тематическое занятие
(средняя группа)
Тема: Путешествие в страну Знаний
1
Тема: Путешествие в страну Знаний
Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП, познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах, учить соотносить количество предметов с цифрой; обобщить знания детей о животных, временах года; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к животным.
Словарь: повеяло, весна, лето, зима, осень, зайка, лиса, собака, волк, медведь, петух…
Материал: аудиозапись (дождя, пение птиц, шум моря, шум ветра), песни(трамвай, поезд, машина), шаблоны цветов и бабочек, набор чисел до 5; карточки с изображением предметов до 5; раздаточные полоски на каждого ребенка, набор геометрических фигур для каждого ребёнка; демонстрационные картинки с изображением героев из сказки «Заюшкина избушка», демонстрационный материал «Времена года», дидактический материал к д/и «Когда это бывает?» и «Найди лишний предмет», «Сосчитай-ка», счетные палочки, буквы, мяч.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи «звуки природы», повторение счета в пределах 5 и 10, чтение сказки «Заюшкина избушка», отгадывание загадок о временах года
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.
Ход занятия
1. Организационный момент
В: Ребята, у нас сегодня необычное занятие и к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся… (Д. приветствуют гостей)
В: Ребята, вы любите путешествовать?
… Да
В: На чём любите путешествовать?
…
В: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на волшебном поезде
В: Приготовились! Все заняли свои места? Ребята, как нужно себя вести в транспорте?
…
В: Молодцы! Тогда отправляемся:
(Д. вместе с В. двигаются под песню о поезде)
В: Ребята, вот мы с вами и приехали. Первая станция называется «Будь внимательный!». Выходите из вагончиков
2. Психогимнастика на концентрацию внимания (игровое упражнение)
В: А чтобы проверить, какие вы внимательные мы с вами поиграем вот такое упражнение…
«Что звучит?»
(В. использует аудиозаписи: «дождя», «пение птиц», «шум моря», «шум ветра». А Д. внимательно слушают и отвечают, что они услышали)
В: Какие, вы молодцы! С этим заданием вы справились, а на следующую станцию мы поедем на трамвае. Приготовились. Все заняли свои места? Тогда в путь! (Д. вместе с В. двигаются под песню о трамвае)
2
3. Работа по математике
В: Ребята, вот мы с вами и приехали. Вторая станция называется «Математическая», выходите из вагончиков.
В: Ребята, а дорога наша будет идти через лесную полянку, на которой растут красивые цветы.
В: Сколько цветов растёт на полянке?
… 5
В: Смотрите. А высоко над цветами летают красивые бабочки.
В: Сколько бабочек летает над цветочками?
… 4
В: Какого цвета цветы?
…
В: Какой величины бабочки?
…
В: Молодцы! А теперь мы свами поиграем…
(Д. присаживаются за столы и выполняют задание)
В: Выложите на верхнюю полоску карточки столько жёлтых квадратиков сколько цветов. А на нижнюю полоску столько, красных треугольников, сколько летает бабочек.
В: Чего больше квадратиков или треугольников?
…
В: Что нужно сделать, чтобы квадратиков и треугольников стало поровну?
…
В: По сколько стало желтых квадратиков? По сколько стало красных треугольников?
… 5
В: Одинаково ли на верхней и на нижней полоске квадратов и треугольников?
… Да
В: Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Найди пару»
(Дети строятся в 2 шеренги: 1- цифры, 2- карточки с предметами. Затем они под музыкальное сопровождение ищут себе пару).
В: Ребята, давайте проверим, всё ли у вас получилось правильно. (Дети объясняют, почему они так выполнили)
3.1 Д/и «Сосчитай-ка» (дополнительная работа)
1 группа детей: считают предметы до 10
2 группа детей: считают предметы до 5
В: Молодцы! На этой станции мы с вами выполнили все задания. И сейчас мы с вами поедем на машине. Присаживайтесь на места, наше путешествие продолжается. (Д. вместе с В. двигаются под песню о машине)
4. Работа по литературе
В: Дети, мы с вами приехали на станцию «Лесная». Здесь нам нужно разгадать загадки.
3
Зимой — белый, летом — серый,
Цвет в сезон сменю умело.
Ем капусту и морковку,
Заплетаю след свой ловко.
Проживаю я в лесах,
Враг мой волк, медведь, лиса.
Как зовусь, ты угадай-ка,
Длинноухий братец - (Зайка)
В лесу живет известная плутовка,
Обхитрит и обманет всех ловко,
Обладательница рыжего хвоста.
Кто же это? Хитрая… (Лиса)
Отгадайте, детки, кто
Так красиво лает?
Машет весело хвостом,
С поводком гуляет?
Можете его погладить, -
Он вас не обидит.
Хвостиком помашет,
Ручку вам полижет. (Собака)
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу - у -у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …(Волк)
Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну, конечно же,…(Медведь)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
А зовут его …! (Петух)
(Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих животных).
В: Какие из этих животных дикие, а какие домашние?
…
В: А почему петуха мы не можем назвать домашним животным?
…
В: Дети, как называется сказка, где живут все эти звери?
… Заюшкина избушка
В: Почему лиса выгнала зайца?
4
…
В: Кто пришёл зайчику на помощь?
…
В: А кот помог зайцу прогнать лису?
…
В: Кто был 1, 2, 3, 4?
…
В: Ребята. Я вам предлагаю выложить из геометрических фигур сказочного героя, который хотел помочь зайчику прогнать лису из избушки. (Дети выкладывают героя из геометрических фигур по схеме).
5. Физминутка
В: Отправляемся дальше на станцию «Физкультурная» (Д. вместе с В. двигаются под песню о поезде)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко- легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Потянитесь столько раз,
Сколько пальчиков у нас!
6. Работа по природе
(Д. вместе с В. двигаются под песню о трамвае)
В: Теперь мы с вами приехали на станцию «Волшебная поляна»
6.1. Д/и «Когда это бывает»
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (А. Берестов)
В: Какому времени года посвящены эти строки?
…
(Выставляется картинка с изображением осени).
Ой, сердит мороз;
Ветки снегом занёс,
Хватает за нос, щиплет до слёз.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да на санках катаются,
Над морозом потешаются! (А. Босев)
В: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
…
(Выставляется картинка с изображением зимы).
5
Уж, тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою. ( А. Плещеев)
В: Какому времени года посвящены эти строки?
…
(Выставляется картинка с изображением весны).
Убежал куда-то ветер,
Летний ветер в ранний час.
А когда спустился вечер.
Он вернулся, обнял нас.
И запахло мятой,
Мятою немятой. (В. Степанов)
В: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
…
(Выставляется картинка с изображением лета).
В: После лета, какое время года наступает?
…
1 группа детей: складывают из частей целую часть картинки (времена года)
2 группа детей: подбирают к данным картинкам имена прилагательные (В. использует мяч)
В: Молодцы! А давайте-ка сейчас мы с вами наши пальчики разомнем…
6.2. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.
(возле уха каждый палец стучит о большой – 3 раза)
Вот ладошечки шуршат,
(потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат.
(потирание кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей,
(хлопки)
А теперь ты их согрей,
(ладони на щеки)
К путешествию готовы?
(кулаки на коленях)
Да!
(руки вверх, ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова:
(вращательные движения кистями)
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет
(руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.
6
(ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
Едет поезд,
(ребром ладони двигаем по коленям или по столу)
Колеса стучат.
(кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят.
(подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)
6.3. Д/и «Найди лишний предмет»
(Каждый набор, из 4-5 картинок отражает принадлежность к какому- либо времени года, но одна из них другого содержания).
1 группа детей: берут себе карточку, на которой изображены 4 предмета, из которых они выделяют один лишний предмет
2 группа детей: берут себе карточку, на которой изображены 4 предмета, из которых они выделяют один лишний предмет + складывают из счетных палочек букву по схеме
В: Молодцы! Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад. А поедем мы с вами обратно на поезде. Присаживайтесь пожалуйста. Все заняли свои места?
В: Тогда в путь!
(Д. вместе с В. возвращаются в детский сад и при саживаются на ковре)
В: Вам понравилось наше путешествие!
…
В: А что вам понравилось больше всего!
…
В: За то, что вы хорошо занимались, я вам приготовила медали.. (В. раздает медали)