Выступление на педсовете по теме «Дифференциация»
«Прежде чем воспитывать ученика во всех отношениях,
Нужно знать его во всех отношениях»
К.Д.Ушинский
Никого не нужно убеждать ,что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга.(Все с разными способностями к обучению).Одни развиваются быстрее ,другие более медленнее. Одни с интересом относятся к учению, другие учатся без всякого желания. А также все дети обладают разными особенностями внимания и памяти. Факторов можно перечесть великое множество.
Мы принимаем детей в 1 класс такими, какие они есть. И задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ученику овладеть программным материалом. А на современном этапе- сформировать метапредметные действия.
Перед учителем встает нелегкая проблема: как научить всех? Как построить учебный процесс так, чтобы всем категориям детей был доступен учебный материал? Чтобы у детей не пропало желание учиться? К такому процессу относится дифференцированное обучение.
Зная уровень своего класса, учитель идя на урок, старается включить задания, которые помогут ученику почувствовать уверенность в себе и продвинуться в развитии, понять изучаемый материал.
В ходе дифференцированного обучения применяют различные методы, формы и материалы, которые помогут осуществить развитие ребенка в соответствии с их возможностями.
Дифференцированное обучение делится по объему материала, по уровню трудности, по уровню творчества, по степени самостоятельности и характеру помощи.
1.Рассмотрим задания ,которые я применяю на уроках дифференциации по объему учебного материала.
1 класс Впериод обучения грамоте мы уже стараемся взять задания для сильных учеников.
НАПРИМЕР: даются картинки и нужно составить слова по 1 буквам картинок.
ДОП-НО для сильных учеников я даю доп. карточку, где написаны след.задания:
- составить слова и построить звуковые схемы;
- поставить ударение и разделить на слоги;
- придумать слово с такой же схемой.
2класс На уроке русского языка можно использовать такое задание:
- выпиши слова, которые можно переносить:взгляд,ежик, сельдь, краб, громко, дождь, восход ,заяц ,укол ,остров, ягода.
ДОП-НО для сильных учеников даю след.задание: изменить форму оставшихся слов так, чтобы их можно было перенести.
(Для проверки сильных учеников правильный ответ на доске.)
На уроках чтения в любом классе след.задания:
При знакомстве с рассказом, сказкой все читают, разбирают произведение, а для сильных учеников дается доп. задание:
- составить план произведения;
- подобрать пословицы;
-придумать свой конец или продолжение произведения.
Вывод: такой способ дифференциации предполагает, что более сильные ученики выполняют кроме основного задания дополнительное.
Необходимость дифференцированных заданий по объему обусловлена разным темпом работы уч-ся. Медлительные дети ,а также дети с низким уровнем обучаемости не успевают выполнить самостоятельно работу к моменту ее фронтальной проверки, им требуется дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех.
2 Следующая группа дифференцированных заданий по уровню трудности.
Например, по математике. Наш учебник УМК « Школа 21 век» дает готовые задания, которые в учебнике обозначены условными знаками: гиря, звездочка или по цвету.
НАПРИМЕР: выпиши выражения, значения которых делятся на 4
(72-64)*2 (18+9)*0+16
85-76+19 (25-15+31)*0
3*(6+3) 4*5+24 : 8
Сильные ученики решаю примеры по заданию, а слабые решают по порядку.
На уроках окружающего мира при изучении полезных ископаемых можно использовать такое задание:
-для слабых учеников : из предложенных образцов найти гранит, каменный уголь, известняк, нефть
-для сильных учеников: по картинке описать свойства полезного ископаемого.
Чаще всего дифференциацию использую на уроках закрепления изученного материала.
3 Следующая группа дифференцированных заданийпо уровню творчества
Здесь науроках математики можно использовать такие задания:
-задачи с недостающими или лишними данными;
-выполнение задания разными способами;
-поиск рационального способа решения;
-простую задачу превратить в составную.
Порусскому языкув 3кл.при повторении по теме «Состав слова» можно использовать такое задание: рассмотри схему. Какое задание выполнял ученик? Выполни такое же задание со словами СОЛЬ и ЛЕД.
ГОСТИНИЦА (ПРЕДМЕТ)
ГОСТЬ ГОСТЕВОЙ (ПРИЗНАК)
ГОСТИТЬ (ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА)
4группа заданий - по характеру помощи учащимся.
При таком способе все дети одновременно приступают к выполнению задания, но тем детям, которые испытывают затруднения ,оказывается дозированная помощь.
В виде помощи можно использовать :
-карточки- помощницы;
-помощь в виде подготовительных упражнений.
На КАРТОЧКАХ могут быть:
-образец выполнения задания;
-справочные материалы;
-наглядные пособия ,опоры, модели, схемы;
-вспомогательные наводящие вопросы;
-начало или частично выполненное задание.
НАПРИМЕР в наших учебникахматематики( УМК 21 век) достаточно заданий с использованием карточек-помощниц
В учебникахпо русскому языкумного заданий в которых нужно:
-дописать слова;
- выполнить по образцу;
- использовать слова для справок;
-проверь себя и т.д.
5Последняя группа заданий – это задания по степени самостоятельности уч-ся.
При таком способе дифференциации одни учащиеся делают задания самостоятельно , а другие – под руководством учителя.
НАПРИМЕР : после объяснения материала даю задание и задаю вопрос: Поднимите руку те, кто может выполнить задание сам? А кому нужна помощь? (если таких учеников много, то прошу сильных ребят поработать со слабыми, а кому-то помогаю сама).
-
Итак, использование дифференцированных заданий на уроках позволяет продвигаться ученику в соответствии с его способностями. Использование данных заданий способствует развитию мотивации ,придает ученику уверенность в себе . Частое применение таких заданий дает свои результаты. Так в моем классе в 1 триместре было 3 неуспевающих , % успеваемости составлял 88%, а качество всего 28%. Системное применение заданий разного уровня привели к повышению успеваемости. Теперь в моем классе неуспевающих нет, а качество стало -40%( повысилось на 12%).
И в конце своего выступления хотелось бы обратиться к словамЕ.И.Рериха:
«Чем выше и дальше каждый из нас идет,тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».