Автор:
Бородёнкова Светлана Николаевна
Чехов-2
2018 год
Содержание
Проект «Кушай на здоровье»
Аннотация.
Педагогический (творческий) проект “Кушай на здоровье” формирует представление у детей старшего дошкольного возраста и их родителей о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья. Закрепляет знания о роли правильного питания для здоровья человека, развивает представление о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.
Данный проект проводился в старшей группе. Проект раскрывает новые формы взаимодействия ДОУ с семьёй по формированию понятия: правильное или рациональное питание - это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека. Одним словом, правильное питание - это здоровое питание. Проект предполагает активное вовлечение в работу родителей, участие детей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа. Надеемся, что проект “Кушай на здоровье” будет не только интересен, но и полезен. Так как позволит познакомиться с полезными продуктами, преодолеть трудности в организации рационального питания.
Обоснование проекта:
Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей.
Р. Шуман
Что понимается под правильным питанием, и каким оно должно быть для ребёнка дошкольного возраста?
В понятие “правильное питание” входит культура приёма пищи и формирование общих культурно-гигиенических навыков.
Одним из основных принципов правильного питания - максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, включающий все группы продуктов (рыба, мясо, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы и др.), обеспечивающие ребёнка всеми необходимыми пищевыми веществам.
Пища необходима ребёнку для роста и развития. Пища нужна как постоянный источник энергии и строительных материалов организма. С пищей ребёнок должен получать все питательные вещества в необходимом количестве и сочетании.
Здоровое, рациональное питание одна из основных частей здорового образа жизни. Несбалансированное и некачественное питание истощает организм, что непременно сказывается на здоровье ребёнка. Поэтому пища детей должна содержать: белки, углеводы, витамины, минеральные соли.
Важно не только знать в каком виде, и в каком количестве принимать пищу, но очень важно соблюдать режим питания. Сбалансированный режим питания залог ритмичной работы органов пищеварения.
Воспитателей нашего ДОУ очень волнует проблема, что дети в детском саду, особенно младшие, плохо кушают некоторые блюда. А ведь это блюда из очень полезных продуктов: печени, рыбы, творога, овощей, круп, которые просто необходимы для здоровья, роста и нормального развития детей.
Следует вывод, что правильное, здоровое питание ребёнка должно быть разнообразным и полноценным. Для сбалансированного и полноценного питания необходимо включать в рацион молочные продукты, фрукты и овощи, и другие выше перечисленные продукты. Обязательно соблюдать режим питания, ну и, конечно же, ребёнок должен есть с аппетитом и не переедать!
Следует изменить отношение воспитанников детского сада к полезным продуктам питания и блюдам, приготовляемым в детском саду, и тем самым обеспечение их рациона полноценным и сбалансированным питанием.
Актуальность:
Современное развитие России связано с модернизацией образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы здоровья подрастающего поколения. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. Одним из главных компонентов здорового образа жизни является правильное сбалансированное питание.
В последнее время возрос интерес к проблеме правильного питания дошкольников. Правильное питание человека в любом возрасте, а в детстве особенно, обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие.
Как выбрать полезные продукты из огромного ассортимента, который предлагают нам на сегодняшний день. И как правильно их приготовить. Важно ещё правильно организовать питание детей, так как это имеет большое значение для развития детского организма и укрепления здоровья детей. Занятость родителей, а порой и отсутствие желания правильно организовать питание детей приводит к различным заболеваниям у детей дошкольного возраста.
В некоторых семьях недостаточно употребляют молоко и молочные продукты, рыбу и даже овощи, а крупы и вовсе относят к нелюбимым продуктам. Во многих семьях используют еду, которую можно приготовить по принципу “просто добавь воды”. Многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области правильного питания детей и отдают предпочтения продуктам быстрого приготовления. Конечно, проще заварить лапшу “быстрого приготовления” и поджарить полуфабрикаты, чем тратить время на приготовления полноценных вкусных и полезных блюд.
Забота о здоровье детей одно из главных направлений деятельности нашего детского сада. А чтобы ребёнок был здоровым, его питание надо организовать так, чтобы он с едой получал все питательные вещества необходимые для растущего организма. Перед педагогами стоит вопрос, как привлечь внимание родителей к проблеме правильного питания детей? Как заинтересовать их, вызвать у них желание обратить внимание на питание детей.
Именно поэтому актуальна разработка данного проекта, направленного на воспитание здорового ребёнка и просвещение родителей для развития у них умения самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.
Воспитатели старших групп решили организовать проектную деятельность на тему “Кушай на здоровье” и привлечь к осуществлению проекта поваров ДОУ, медсестру, детей старших групп и их родителей.
В силу актуальности проблемы проект направлен на освоение детьми и их родителями принципов правильного, а значит здорового питания. В ходе проекта дети познакомятся с разницей между “вкусным” и “полезным”, научатся понимать выражение “здоровое питание”, узнают о содержании в продуктах очень важных для здоровья веществ - витаминов.
Знания детей, полученные за время проведения проекта, закрепятся в новой разработанной педагогами сюжетно-ролевой игре “Кафе”.
Цель:
Формирование у дошкольников представлений о продуктах, приносящих пользу организму;
Организация здорового питания.
Освоение навыков рационального питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
Основное содержание проекта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Участники проекта:
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Форма проведения: анкетирование, родительское собрание, консультации, рекомендации, занятие, экскурсия на кухню, викторины, развлечения, фотовыставка.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Цель-результат: фотовыставка, сюжетно-ролевая игра “Кафе”.
План график реализации проекта.
Этапы, сроки реализации | Мероприятия | Период выполнения | Ответственный | ||
подготовительный | 1.Проведение мониторинга по теме: «Кушай на здоровье» *диагностика знаний детей по теме *выявление потребностей детей в правильном питании | Первая неделя | воспитатель, медсестра, родители. | ||
2.Изучение уровня знаний родителей в умении оценивать рациональность своего питания, его соответствие понятию «правильное питание» *анкетирование родителей *индивидуальные беседы | Первая неделя | воспитатель | |||
3.Изучение научно-методической литературы по теме: *ознакомление с нововведениями САНПИНа по организации питания *Анализ существующих инновационных форм методической службы; * Новых методик и технологий по основам рационального питания детей дошкольного возраста; * Подбор новых более эффективных форм работы с родителями. | Первая неделя | Воспитатель, медсестра, шеф-повар ДОУ | |||
4.Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и родителей | Первая неделя | воспитатель | |||
Этапы, сроки реализации | Мероприятия | Период выполнения | Ответственный | ||
организационный | 1.Информирование детей и родителей о реализации проекта “Кушай на здоровье” | Весь месяц | воспитатель | ||
*познавательное развитие - дидактические игры по теме *физическое развитие - семейный досуг «А ну-ка мамочки» | Один раз в неделю | воспитатель | |||
*консультации для родителей: *Индивидуальные беседы *Родительское собрание *День открытых дверей: *фотовыставка: *выставка творческих работ детей *НОД по ознакомлению с окружающим *папки-передвижки для детей и родителей | По запросу родителей и педагогов ежедневно Один раз в месяц Вторая неделя Вторая неделя | воспитатель воспитатель воспитатель, родители воспитатель | |||
4.Вовлечение детей, педагогов, родителей в единую творческую деятельность проекта. 5.Оформление результатов совместного творчества детей и родителей. | Весь месяц 3-4 неделя | воспитатель воспитатель | |||
формирующий | 1.Исследование эффекта проведённой работы: полученных знаний детьми | Четвёртая неделя | воспитатель |
2.Оформление продукта проекта | Четвёртая неделя | воспитатель |
Четвёртая неделя | воспитатель |
Ожидаемые результаты.
Результаты реализации проекта.
Продуктом педагогического (творческого) проекта “Кушай на здоровье” являются методические разработки (см. приложение).
* НОД “Ребёнок и окружающий мир”
* Дидактические игры
* Сюжетно-ролевая игра
* Сценарий досуга
*Родительское собрание
*Консультации, памятки, советы для родителей
*Альбом “Сочиняем сказки”
*Альбом “Мамины рецепты”
*Оформление фотовыставки
Вследствие реализации творческого проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическому пополнению знаний в познавательном развитии. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о правильном питании и пользе витаминов. Участие родителей в проектной деятельности помогло более глубоко и обширно пополнить знания детей по данной теме. Познавательное развитие детей и совместные мероприятия с родителями сформировали у дошкольников принципы здорового питания, научили различать “вкусное” и “полезное”, познакомили с существованием и пользой витаминов.
Внедряемая система целенаправленных мероприятий позволила увеличить знания детей о правильном питании.
По данным анкетирования можно увидеть, что родители стали более внимательно и правильно организовывать питание своих детей, стали понимать важность рационального питания для здоровья и воспитания полноценной личности.
В несколько раз повысилась активная родительская позиция в потребности получения новых знаний детьми и ими по организации правильного питания.
Родители пришли к выводу, что правильное питание должно стать основой здорового образа жизни.
Перспективы развития проекта.
Данный педагогический (творческий) проект “Кушай на здоровье” может быть использован другими педагогами, как в полном объёме, так и парциально.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников 4-5 лет и их родителей. Планируется продолжение работы в этом направлении, принимая во внимание интерес воспитанников и пожелания родителей.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо:
*Разработать серию познавательных занятий по теме “Кушай на здоровье”.
*Пополнить группы дидактическими играми познавательного характера.
*Продолжать изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр по теме.
Список литературы.
«Без соли не проживешь», Детгиз, 1963г.
«Каша- пища наша».
«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
(проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.
«Профессия—повар» М., Экономика, 1989
«Приглашение к столу» М., Дет. Лит. 1989
(Сост. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, М., ОЛМА Медиа Групп, 2009)
«Злаки, они какие? » М., Гном и Д. 2007