Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обобщение педагогического опыта работы по нравственному воспитанию на тему «Добрые дела красят человека»

Цель педагогического опыта Способствовать повышению уровня нравственной воспитанности воспитанников посредством совершения добрых поступков Задачи 1. Формировать у детей нравственные качества и культуру поведения в общении со сверстниками и взрослыми 2. Способствовать развитию нравственного сознания справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение чувствовать и понимать другого, умение управлять своими эмоциями 3. Учить анализировать жизненные ситуации и находить коммуникативные способы взаимодействия 4. Побуждать детей к нравственным поступкам 5. Воспитывать у детей гуманные чувства умение сочувствовать, доброту, внимание, вежливость, честность, справедливость, забота, отзывчивость, уважение к старшим, общительность 6. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования нравственных качеств личности ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Филиал муниципального образовательного бюджетного учреждения лицей№9 начальная школа-детский сад «Аркаим»

городского округа город Сибай Республики Башкортостан

Обобщение педагогического опыта работы

по нравственному воспитанию

на тему:

«Добрые дела красят человека»

Подготовила:

воспитатель

Исхакова Фируза

Радиковна

2021г.

Содержание

1.Введение

1.1. Педагогическая идея опыта

1.2.Актуальность

2.Цели и задачи

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

4. Методы и приемы

5.Содержание работы

6. Взаимодействие с родителями

7. Заключение

8. Список литературы

План работы по изучению, обобщению и распространению опыта работы воспитателя Филиала МОБУ лицей№9

начальная школа – детский сад»Аркаим» Исхаковой Ф.Р.

Мероприятия

Дата

1

Изучение методической литературы

2017-2019гг.

2

Методическая разработка мероприятий с детьми

2017

3

Составление плана работы по теме

Ежегодно в начале уч.г.

4

Подбор материала, литературы по теме

Ежегодно

5

Оформление альбомов для диагностики, картотеки игр и бесед

Ежегодно

6

Совместная работа с родителями по выбору материала

Ежегодно

7

Разработка конспектов ООД по теме

В течении уч.г.

8

Показ открытой ООД:

«Будем Знайками»

Постановка башкирской сказки «Халима»

«Семь чудес Республики Башкортостан»

2017г.

2019г.

2020г.

9

Консультации для родителей

«Социальное развитие. Что нужно знать родителям и педагогам?» 

«Проблемные ситуации и этические задачки в социальном развитии ребенка. Как следует решать проблемы в общении?» 

Папка-раскладушка «Уроки доброты»

2018-2020гг.

10

Выступление на педсовете на тему: «Обобщение опыта работы по нравственному воспитанию»

2020г.

11

Анкетирование родителей «Воспитание чувств»

2018-2020

Введение

Дошкольный возраст – это период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Психологические новообразования этого периода становятся основой формирования нравственных качеств. Сформированные в дошкольном возрасте нравственные качества позволяют смягчить кризис отношения к себе, ровесников и взрослых и способствуют эффективному формированию нравственных отношений личности в дальнейшем.

Так же нравственное воспитание оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) выдвигается одна из задач это - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка формирования предпосылок учебной деятельности.

Согласно ФГОС дошкольного образования социально- коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали.

Нравственное воспитание охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Нравственное воспитание – процесс двухсторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитанников, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. 

Актуальность темы моего доклада не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Я считаю, что фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Доброте как любому навыку подобно езде на велосипеде возможно научиться, важно лишь не пропустить момент и вовремя уделить этому внимание; дошкольный возраст считается самым оптимальным временем воспитания доброты.

Лучший способ научить детей сочувствовать - это моделировать сочувствие по отношению к ним. Будьте открыты для эмоций, которые они выражают, и не пытайтесь их подавить. Некоторые чувства могут быть более комфортными, чем другие - для нас и наших детей. Но если мы сможем нормализовать эмоции наших детей и научить их распознавать и ценить свои собственные эмоции, они смогут научиться быть более восприимчивыми к чувствам других.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и  « братьям нашим меньшим»- животным, относиться к другому как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого

Актуальность:

Для воспитания доброты в маленьких детях, в нашем случае - дошкольниках, важно научить пониманию других людей. На сегодняшний день, это настоящая проблема и бич нашей эпохи, ибо все чаще возникают такие явления как равнодушие, убивающее не хуже пули, эгоизм, а порой и еще хуже - ненависть, зависть, злоба. К сожалению, современные дети зачастую не понимают в чем смысл их жизни, не думают о чувствах окружающих людей, не заботятся о своей душе, а поэтому в дальнейшем живут в перманентном фоновом страхе и беспокойстве за свою жизнь, а порой и в трусости, подлости, распущенности и лени.

Цель педагогического опыта

Способствовать повышению уровня нравственной воспитанности воспитанников посредством совершения добрых поступков

Задачи

1. Формировать у детей нравственные качества и культуру поведения в общении со сверстниками и взрослыми;

2. Способствовать развитию нравственного сознания (справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение чувствовать и понимать другого, умение управлять своими эмоциями);

3. Учить анализировать жизненные ситуации и находить коммуникативные способы взаимодействия;

4. Побуждать детей к нравственным поступкам;

5. Воспитывать у детей гуманные чувства (умение сочувствовать, доброту, внимание, вежливость, честность, справедливость, забота, отзывчивость, уважение к старшим, общительность);

6. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования нравственных качеств личности ребенка.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

1.Создана соответствующая среда (в группе созданы: центр, где расположены сюжетно-ролевые игры, центр конструирования, центр книги, центр ПДД, центр природы, изоцентр, центр дидактических игр, центр театрализованной деятельности и т.д);

2.Разработан перспективный план работы по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;

3. Составлены картотеки игр, бесед;

4. Оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Важнейшим условием развития личности детей является организация развивающей предметно – пространственной среды в условиях ДОУ. Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие. Развивающая среда затрагивает все стороны личности ребенка – эмоции, чувства, мыслительную деятельность и т. п., то есть становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение». Многие педагоги – классики отмечают значение и влияние развивающей среды на развитие ребенка дошкольного возраста.

Е. И. Тихеева писала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…»

При построении развивающей предметно - пространственной среды в своей группе придерживалась следующих принципов:

- открытости;

- гибкого «зонирования»,

- стабильности – динамичности;

- полифункциональности;

- гендерного подхода.

Развивающая среда в группе настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на самочувствие, физическое и психическое здоровье. Среда имеет открытый характер, она регулярно обновляется и пополняется. 

Для работы с детьми пополнила методическую копилку: настольно – печатные игры, дидактические игры по нравственному воспитанию, подборка стихотворений пословиц, поговорок, загадок, художественная литература по теме, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие определенные ситуации.

Методы и приемы

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений,

я использую такие формы и методы работы:

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

• организованная образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др.

Содержание работы

Игра является наилучшим средством воспитания детей, т. к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми

Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает использование художественной литературы, особенно сказок. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Работая с детьми по данной теме, я убедилась, что слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. При этом стараюсь тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло. Обращаю внимание детей на значимые в нравственном плане моменты. Для этого мы : учимся с детьми сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставлю ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражняемся с детьми в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой я имею возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

Цикл бесед по теме «Я и мои друзья»

Задачи:

-Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

-Пробудить интерес к себе и своим сверстникам, как формирующимся личностям.

-Побуждать к внимательному и бесконфликтному общению с товарищами, с умением уступить и простить в проблемной ситуации.

Цикл бесед по теме «Каким быть хорошо?»

Задачи:

-Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.

-Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.

-Побуждать к активному и самостоятельному проявлению нравственных качеств.

-Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, лживости.

Цикл бесед по теме «Как общаться?»

Задачи:

-Способствовать усвоению основных понятий о социальных нормах отношений.

-Расширять представления о правилах поведения и общения в обществе.

-Формировать потребность в доброжелательном отношении к окружающим.

-Вызвать желание строить своё поведение и общение друг с другом на основе полученных знаний.

В своей работе по формированию добрых чувств я решила использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили, который советовал как можно чаще в работе с детьми использовать "мешочек добрых дел"

Воплощая эту идею в жизнь, я организовала в группе уголок под названием: "КОРОБОЧКА ДОБРЫХ ДЕЛ".

Я взяла за основу обыкновенную яркую коробочку с аппликацией. Сделали прорезь в форме сердца на крышке  коробочки, дети сами вырезали смайлики .

За каждое сделанное доброе дело в копилку самостоятельно ребенком помещается смайлик. А добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться с кем - то вкусной конфетой, помочь сверстнику одеться, собрать сухие веточки на прогулке, сказать доброе слово, пожалеть котенка и т. д.

Каждую пятницу подсчитываются результаты и подчеркиваем, какой ребенок молодец.

Главное - вовремя заметить, похвалить. Данный приём стимулирует  детей к выполнению правил поведения, быть вежливым, трудолюбивым, чутко относиться к другим людям.

Моя цель - развивать позитивное отношение детей к окружающим людям и миру в целом, повысить положительную самооценку ребенка, дать осознание, что делать добро - это приятно и очень важно!

В нашей группе прошла Всероссийская акция «Добрые крышечки». Детям было очень интересно узнать, что собранные крышечки сдадут переработчику пластика, который перечислит деньги в Фонд благотворительной помощи детям – сиротам. Родители, узнав об этой акции, с удовольствием приносили нам крышечки.

Прослушав семинары Надежды Михайловны Метеновой, я была поражена, как же всё гениальное просто. Работая по теме нравственное воспитание, я ввела в своей группе такую традицию: в начале тихого часа мы подводим итоги , перечисляя всё то хорошее, что успели сделать за сегодняшний день: кому мы помогли, кого порадовали, кому мы можем сказать спасибо.

Так же очень часто провожу игру «Ступеньки доброты», где дети анализируют плохие и хорошие поступки не только героев сказок, но также и свои.

Для целенаправленной работы по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков я использую такие игры, как «Правила нашей группы», «Клубочек».

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Поэтому мы часто берем книги из школьной и поселковой библиотеки. Это такие произведения, как

1. В. Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

2. К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит»

3. Н. Калинина «Разве так играют?»

4. Н. Артюхова «Просто старушка», «Трудный вечер»

5. А. Митта «Шарик в окошке»

6. А. Барто «Вовка -добрая душа»

7. С. Михалков «Два барана»

8. А. Барто «Помощница»

9. Я. Аким «Письмо неумейке»

10. Г. Остер «Вредные советы»

11. Л. Пеньевская «Завтрак»

12. Е. Пермяк «Чужая калитка»

13. Сборник рассказов В. Осеевой

14. Сборник рассказов Н. Носова

15. С. Г. Рочев «Котенок», «По дороге в театр», «Рассказ, придуманный ребенком»

16. Л. Пантелеев «Большая стирка»

17. З. Александрова «Смешные человечки»

О труде в жизни людей

1. К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

2. Б. Заходер «Вот так мастер, «Портниха», «Строители».

3. Г. Сапгир «Садовник».

4. С. Маршак "Пожар", "Почта"

5. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».

Проигрываем этюды, игры-упражнения, передающие различные гуманные качества.

Игра «О друге добрыми словами»

Задачи: Вспомнить, за какие качества ценятся друзья. Вызвать желание рассказать о друге добрыми словами

Игра-упражнение «Передай другому»

Задачи: Закреплять навыки вежливого обращения к окружающим

Упражнение «Вежливая просьба. Вежливый отказ»

Задачи: Упражнять в применении вежливых форм речи. Формировать умение вежливо выражать свою просьбу, отказывать.

Игра «В тесноте, да не в обиде»

Задачи: Помочь сближению детей друг с другом

Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей. Мы разыгрываем в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Взаимодействие с родителями

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, закладываются в семье. Именно родители являются примером для своих детей. Как точно сказаны эти слова Брантом Себастьяном

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему».

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.

В ходе своей работы с родителями разъясняю им важность общения с детьми, рекомендую игры, занятия, беседы, которые они могут провести с детьми дома. Я считаю, что особенно важен для нравственного воспитания детей труд вместе с родителями – бытовой, в природе, по изготовлению игрушек и различных поделок, труд, направленный не только на благо семьи, но и других людей: благоустройство двора, починка игрушек для детского сада, изготовление пособий, кормушек и т. д. Предлагаю родителям проводить семейные субботние вечера, совместные походы в лес, на каток, в кино. Советую как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.

Для родителей я приготовила следующий материал:

1. Консультация «Социальное развитие. Что нужно знать родителям и педагогам?» - о том, как ребенок входит в социальный мир, т. е. в мир взаимоотношений между людьми, как он растет и изменяется как человек, как ему помочь познать мир отношений людей, как научить его ладить с другими людьми и достигать успеха.

2. Консультация «Воспитываем добротой»

3. Консультация «Проблемные ситуации и этические задачки в социальном развитии ребенка. Как следует решать проблемы в общении» - о том, как правильно взаимодействовать с детьми, чтобы помочь им сориентироваться в мире людей и взаимоотношений между ними.

4. Картотеку бесед по воспитанию нравственности.

Следующим этапом стало выступление на педагогическом совете, на котором я поделились своими планами работы с педагогами детского сада, и обобщила опыт своей работы.

Заключение

Проводя анализ своей работы, могу отметить, что результат работы по социально-нравственному воспитанию очевиден. Дети в группе стали больше проявлять доброжелательное отношение друг к другу, отзывчивость, сопереживание. К семи годам дети пытаются самостоятельно разрешать споры, справедливо оценивать поступки. Ребята хорошо знакомы со сказочными персонажами, которые обладают нравственными качествами и являются примером для детей ( Урал батыр, охотник Юлдыбай, Рукодельница, Золушка, Буратино и др.).

Изменилось отношение родителей к детям. Наблюдается тактичность, понимание в общении с ребенком.

Таким образом, работа по привитию нравственных качеств стала плодотворной, что способствовало успешной социализации детей в школе. Учительница отмечает, что группа дружная, сплоченная. Ребята умеют поддержать друг друга, оказать помощь, проявить сочувствие. Не пренебрегают установленными правилами в школе, дисциплинированы.

Мы часто слышим слово "добро" и знаем, что это хорошо, что нужно совершать добрые поступки. А задумываемся ли мы о том, что это значит? В стремительном круговороте жизни человек не успевает подумать об истинном смысле этой фразы. Нужно сделать многое...Где же оно, добро? И какая разница, будет ли оно меня "красить"?

А ведь достаточно только вспомнить то чувство, когда нам почему - то становится очень симпатичен другой человек. Это происходит, когда кто - то показывает дорогу, уступает место, в транспорте, если тяжело стоять, просто помогает советом... В этот момент мы чувствуем тепло в груди, и совершенно не важно, как этот, "другой" выглядит, как говорит, или какая у него профессия. Вот таким волшебным образом добрые дела красят человека.

Есть хорошая и очень правильная пословица: "Полжизни возьми себе, а полжизни отдай другим". Отдать полжизни другим совсем не страшно.

Потому что если мы каждый день будем совершать хотя бы маленькие добрые поступки для других людей, то вторая половина жизни, "наша", будет яркой, насыщенной и ненапрасной. Она будет "раскрашена" нашими добрыми делами. И уже никто не будет думать о том, как мы выглядим, как говорим, или какая у нас профессия.

Диагностика формирования нравственных представлений у детей по модифицированному варианту Р.М.Калининой.

Диагностику я проводила методом наблюдения в различных видах детской деятельности и общения, через индивидуальные беседы.

В результате я выявила, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, а также помогли мне выстроить дальнейшую работу по этой проблеме.

Задачи диагностики:

-изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

-выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

-изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Поэтому и в дальнейшем я буду пополнять свой педагогический опыт по социально-нравственному воспитанию и внедрять его в практику.

Перспективы на будущее:

Список литературы

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. Сб. научн. тр. АПН ССР НИИ дошк. восп.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. // Под ред. А.М. Виноградовой. М. Просвещение. 1980.

Используемая литература в работе по нравственному воспитанию:
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н В. Вераксы, И.С.Комаровой, Э.М Дорофеевой. Мозаика-Синтез Москва, 2020;
Формирование нравственного здоровья дошкольников занятия, игры, упражнения. Под редакцией Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфидовой. "ТЦ Свера" 2002;
Социальное развитие дошкольника советы родителям. С. А. Козлова. Москва "Школьная Пресса" 2003;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области