Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культуры»

Здоровье – это состояние устойчивого равновесия во всех системах организма, позволяющее человеку плодотворно работать, интересно отдыхать и развиваться как личности. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья наших школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Материал опыта работы руководителя физической культуры работающей по теме:

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культуры»

I. Вводная часть

1. Актуальность работы.

Здоровье – это состояние устойчивого равновесия во всех системах организма, позволяющее человеку плодотворно работать, интересно отдыхать и развиваться как личности.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья наших школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Дети от 6 до 17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении. Поэтому, наша задача как педагогов: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний, ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Исходя из вышеперечисленных проблем, мной были проведены мониторинговые исследования по изменению физических способностей детей в соответствии с продолжительностью обучения в школе. По данным диаграммы мы можем увидеть, что ученики первого класса 2014-2015 учебного года имели 100% основную оздоровительную группу по физической культуре. Переходя во второй класс 20% учеников имело специальную группу ,80% основную. По результатам прохождения медосмотра в третьем классе основную группу имели всего 50% учащихся, 40% специальной группы и 10% подготовительной. Из этого можно выделить, что для детей школьного возраста необходимо быть более подвижными так как результат с первого до третьего класса снизился на 50%.

2. Ожидаемые результаты.

В своей работе я постаралась показать, как через правильную организацию учебного процесса можно сохранить и укрепить здоровье учащихся, как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей. Проведя теоретический анализ педагогической литературы, опираясь на опыт работы, мной будет обосновано, что применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует: повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах, происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы, способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.

II. Основная часть

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые мы ставим в своей работе на первое место:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

2. Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.

3. Принципы здоровьесбережения.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

О каких принципах здоровьесберегающей технологии педагогике мы должны помнить?

Принцип 1.

Не навреди!

Не допускать учащихся к состоянию переутомления.

Принцип 2.

Приоритет действенной
заботы о здоровье
учащихся и педагогов.

Проводиться мониторинг здоровья учащихся – физического, психологического,

духовно-нравственного.

Принцип 3.

Триединое представление о здоровье.

Не забываем, что здоровье – это единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия.

Принцип 4.

Непрерывность и преемственность.

Здоровье сберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Преподавание с учетом меж предметных связей.

Принцип 5.

Субъективно 
субъектное взаимоотношение с учащимися.

Индивидуальный подход к каждому.

Педагог – всегда пример.

Вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах (будь то русский язык или математика).

У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье

Принцип 6.

Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.

Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

Отдавать предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создавать комфортные условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его здоровье.

Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты.

Следить за организацией правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении.

Принцип 7.

Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.

При учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося подбирается такой уровень учебной нагрузки, который будет соответствовать тренирующему режиму и, следовательно, является охранительным, т.е. щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.

Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Принцип 8.

Контакт с родителями.

Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

4. Группы здоровьесберагающих технологий.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель школы, реализующей ПС, — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития обучающихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

III. Формы организации обучения младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.

Для сохранения и укрепления состояния здоровья обучающихся, веду работу в следующих направлениях:

1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения;

2. Создание предметно-пространственной среды с целью сбережения здоровья детей;

3. Физическое развитие: лечебная физкультура, зарядка, физминутки, занятия на свежем воздухе (экскурсии);

4. Внеклассная работа.

5. Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

Я считаю, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса. Поэтому в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю, физкультурные паузы и подвижные перемены.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания.

Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке.

В состав упражнений для физ. минуток я включаю:

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят. Физкультминутки лучше проводить стоя, что способствует дополнительной разгрузке организма. Упражнения должны быть комплексными: движения головой, туловищем, руками, ногами в разных сочетаниях. Темп может быть разный, это зависит от вида упражнений. Движения головой нельзя выполнять в быстром темпе.

С большим удовольствием дети выполняют физминутки в стихотворной форме, а также, когда их проводят сами дети. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Всё это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать всё больше нового.

Кроме того, полезно проводить подвижные игры на внимание.

Так, на уроке обучения грамоте при изучении темы «Звуки. Гласные и согласные», можно предложить детям такую игру. Учитель называет звуки гласные и согласные вперемешку, а дети встают со своих мест: мальчики, когда слышат согласный звук, а девочки – гласный.

При изучении темы «Род имен существительных» можно проводить такую игру. Все дети стоят. Когда учитель называет имя существительное мужского рода, приседают мальчики, женского рода – девочки, а если звучит имя существительное среднего рода, то все хлопают в ладоши (или топают ногами, что детям больше нравится)

На уроках математики при закреплении вычислительных навыков на доске записывается три столбика выражений. Дети, участвуя в соревновании «Самый умный, самый быстрый», по очереди выходят (выбегают) по одному человеку с каждого ряда к доске и находят значение выражений. Победит та команда, которая быстрее всех и с меньшим количеством ошибок выполнит задание. Подобные игры помогают детям снять напряжение на уроке, в игровой форме усваивать учебный материал, а также позволяют сохранять здоровье.

Поскольку глаза ребенка в школе находятся в постоянном напряжении, полезно на каждом уроке проводить гимнастику для глаз.

А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка, провожу минутки релаксации.

IV. Заключение

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. Приблизительно 1 класс - за учебный год болеет простудными заболеваниями около 60%, то к концу 4-го класса процент заболевших снижается до 30%. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области