Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие речи детей 4 лет

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие речи детей 4 лет.

Преодолев 3-летний рубеж, дети продолжают стремительно развиваться. Особенно этот прогресс заметен в их речи: растет словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными, последовательными. На этом этапе необходимо правильно помочь малышам в их прогрессе. Для этого важно знать основные характеристики речевого развития своих детей в возрасте 4–5 лет и понимать, над чем сейчас важно работать.

Актуальность данной темы определяется тем фактором, что средний дошкольный возраст - это период активного становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Цель по речевому развитию воспитанников включает владение речью как средством общения и культуры.

Занятия по развитию речи решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка:

- обогащение активного словаря, формирование обобщающих понятий;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова.

Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное развитие детей 4-5лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания.

Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения.

Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки.

Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов.

Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: озеро – «озеры» – озёра.

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Именно средний возраст - возраст почемучек. При чѐм, задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребѐнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию.

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

- употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым,

правильным в одних словах и неправильным в других ( жаба – зук, щёки – сётка);

- звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда

правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (мовоко –

молоко, Малина – Марина);

- неотчётливо произносит малознакомые слова.

В возрасте с 4 до 5 лет ребёнок должен уметь  разбивать предметы на группы. Например: шкаф, стол и стул — это «мебель».  Шапка, пальто и платье — «одежда». Телевизор, пылесос, стиральная машина – «бытовая техника». Не думайте, что ваш ребёнок ещё маленький и ничего не поймёт. Но в тоже время не забывайте, что вы разговариваете с четырехлетним сыном или дочкой, чтобы ваша речь не изобиловала специальными терминами или научными фразами. А ещё есть группы «домашние животные», «птицы», «рыбы», «дикие звери». Дети очень любят разговаривать со взрослыми на эти темы. А если  использовать на занятиях занимательные книжки и картинки, разговор пойдет еще веселее. Ну и, конечно, стоит поговорить с ребёнком о профессиях, рассказать, кем работает папа и мама. И зачем нужна какая-то конкретная профессия.

Милые ошибки в произношении детей, на которые некоторые родители не склонны обращать внимание, в школе при письме могут вылиться в серьёзную проблему. Именно поэтому  надо серьёзно отнестись к развитию речи у ребёнка в 4 года и всячески помочь ему в этом.

К пяти годам ваш сын или дочь уже должны уметь говорить связно с редкими грамматическими ошибками. Практически все звуки, кроме «р» и «л» должны встать на место. Если речь отстает, а звуки неразборчивы, это сигнал для родителей. Обязательно нужно обратиться за помощью к неврологу и логопеду. Чем раньше начать решать проблему, тем лучших результатов можно добиться.

Когда ваш ребёнок вырастет, он наверняка скажет вам спасибо, за то, что вы научили его говорить красиво и правильно.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области