Сценарный план урока
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК “Школа России”
Учитель: Гродникова И.П.
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: Открытие нового знания
Цели: Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование умения выделять корни в словах.
Задачи урока:
- обучающие: повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.
-воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные
-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;
- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.
- умение оценивать свою работу на уроке
познавательные
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
коммуникативные
- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Предметные:
-обучающийся научится находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
-получит возможность научиться распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
Оборудование:Мультимидийный проектор,ноутбук, интерактивная доска,учебник Русский язык 3 класс ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий )
Сценарий урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: организовать включение учащихся в образовательный процесс на основе механизма “ надо” “хочу “ “ могу”
- Я начну, а вы продолжите
Прозвенел и смолк…(звонок)
Начинается…(урок).
Мы за парту дружно…(сели)
И на доску…(посмотрели).
Мы сегодня опять
Учиться будем…(писать).
Открываем тетради и записываем число.
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
Повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель:Подготовить учащихся к проблемному изложению нового знания
1. Проверка домашнего задания.
-Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?
ВЫСТУПЛЕНИЕ.
- Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания?
- Прочитайте предложения:
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
- Как можно назвать эти предложения, одним словом?
- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.
(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)
1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;
2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
Сначала мы немного поиграем. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске записывает и проговаривает его, называет орфограмму)
Коза, Рита, тупик, листья, ветер, тонна.
Из букв, обозначающих, орфограммы, составить слово (КОРЕНЬ)
- Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?
( Корень есть у дерева, у зуба, в слове) (картинки)
III. Проблемное объяснение нового материала.
Цель: Ввести новое знание с помощью подводящего или побуждающего диалога
В толковом словаре Ожегова Слово КОРЕНЬ - многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.
Существует такая пословица: ( Слайд 1)
Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы.
Как вы ее понимаете?
Какое значение слово корень имеет отношение к предмету «Русский язык»?
Кто сможет определить тему нашего урока?
Тема урока на доске: Корень слова.
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Вспомнить, какие слова называются однокоренными.
- Ответить на вопрос: «Что называется корнем слова?»
- Научиться находить и выделять корень в словах.
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: Организовать усвоение учащимся нового знания
1. Вспомним цель урока. Каков первый вопрос?
- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.
вода, водитель, водичка
Какое слово лишнее? Почему?
мороз вьюга стужа
- А эти слова будут однокоренными? Докажите.
Вывод.
- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?
- Какие слова мы будем называть однокоренными?
- Очень хорошо. Молодцы!
2. Работа над упражнением 130 с.74(устно)
Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.
3.Беседа, работа по учебнику (c.74 -75)
- Главный вопрос урока? Что такое корень и как найти корень в словах?
- Кто уже может ответить на вопрос урока?
- Давайте проверим: что сообщает нам учебник с.74-75?
- Как найти в слове корень?
4.Физминутка
- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.
Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.
5.Работа со скороговоркой(Слайд 2)
Барабанщики бараны
Барабанят в барабаны.
- Найдите однокоренные слова.
- Можем ли мы сказать, что слова являются однокоренными? Почему?
- Какие слова называются однокоренными?
- Что такое корень слова?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>
- Как найти в слове корень?
6. Составление алгоритма нахождения корня в слове ( Слайд.3)
Корень есть у разных слов,
Ты найти его готов?
Не ленись и не зевай,
А ищи и выделяй!
7. Работа в паре. ( Слайд 4)
- Вспомним правила работы в паре.
На карточках слова:
1 пара: лодка, лодочка, плот
2 пара: ложка, ложь, ложечка
3 пара: часовщик, часть, час.
4 пара: золото, жёлтый, золотой.
5 пара: желток, железо, жёлтый.
6 пара: гусь, гусеница, гусята.
7 пара: сад, седло, садовый.
8 пара: ветер, метель, втерок.
9пара: село, сила, сельский.
10пара: образ, обрезать, образный.
-Найдите в каждой строчке лишнее слово и обоснуйте ответ.
- Проверка (фронтально)
Запишите в тетради, выделите корень.
8. Работа по учебнику (с.75 упр.133)
Работа со словарем однокоренных слов (с.149) по рядам:
1 ряд - с корнем – дал-
2 ряд – с корнем – дол-
3 ряд – с корнем – мир-
- Выделить в однокоренных словах корень.
- Как пишется корень в однокоренных словах?
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.
1. Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)
В классе развешаны карточки со словами:
гора
сокол
сок
горевать
соколиный
горняк
горный
- Сейчас проведём игру «Найди родственника»
- Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.
-Объясните значение слова горняк.( Человек, работающий на добыче полезных ископаемых подземным способом)
-Назовите лишние слова. Почему?
Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу, не являются однокоренными.
Давайте запишем эти слова и выделим корень:
Гора, горняк, горный; сокол, соколиный.
Придумать 1 предложение с любым словом, записать, подчеркнуть грамматическую основу.
2. Работа в парах.
Возьмите лист с заданиями, нужно найти однокоренные слова и записать их в тетради.
Шёл я как - то мимо речки.
Вижу: рыбаки сидят на берегу,
Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку.
И решил я: рыбачкам сейчас я помогу.
В рыбный суп почищу я картошку.
Выкипает в котелке вода.
Где же ты рыбацкая удача?
Не клюёт сегодня рыба, вот беда!
-Найдите однокоренные слова. Выделите корень.
-Какие однокоренные слова вам встретились? Почему эти слова однокоренные?
Дети проверяют работы друг у друга.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока?
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?
- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
- Мы достигли цели урока?
- Что такое корень слова?
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Как найти в слове корень?
Если вам понравился урок, вам было все понятно вам необходимо повесить лучик к солнышку, если у вас были затруднения, воспользуйтесь облачком. (Каждый ученик, подходя к доске, называет группу однокоренных слов.
Домашнее задание: стр. 75 Упр. 132. Составить 2 предложения и подчеркнуть грамматическую основу. Выучить правила на стр. 74-75.