся чувство патриотизма, любовь к своему народу.

В процессе рисования на предложенные темы совершенствуются и закрепляются умения грамотно передавать пропорции, конструктивное построение рисунка, объем, пространственное положение, освещенность, цвет изображенных объектов. Большое значение на занятиях тематическим рисованием имеет формирование у школьников умения выразительно выполнять творческие рисунки - давать образную характеристику персонажей, передавать смысловую взаимосвязь персонажей и других элементов рисунка, применять оригинальную композицию.

Учителю нужно на уроках тематического рисования воспитывать у учащихся творческое отношение к процессу изображения, поощрять самостоятельности в выборе тем и их раскрытии, эмоциональности, выразительности, выполнение композиции.

Так же как и рисование с натуры, тематическое рисование по своему содержанию охватывает самые разнообразные явления и события нашей жизни. Учащиеся рисуют родную природу, работают над совершенным городским пейзажем, изображают труд и отдых людей, космические полеты, праздники.

Немалое место в тематическом рисовании занимает иллюстрирование лучших произведений русской и советской литературы.

Дети могут выбирать темы для работы: «Как я провел лето», «Осенний день» (на состояние), «Новогодняя елка», «Весна на улице», «Остановка»,

«Полет на другую планету»,

«На птицеферме»,

«В магазине игрушек»,

«Работа на тракторе»,

«В гараже»,

«Ребята на экскурсии»,

«Наши новостройки»,

«Сбор урожая в колхозе»,

«На спортивных соревнованиях»,

«В школьном кружке» и т.д.

Работы выполняются акварельными или гуашевыми красками. В зависимости от содержания тематического рисунка следует выбирать и материал, учитывая специфические особенности акварели и гуаши. Например, композиции, посвященные изображению природы, отдыха детей в лагере, лучше выполнять в технике акварели, а задания на темы сказок - в технике гуаши.

Декоративное рисование развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью декоративно - прикладного искусства в жизни, в быту. Во время занятий учащиеся изучают взаимосвязь практического назначения предмета (прикладной композиции), его формы, материала и элементов украшения, учатся отличать действительно художественное решение от мещанского украшательства. Декоративная работа должна дать учащимся элементарные представления о технической эстетике (лепке филимоновской игрушки). Учебная работа по декоративному рисованию начинается с рисования узоров, которые выполняются с образца или составляются учащимися, исходя из назначения, формы и материала украшаемого предмета. Особенностью композиций является декоративная переработка форм изображаемых с натуры объектов - растений, животных, птиц и т.д. Задания по декоративному рисованию предусматривают выполнение узоров в полосе, квадрате, прямоугольнике, треугольнике на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира, составление декоративно - сюжетных композиций из форм растительного и животного мира, с использованием изобразительных элементов иллюстраций к басням и сказкам, выполнение эскизов декоративного оформления предметов быта. Школьники включают элементы орнаментики: звезда, колосья, учатся оформлять стенгазеты, плакаты,

праздничные альбомы, открытки, разрабатывают эскизы тканей, карнавальных костюмов, обоев.

Декоративное рисование открывает широкие возможности для эстетического воспитания школьников (учащихся подготовительного отделения ДХШ). Декоративная творческая переработка реальных форм, заключающаяся в обобщении деталей, поисках выразительного силуэта, направлена на то, чтобы выявить, подчеркнуть красоту формы, цвета объекта. Таким образом, учащиеся учатся видеть прекрасное в природе и создавать на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь.

Воспитательные и познавательные возможности декоративного рисования успешно реализуются только в том случае, если сам учитель сознает роль декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников.

Проводя уроки декоративного рисования, учитель должен помнить о двух существенных методических положениях:

1). Необходимо постоянно следить за аккуратностью рисунка. Порядок выполне-

ния декоративного рисунка (начиная с проведения полосы или круга, определяющих композиционное расположение декоративного украшения), строгое распределение отдельных элементов требуют аккуратного проведения каждой линии, нанесения каждого мазка.

2). Учитель с самого начала проведения уроков декоративного рисования должен

следить за тем, чтобы учащиеся при рисовании орнаментов не мельчили отдельные элементы, т.к. в этом случае орнамент может получится дробным, нескомпанованным и в итоге недекоративным. Увлечение школьников излишней детализацией, выполнение ими орнамента и его элементов мелких размеров являются следствием нечеткого объяснения педагогом специфики эстетических принципов декоративного искусства, отсутствием обобщающей схемы выполнения узора, орнамента. Декоративные рисунки выполняются акварельными и гуашевыми красками. Учащиеся, работая акварельными красками, должны знать, что акварель дает различные оттенки, нюансы цветовой окраски узора, придают орнаменту легкость, изящество, воздушность, тогда так гуашевые краски, будучи более плотными, придают декоративной росписи сочность, яркость, броскость. Однако работа гуашевыми красками значительно сложнее, т.к. положенная толстым слоем гуашь меняет цвет (светлеет) и осыпается. Поэтому учителю следует большое внимание уделять обучать технике работы акварелью и гуашью исходя из специфики декоративных работ.

В беседах об изобразительном искусстве преподаватель знакомит учащихся с произведениями русского дореволюционного, советского и зарубежного изобразительного искусства. Знакомя с творчеством выдающихся художников знакомятся учащиеся с их произведениями, получают понятие о мировом значении, национальном своеобразии, богатстве творческих индивидуальностей, жизнеутверждающей силе.

Уроки - беседы об образовательном искусстве способствуют эстетическому развитию учащихся, прививают интерес и любовь к искусству, воспитывают самостоятельность суждений в оценке произведений, причем учащихся необходимо учить не только раскрывать содержание произведения искусства, но

и анализировать его художественное своеобразие. Умея определять эстетические достоинства и средства художественной выразительности произведения изобразительного искусства, учащийся сможет в полной мере оценить его идейное значение.

Н.Г.Чернышевский писал: «Существенное значение искусства -воспроизведение того, чем интересуется человек в действительности...»

Важную роль изобразительное искусство играет в нравственном воспитании людей. Искусство служит источником радости и вдохновения для миллионов людей, способно выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания.

Изображая в художественном произведении людей с их делами и переживаниями, художник всегда выражает свою идейную позицию, взгляды и убеждения. Отсюда понятно, что произведения изобразительного искусства не только вызывает у зрителя определенные чувства к изображаемому сюжету, но и формирует его отношение к объектам и явлениям действительности, помогают выработать их моральную оценку. Произведение искусства может не только вызывать у человека художественное наслаждение, но и побудить к определенным действиям и поступкам (пишет советский психолог П.М.Япобсон).

С 1 класса у детей накапливаются разнообразные впечатления, обогащаемые художественными образами, которые способствуют воспитанию их эмоций. Демонстрируя произведения искусства, анализируя их, преподаватель воспитывает у учащихся интерес к искусству Древнего Египта, Древней Греции, Византии и т.д., учит их понимать главную мысль произведения, выделять средства художественной выразительности. Знакомит с памятниками каменной архитектуры: пирамидами Джоссера, Хеопса, Хафра, Менкаура, Тутанхамона и др., с их строителями - Имхотепом, Хемиуном.

Во 2-ом классе учитель знакомит с зарубежным искусством: Италии 14-15 в.в., Италии 16 в., 17в., Испании 17 в., Голландии 17 в., Фландрии 17 в., Франции 19 в. И т.д. Знакомятся учащиеся с творениями великих мастеров Леонардо де Винчи, Рафаэлем, Джорджоне, Тицианом, Д.Веласкесом, Эль Греко, Рембрандтом, Ф.Хальсом, П.Б.Рубенсом и другими.

Знакомясь с творениями этих великих мастеров, анализируются их произведения, дети знакомятся с характеристикой исторической эпохи.

В процессе беседы об изобразительном искусстве есть результат глубокого понимания жизни и труда народа, высокой культуры и мастерства художника.

Зрительно активирует мысль учащихся использование во время беседы об изобразительном искусстве кинофильмов, видеофильмов, диафильмов, диапозитивов, показ репродукций картин и их фрагментов через диапроектор.

Сущность идейно - эстетического воспитания школьников на уроках истории искусства заключается в том, что весь учебный материал, все учебные разделы, задания согласуются и сочетаются в определенной последовательности и образуют в целом конкретную систему, отражающую систему знаний, умений и навыков.

Например, знания, умения, навыки, усваиваемые школьниками на уроках рисования с натуры (законы конструктивного строения предметов, закономерности перспективы, светотени, основы цветоведения и др.), широко пользуются в тематическом и декоративном рисовании, в процессе анализа произведений искусства.

Каждый учебный раздел программы по изобразительному искусству представляет собой определенную систему учебных заданий, научных понятий, законов, графических умений, навыков.

Во 2-4 классах происходит более глубокое и обстоятельное изучение закономерностей перспективы, конструктивного строения предметов, усложняются учебные натурные постановки. Объектом изображения становится сразу несколько предметов, объединенные в натюрморты.

Постепенно, от класса к классу развиваются и зрительные восприятия. С возрастом зрительные восприятия у школьников обогащаются не только в количественном отношении (они изучают и изучают большое количество объектов), но и в качественном. Их зрительное восприятие включает элементы рассуждения, сравнения, становится все более дифференцированным. Дети четче анализируют конструктивные особенности предметов, их пропорциональные соотношения, цветовые гаммы, больше внимания уделяют композиционному построению рисунков.

На протяжении всех лет обучения учащиеся усваивают знания по цветоведению. Дети должны уметь подбирать около 30 различных цветов путем смешения основных цветов, а также научиться воспринимать и различать цвета по тону (светлоте, темноте), насыщенности (яркости, блеклости), тепло -холодности (теплые и холодные цвета), уметь различать гармоничные сочетания цветов в той или иной гамме.

В целом по цветоведению школьники должны усвоить:

например, красного с белым, серым, черным, синего с белым, серым и т.д.);

По разделу перспективы учащиеся должны овладеть такой системой знаний и умений:

В области композиции учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:

Увлечение только рисованием с натуры ведет к невыразительному выполнению декоративных и тематических рисунков, недостаточному развитию творческого воображения. Чрезмерное внимание к тематическому рисованию отражается в неумении глубоко анализировать особенности формы, объема, пространственных свойств реальных предметов, в слабом овладении практическими умениями и навыками рисования с натуры и т.д.

Литература

1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/ Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014
2. Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/urok-izobrazitelnogo-iskusstva-izo-v-shkole.html

3. Л.Л. Алексеева. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8 -9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014. – 77с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области