Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические технологии развития речи у младших школьников во внеурочной работе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится «достижение необходимого уровня читательской компетентности,общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Яркая, эмоциональная речь ребенка позволит ему свободно чувствовать себя в детском коллективе.

Именно в период обучения в начальной школе создаются благоприятные условия для развития устной и письменной речии последующего речевого и языкового развития ребенка.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем интеллектуальногоразвития ребенка. Все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).

Большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи (заикание, отсутствие фонематического слуха и другие логопедические проблемы). Очень серьезно встает вопрос о чистоте детской речи. Недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью существует тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться. У детей развивается низкая самооценка. Об этой же проблеме в общении говорит А. Н Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи»: «Иногда осознание своего неумения правильно произнести слово доставляет ребенку большое огорчение. Сюда можно отнести и недовольство ребенка, когда он замечает, что взрослые в разговоре с ним подражают его произношению и тем самым нарушают природное произношение».[3,187]

Младший школьный возраст является важнейшим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, коммуникативные компетенции. Воспитывая полноценную личность, необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом, все, что мешает ему стать уверенным в себе, своих силах.

В соответствии с требованием ФГОС ребенок должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Обучающимся должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

Огромную роль в развитии речи моих учеников играет театральная студия «Алые паруса», в которой участвуют все обучащиеся класса. Участие в спектаклях детей способствует приобщению к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению своей индивидуальности. Сказки-спектакли расширяют знания детей об окружающем мире, учат бережно относиться к родной природе, любить животных, быть лучше и добрее. Театральная деятельность - один из путей развития речи, а также эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Поэтому в театрализованных представлениях активное участие принимают родители и другие члены семьи. Этот вид работы способствует сплочению родительского, детского коллективов, укреплению семьи и семейных ценностей. Родители своим личным примером побуждают детей к более активному участию в совместной творческой деятельности. В 5,6 классах мои выпускники с удовольствием продолжают участвовать в мероприятиях, которые я организую для первоклассников и дружат 3 поколения детей: 9, 5 и 1 классы. Я думаю, что все, чему мне удалось научить моих учеников, обязательно пригодится им в будущей взрослой жизни.

В процессе подготовки спектаклей ставятся и решаются следующие задачи по развитию речи:

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов

- учить находить ключевые слова в отдельных фразах, предложениях и выделять их голосом

- развивать умение сочинять коллективную историю по очереди, добавляя свое предложение

- формировать четкую, грамотную речь

- пополнять словарный запас

- учить строить простейший диалог и монолог

- учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, создают атмосферу взаимопонимания, уважения, открытых взглядов, свободного общения, способствует формированию думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

За 4 года обучения мои дети сыграли в следующих спектаклях:

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и Медведь», «Красная Шапочка», «Теремок», «Кошкин Дом», «Морское путешествие», «Сказка о Царе Салтане о Князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой Царевне и о семи Богатырях», «Аленький Цветочек», «Русская ярмарка», «Тимур и его команда», «Ветеранам войны посвящается…» и др.

Конкурсы чтецов на темы: «Моё любимое стихотворение», «Я первоклашка, я учусь!», «Здравствуй, Новый Год!», «Люблю тебя, моя Россия!», «День смеха», «Великая Война, Великая Победа», «Увидел грача - весну встречай!», «Жить - Родине служить», «Братья наши меньшие», «Волшебная сила искусства», Конкурс инсценированной басни и др. стали ступенькой к завоеванию призовых мест в школьных, районных и городских конкурсах чтецов.[Приложение]

В моей практике сложилась определенная система работы в театральной студии. Например, после прочтения повести А.Гайдара «Тимур и его команда» дети захотели стать пионерами. Они провели поисковую работу по изучению истории пионерской организации СССР, пионерской истории своих бабушек, дедушек, родителей и сами захотели стать пионерами. Была проведена подготовительная работа по изучению пионерской символике, пионерских песен, атрибутов, заповедей, пионерских дел. 1 ноября 2014 прошел торжественный прием в пионеры обучающихся МБОУ СОШ № 23, 4 А класса на сцене ДК им.Дзержинского в рамках фестиваля «Беспокойные сердца», организованного ЛКСМ Новосибирской области. Так был создан первый пионерский отряд в нашем городе.

19 мая 2015 года на площади Ленина мэр г. Новосибирска А.Локоть чествовал первых пионеров города.

Сохраняя традиции пионерии мои дети подхватили эстафету добрых дел. Пионеры взяли шефство над ветеранами ВОВ и тружениками тыла, организовывали концерты на дому и в школе.

Чувствовалась большая заинтересованность родителей в организации и поддержке пионерского движения в школе.

Я думаю, что все, чему мне удалось научить моих учеников, обязательно пригодится им в будущей взрослой жизни.

Самыми важными приоритетами в своей работе считаю:

- поощрять учащихся к выражению и защите собственных идей и мнений

- создавать возможность применить новые идеи и навыки

- способствовать взаимодействию учащихся на основе доверия,терпимости, взаимного уважения

- стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться

- отслеживать результаты и ход учебного процесса и изменять его в зависимости от реакции учащихся

- дополнять учебники материалами, обогащающими учебную программу, делающими ее доступной и интересной для учащихся

- поощрять стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные

- использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся. Таким образом, в ходе системной работы я добиваюсь следующих результатов:

- наличие благоприятного эмоционально - психологического климата в учебном процессе

- высокий уровень качественной успеваемости по литературному чтению, математике и окружающему миру

- высокий уровень техники чтения учеников, умение читать правильно, осознанно, выразительно

- ребята принимают активное участие в международных играх- конкурсах «Лукоморье», «Русский медвежонок», «Кенгуру»

- участвуя в предметных школьных олимпиадах, ребята показывают высокие результаты.

Как творческий человек я нахожусь в постоянном поиске. Повышаю свой образовательный уровень, изучаю психолого-педагогическую литературу и посещаю образовательные курсы. Регулярно принимаю участие в работе методического объединения учителей начальных классов, педсоветов образовательного учреждения, районных круглых столов и семинаров, принимаю участие в организации и проведении школьных олимпиад, игр-конкурсов. Посещаю уроки коллег, где происходит взаимообмен опытом. Наиболее современные технологии использую в своей работе.

Обобщая опыт своей работы, прихожу к выводу, что последовательное и целенаправленное использование новых технологий дает хорошие результаты. Ученики моих классов, при переходе в среднее звено показывают хорошие результаты в обучении и высокий уровень воспитанности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области