Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура родного края"

Цели курса «Культура родного края» 1.Изучение богатства и многообразия материальной культуры чувашского народа. 2.Изучение материальной и духовной культуры родного края, села. Задачами курса «Культура родного края» являются 1.Сохранение чувашской культуры как элемента культуры всего человечества, как составляющей ноосферы планеты. 2.Реализация воспитательных задач, общих для всех гуманитарных предметов школьного курса. 3. Участие в формировании современного чувашского этнического самосознания, которое предполагает возрождение, сохранение и развитие положительных черт чувашского менталитета • исключительное трудолюбие, осуждение праздности, лени • толерантность, лояльность, терпимость • истинное почитание своей семьи, родителей, родственников • честность, вежливость в отношениях с людьми уважение старости гостеприимность • искренность, тонкость восприятия, глубина чувств, внешнее спо¬койствие, сдержанность • стремление к здоровому образу жизни осознанность сопричастности к природе, бережное отношение к ней • преданность своей семье, родителям, своему роду, родине, традициям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнетимерсянская средняя школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Рабочая программа

По курсу внеурочной деятельности: «Культура родного края»

Классы: 7-8

Направление: общекультурное

Учитель: Телеева Светлана Валериановна

Срок реализации: 2019-2020 учебный год

Количество часов: всего 70, в неделю 2 ч

Рабочую программу составила _____________ Телеева С.В.

Содержание.

1.Введение ……………………………………………………………………3-5

2.Основная часть

2.1.Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура родного края»…………………………………………………………………………..6-12

2.2.Содержание курса внеурочной деятельности ………………………… 13

2.3.Тематическое планирование……………………………………………14-15

Заключение …………………………………………………………………..

Список литературы ………………………………………………………….16

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего села, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе воспитания оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

Основными условиями реализации данной программы являются, во-первых формирование у молодого гражданина чувства гордости за свой народ, уважение себя как представителя конкретной нации, во-вторых, воспитание у него уважительного отношения к представителям другой культуры, терпимого толерантного взаимодействия с ним.

Настоящая программа ставит задачу в живой форме сообщить общие сведения вехи развития народа , ввести детей в мир национального искусства, обычаев и обрядов, вызвать у них интерес к более глубокому познанию языка, фольклора, музыки, изобразительного искусства, народных художественных промыслов и ремёсел.

Программа учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения в формировании духовно-нравственной, творческой личности воспитанников, становление их гражданской идентичности.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, села. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Программа рассчитана на обучающихся 7-8 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса - 70, количество недельных

часов – 2. 

Цели курса «Культура родного края»:

1.Изучение богатства и многообразия материальной культуры чувашского народа.

2.Изучение материальной и духовной культуры родного края, села.

Задачами курса «Культура родного края» являются:

3. Участие в формировании современного чувашского этнического самосознания, которое предполагает:

возрождение, сохранение и развитие положительных черт чувашского менталитета:

1.Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура родного края»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•  владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученик получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные универсальные учебные действия

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

• передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• передавать содержание публицистического, художественного аудиотекстов в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные темы (сообщение, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе);

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного чувашского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться:

• объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности « Культура родного края" должны отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

6) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Планируемые результаты изучения курса являются умения: - осознанное восприятие детьми своей принадлежности народу, родному краю, России, Земле и ответственности за все это;

- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых

2.Содержание курса внеурочной деятельности

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике. Введение. Что такое культура родного края (1 час).

Тема 1.  Малая родина (7 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории села Нижние Тимерсяны. Священные места в селе. История и современность.

Тема 2. Я и моя семья (6 часов).

Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Семейное воспитание.

Тема 3. Фольклор моего края, села (12часов)

Устное народное творчество села. Семейно-бытовые обряды. Национальные игры, праздники. Детский фольклор.

Тема 4. Национальный костюм (3 часа).

Праздничная и повседневная одежда. Особенности вышивки и украшений одежды.

Тема 5. Основные национальные блюда (4 часа).

Важнейшие виды продуктов питания. Отдельные рецепты блюд. Сервировка стола и культура поведения за столом.

Подведение итогов (1час).

3.Тематическое планирование

№ п/п

Тема разделов, уроков

Количество часов

Введение

1

1

Что такое культура родного края

1

Малая родина

7

2

С чего начинается Родина

1

3

Страницы истории села Нижние Тимерсяны

1

4

Встреча с директором музея Сименовым В.А..

1

5

Экскурсия в музей «Боевой и трудовой славы»

1

6

Святые места в селе. Посещение церкви в селе Нижние Тимерсяны

1

7

Памятник природы «Исток реки Тимерсянки»

1

8

История и современность.

1

Я и моя семья

6

9

Моя семья

1

10

Моя родословная. Составление родословной.

2

11

Семейные реликвии. «Старая фотография рассказала».

2

12

Семейное воспитание

1

Фольклор моего края, села

12

13

Устное народное творчество села

1

14

Народный обряд - сурхури (коляда)

1

15

Семейно-бытовые обряды

1

16

Национальные игры, праздники

1

17

Национальные игры, праздники

1

18

Народный праздник- масленица. Разучивание песен

1

19

Народный праздник- масленица. Участие в празднике

1

20

Национальные танцы

3

21

Женщина – хранительница семейного очага

1

22

Детский фольклор. Считалки

1

Национальный костюм

3

23

Праздничная и повседневная одежда

2

24

Особенности вышивки и украшений

2

Основные национальные блюда

4

25

Важнейшие виды продуктов питания

1

26

Отдельные рецепты блюд

2

27

Сервировка стола и культура поведения за столом

1

Подведение итогов

1

28

Защита исследовательских работ, проектов, презентаций

1

Итого

34

ЛИТЕРАТУРА

Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. 17 томов. — Чебоксары, 1928—1950.

Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары, 1966.

Краткая чувашская энциклопедия. — Чебоксары, 2001.

Культура Чувашского края. Ч. 1/Учеб. пособие / Сост. М.И. Скворцов. — Чебоксары, 1994.

Матвеев Г. Б. Материальная культура чувашского народа. — Чебоксары, 1991.

Михайлова З.П., Михайлов В.М. Таван ен культури: авторла вёрену программи. — Шупашкар, 1994.

Материалы местных периодических изданий (газет и журналов).

Видео-аудиокассеты, компьютерные диски, слайд-фильмы из комплектов для уроков КРК и истории.

Программы Енькка Е.В. «Родной край» - Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2013г.

Программы внеурочной деятельности под авторским коллективом Николаевой Т.В.., Архиповой В.А., Нурмухаметовой Н.С., «Культура народов Поволжья» , г.Ульяновск, Центр ОСИ, 2015г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://ru.chuvash.org –чувашский народный сайт

http://yumah.ru/ - чувашское народное искусство

http://gallery.chuvash.org/main.php - галерея «Чувашский мир»

http://history.chuvash.org/ - Повествование о чувашах

http://chavash.narod.ru/ - чувашские эстрадные песни

http://vula.narod.ru/ - тексты чувашские

http://ru.wikisource.org/wiki....0%B0%29 – Родной край. Учебное пособие для 6-7 классов

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области