Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по русскому языку 3 класс Корень. Однокоренные слова.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сценарный план урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК “Школа России”

Учитель: Гродникова И.П.

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: Открытие нового знания

Цели: Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование умения выделять корни в словах.

Задачи урока:

- обучающие: повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.

-воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные

-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

познавательные

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.

коммуникативные

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Предметные:

-обучающийся научится находить однокоренные слова, выделять в словах корень;

-получит возможность научиться распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Оборудование:Мультимидийный проектор,ноутбук, интерактивная доска,учебник Русский язык 3 класс ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий )

Сценарий урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма “ надо” “хочу “ “ могу”

- Я начну, а вы продолжите

Прозвенел и смолк…(звонок)

Начинается…(урок).

Мы за парту дружно…(сели)

И на доску…(посмотрели).

Мы сегодня опять

Учиться будем…(писать).

Открываем тетради и записываем число.

Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

Повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:Подготовить учащихся к проблемному изложению нового знания

1. Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?

ВЫСТУПЛЕНИЕ.

- Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания?

- Прочитайте предложения:

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

- Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Сначала мы немного поиграем. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске записывает и проговаривает его, называет орфограмму)

Коза, Рита, тупик, листья, ветер, тонна.

Из букв, обозначающих, орфограммы, составить слово (КОРЕНЬ)

- Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?

( Корень есть у дерева, у зуба, в слове) (картинки)

III. Проблемное объяснение нового материала.

Цель: Ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога

В толковом словаре Ожегова Слово КОРЕНЬ - многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.

Существует такая пословица: ( Слайд 1)

Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы.

Как вы ее понимаете?

Какое значение слово корень имеет отношение  к предмету «Русский язык»?

Кто сможет определить тему нашего урока?

Тема урока на доске: Корень слова.

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

- Вспомнить, какие слова называются однокоренными.

- Ответить на вопрос: «Что называется корнем слова?»

- Научиться находить и выделять корень в словах.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Организовать усвоение учащимся нового знания

1. Вспомним цель урока. Каков первый вопрос?

- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

вода, водитель, водичка

Какое слово лишнее? Почему?

мороз вьюга стужа

- А эти слова будут однокоренными? Докажите.

Вывод.

- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

- Какие слова мы будем называть однокоренными?

- Очень хорошо. Молодцы!

2. Работа над упражнением 130 с.74(устно)

Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

3.Беседа, работа по учебнику (c.74 -75)

- Главный вопрос урока? Что такое корень и как найти корень в словах?

- Кто уже может ответить на вопрос урока?

- Давайте проверим: что сообщает нам учебник с.74-75?

- Как найти в слове корень?

4.Физминутка

- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.

5.Работа со скороговоркой(Слайд 2)

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

- Найдите однокоренные слова.

- Можем ли мы сказать, что слова являются однокоренными? Почему?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое корень слова?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

- Как найти в слове корень?

6. Составление алгоритма нахождения корня в слове ( Слайд.3)

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй!

7. Работа в паре. ( Слайд 4)

- Вспомним правила работы в паре.

На карточках слова:

1 пара: лодка, лодочка, плот

2 пара: ложка, ложь, ложечка

3 пара: часовщик, часть, час.

4 пара: золото, жёлтый, золотой.

5 пара: желток, железо, жёлтый.

6 пара: гусь, гусеница, гусята.

7 пара: сад, седло, садовый.

8 пара: ветер, метель, втерок.

9пара: село, сила, сельский.

10пара: образ, обрезать, образный.

-Найдите в каждой строчке лишнее слово и обоснуйте ответ.

- Проверка (фронтально)

Запишите в тетради, выделите корень.

8. Работа по учебнику (с.75 упр.133)

Работа со словарем однокоренных слов (с.149) по рядам:

1 ряд - с корнем – дал-

2 ряд – с корнем – дол-

3 ряд – с корнем – мир-

- Выделить в однокоренных словах корень.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

1. Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения  Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)

В классе развешаны карточки со словами:

 гора

 сокол

 сок

 горевать

 соколиный

горняк

горный

- Сейчас проведём игру «Найди родственника»

- Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

-Объясните значение слова горняк.( Человек, работающий на добыче полезных ископаемых подземным способом)

-Назовите лишние слова. Почему?

Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу, не являются однокоренными.

Давайте запишем эти слова и выделим корень:

Гора, горняк, горный; сокол, соколиный.

Придумать 1 предложение с любым словом, записать, подчеркнуть грамматическую основу.

2. Работа в парах.

Возьмите лист с заданиями, нужно найти однокоренные слова и записать их в тетради.

Шёл я как - то мимо речки.

Вижу: рыбаки сидят на берегу,

Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку.

И решил я: рыбачкам сейчас я помогу.

В рыбный суп почищу я картошку.

Выкипает в котелке вода.

Где же ты рыбацкая удача?

Не клюёт сегодня рыба, вот беда!

-Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

-Какие однокоренные слова вам встретились? Почему эти слова однокоренные?

Дети проверяют работы друг у друга.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока?

- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Мы достигли цели урока?

- Что такое корень слова?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень?

Если вам понравился урок, вам было все понятно вам необходимо повесить лучик к солнышку, если у вас были затруднения, воспользуйтесь облачком. (Каждый ученик, подходя к доске, называет группу однокоренных слов.

Домашнее задание: стр. 75 Упр. 132. Составить 2 предложения и подчеркнуть грамматическую основу. Выучить правила на стр. 74-75.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области