Доклад.
Тема:
« Роль библиотеки в школе- интернате для детей с нарушением интеллекта».
Работа библиотеки должна быть стержнем работы продленного школьного дня и многих видов внеклассных мероприятий. Воспитывать привычку пользоваться книгой , как основной формой проведения досуга, пользоваться ей как справочником, помочь учащимся полюбить книгу , зажечь к ней интерес – основная работа учителя и библиотечного работника . Каждый учитель коррекционной школы должен в практике своей и в повседневной работы уделять вопросу внеклассного чтения учащихся значительную долю внимания.
Первое, на что надо обратить внимание, - это подбор книг в библиотеке школы. Кроме художественной литературы , здесь должен быть по каждому учебному предмету определенный минимум книг ,с которыми необходимо ознакомить учащихся за время их пребывания в школе. Каждый учитель дает в библиотеку список книг , которые необходимо приобрести. Для первого класса нужны книжки – картинки , развивающие и уточняющие круг детских элементарных представлений, могут служить пропедевтическим материалом в собственно библиотечной работе.
Для второго класса подойдет та же литература , что мы используем и в первом классе . кроме того , можно прибавить литературу с несколько более длинным текстом . Со второго же класса можно дать элементарнейшие рассказы естествоведческого характера , главным образом во вторую половину учебного года .
Для третьего класса, собственно, начинается внеклассное чтение. К этому времени дети уже достаточно хорошо овладели техникой чтения, приобрели элементарный навык ориентации в простейшей книжке , в большей или меньшей степени заинтересовались книгой .
Очень полезно давать третьеклассникам читать описание правил хороших настольных игр. Дети должны прочесть правила игры, их осмотреть и применить в игре. Со второго полугодия можно давать читать описания отдельных подвижных игр: Дети , прочитав правила игры начинают играть. Можно давать и описания изготовления игрушек – самоделок. Описание игр и естествоведческая литература – это, собственно первая деловая литература (кроме учебников), с которой приходится знакомиться учащимся коррекционной школы. Главной во все годы, конечно, остается художественная литература . С третьего класса можно давать для самостоятельного чтения учащимся простейшую детскую газету .
В 4 классе учащиеся знакомятся с новым видом литературы – это литература политическая и географическая .Детям можно дать и газетную статью и популярную политическую брошюру с описанием подвига , героического поступка , проявленного при защите нашей Родины или в процессе мирного строительства . Часто газетная статья служит толчком к более углубленному знакомству с вопросами.
В 5 классе детей надо приучать читать историческую литературу и книги по труду: конструированию и моделированию .Очень важно знакомить учащихся с технической литературой , рисующей в общепонятной популярной форме новейщее достижение техники: описание крупнейших сооружении ( мосты, каналы, электростанции, достижении транспорта , сверхмощные паровозы , электровозы , самолеты , средства связи : телевидение , радио ,и т. д. ).
Каждой экскурсии , которую учитель собирается провести, должно предшествовать чтение соответствующей научно – популярной литературы . Для 6 – 7 классов надо дать литературно – художественные произведения . Книги по технике – особо важный раздел библиотеки коррекционной школы . Желательно , чтобы учащиеся познакомились с историей развития этого типа производства, на котором они специализируются. Задача библиотеки – организовать правильное и систематическое чтение книг детьми и знакомство их с новинками литературы . Рассматривая с учениками первого класса книжки – картинки , учитель должен указать , что такие же книги есть и в школьной библиотеке, что туда можно ходить в определенные часы и там их рассматривать. Педагог должен сам свести свой класс в библиотеку и показать ее богатства , ознакомить учащихся с техникой получения книг. Читая какой – ни будь рассказ , какой – либо литературный отрывок в старшем классе , учитель всегда имеет возможность обратить внимание учащихся на имеющуюся по этому вопросу книгу в библиотеке . Каждый педагог должен детально знать свою школьную библиотеку , добиваться ее пополнения . Библиотекарь вместе с учителем постоянно заботится о том , чтобы дети регулярно читали книги .
Весьма желательно , чтобы учащиеся имели «Тетрадь прочитанных книг». На первой странице такой тетради следует написать простую схему анализа литературных произведении. При сдаче книг , у ребят спрашиваю кратко о содержании прочитанного .
Провожу беседы на темы: «Мои первые книжки», «Правила поведения в библиотеке», и т. д .
Экскурсии в библиотеку в школьную и сельскую.
Перед подготовкой домашнего задания с учениками 2 класса , два раза в неделю провожу внеклассное чтение детской литературы , что и о чем прочитали разбираем вместе с учениками .Простой список всей литературы прочитанной ученик коррекционной школы должен вести со 2 класса, что и у них делается в настоящее время.