Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Звездное небо для дошкольников

цель формировать представления детей о космосе через создание плоскостной модели Солнечной системы. Задачи Формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы их расположение относительно Солнца орбиты движения планет.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Что такое созвездия?

Если в ясную ночь поднять в небо глаза, то можно увидеть множество сверкающих, различных по размеру огоньков, которые словно россыпь бриллиантов, украшают небосвод. Эти огоньки называются звезды. Часть из них как-будто собраны в скопления и при длительном рассматривании их можно разделить на определенные группы. Такие группы человек назвал «созвездия». Некоторые из них могут напоминать форму ковша или затейливые очертания животных, однако, во многом, это лишь плод воображения.
Много веков астрономы старались изучить такие скопления звезд и придавали им мистические свойства. Люди пытались их систематизировать и найти общую закономерность, так и появились созвездия. На протяжении долгого времени созвездия тщательно изучались, некоторые разбивали на более маленькие, и они переставали существовать, а некоторые после уточнения просто корректировались. Например, созвездие Арго было поделено на более мелкие созвездия: Компас, Киль, Парус, Корма.
История происхождения названий созвездий также очень интересна. Для облегчения запоминания им давали названия, объединённые одной стихией или литературным произведением. Например, было замечено, что в период сильных дождей Солнце встает со стороны определенных созвездий, которым дали следующие названия: Козерог, Кит, Водолей, созвездие Рыб.
Чтобы привести все созвездия к определенной классификации, в 1930 году на заседании Международного астрономического союза было принято решение об официальной регистрации 88 созвездий. Согласно принятому решению созвездия состоят не из групп звезд, а представляют собой участки звездного неба

 Какие бывают созвездия?

Созвездия различаются по числу и яркости звезд, входящих в его состав. Выделяют 30 самых заметных групп звезд. Наиболее протяжённым по площади созвездием считается Большая Медведица. В ее состав входит 7 ярких и 118 видимых невооруженным взглядом звезд.
Самое маленькое созвездие, расположенное в южном полушарии, называют Южный Крест и увидеть его невооруженным глазом невозможно. Оно состоит из 5 ярких и 25 менее заметных звезд.
Малый Конь является самым маленьким созвездием северного полушария и состоит из 10 слабых звезд, которых можно увидеть невооруженным взглядом.
Самым красивым и ярким считается созвездие Ориона. В его состав входит 120 звезд, видимых невооруженным взглядом и из них 7 очень ярких.
Все созвездия условно делят на расположенные в южном или северном полушарии. Тем, кто живет в южном полушарии Земли, не видны скопления звезд, расположенные в северном и наоборот. Из 88 созвездий, 48 находятся в южном полушарии, а 31 — в северном. Оставшиеся 9 групп звезд расположены в обеих полушария. Северное полушарие легко определить по Полярной звезде, которая всегда очень ярко светит на небосклоне. Она является крайней звездой на ручке ковша Малой Медведицы.
В связи с тем, что Земля вращается вокруг Солнца, которое и не дает увидеть некоторые созвездия, происходит смена времен года и изменяется положение этого светила на небосклоне. Например, зимой расположение нашей планеты на околосолнечной орбите является противоположным таковому летом. Поэтому, в каждое время года можно увидеть только определенные созвездия. Например, в летний период на ночном небе можно увидеть образованный звездами Альтаир, Вега и Денеб треугольник. В зимнее время возникает возможность полюбоваться на бесконечно красивое созвездие Орион. Поэтому иногда и говорят: осенние созвездия, зимние, летние или весенние созвездия.
Созвездия лучше всего видны в летнее время и желательно их наблюдать на открытом пространстве, вне города. Некоторые звезды можно увидеть невооруженным взглядом, а для некоторых может понадобиться телескоп. Лучше всего видны созвездия Большой и Малой медведицы, а также Кассиопея. Осенью и зимой хорошо видны созвездия Тельца и Орион.

Яркие созвездия, которые видно в России

К самым красивым созвездиям северного полушария, видимым в России, относятся: Орион, Большая медведица, Телец, Большой пес, Малый пес.
Если всмотреться в их расположение и дать волю фантазии, то можно увидеть сцену охоты, которая, словно на древней фреске, запечатлена на небосклоне уже более двух тысяч лет. Отважный охотник Орион всегда изображен в окружении зверей. Справа от него бежит Телец, и охотник замахивается на него дубиной. У ног Ориона расположена верные Большой и Малый псы.

Конспект игры-занятия на тему «Прогулка под звездным небом».

(Звучит лирическая музыка)

Воспитатель:  Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись  мне и друг другу.

Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения.

В группу «влетают» воздушные шары голубого и красного  цвета.  Дети играют с ними.

Воспитатель: Ребята, что вам напоминают эти воздушные шары?

Ответы детей.

Воспитатель: А мне они напоминают планеты нашей солнечной системы. Они такие же круглые и летают как в невесомости. Ребята, хотите попутешествовать в космосе?

Ответы детей.

Воспитатель: Если в космос мы хотим,

                          Значит, скоро полетим.

                          Самым смелым будет наш

                          Веселый, дружный экипаж.

Но сначала уточним, что увидеть в космосе хотим?

Словесная игра: «В космосе мы увидим».

Дети берут подзорные трубы, перечисляют, что можно увидеть в космосе: звезды, планеты, метеориты, кометы и т.д.

Воспитатель: Ребята, на чем мы можем полететь в космос?

Ответы детей.

(Дети из мягких модулей собирают ракету по плану.)

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо выбрать командира космического корабля. А для этого нужно постараться отгадать загадки. За правильный ответ я буду давать звездочки. Кто наберет больше всех звездочек, тот и будет нашим капитаном. Командир должен быть надёжным, отважным, храбрым, ведь в пути может всякое произойти.

                           Что за чудная машина

                            Смело по Луне идет?

                            Вы её узнали дети?

                            Ну, конечно

                                                  (Луноход.)

                            Он вокруг Земли плывет

                            И сигналы подает.

                            Этот вечный путник

                             Под названьем

                                                       (Спутник.)

                            С Земли взлетает в облака,

                            Как серебристая стрела,

                            Летит к другим планетам

                            Стремительно

                                                          (ракета.)

                            Когда ты в космосе, мой друг,

                            Творятся чудеса вокруг.

                            Паришь ты – вот так новость,

                            Ведь это

                                                       (невесомость.)

                           Он черен, как ночь,

                           И звезд в нем не счесть.

                           Планет и созвездий

                           В нем множество есть.

                           Что же это за место,

                            Возникает вопрос.

                            И каждый ответит

                            Ведь это же

                                                     (космос.)

                                   Он космос покоряет,

                            Ракетой управляет,

                            Отважный, смелый астронавт

                             Зовется просто

                                                             (космонавт.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! 

(Подсчет звездочек, назначение капитана.).

Дидактическая игра «Завтрак космонавта» (игра о вредной и полезной пище).

Воспитатель: Капитан, отдайте команду по местам.

(Капитан отдает команду, дети надевают шлемы и занимают места).

                          Всё готово? Ключ на старт!

                          Отправляемся в полет,

                          Нам пора начать отсчет!

Дети (хором): Десять, девять, восемь, шесть, пять, четыре, три ,два, один Пуск!

(Звучит первый куплет и припев  песни «Трава у дома» из репертуара группы «Земляне», сл. А.Г. Поперечного, муз. В.Г. Мигули. На проекторе слайды с изображением космоса.)

Воспитатель: Наш корабль вышел в открытый космос. Во время полета мы находимся в невесомости.

 Физминутка. 

       Космонавт.

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. –

(Потягивания - руки вверх.)

А внизу леса, поля -

Расстилается земля.

(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.) 

Раз, два — стоит ракета

(Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет.

(Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши,

(Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет.

(Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре -

(Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире

(Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре

(Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили.

(Шагаем на месте.)

Воспитатель: Капитан, посмотрите в иллюминаторы, что мы видим?

Капитан: Мы видим Землю!

 (На проекторе слайд с изображением Земли со спутника.)

Воспитатель: Расскажите о ней, какой вы её видите?

Дети: Земля – это планета, на которой мы живем. Земля круглой формы, голубого, зеленого цвета.

Воспитатель: Что обозначают зеленый и голубой цвета?

Дети: Голубой цвет- это реки, моря, океаны. Зеленый цвет- это леса, суша.

Воспитатель:  Капитан! Команда космонавтам по местам!

(Капитан отдает команду по местам)

(Звучит второй куплет  песни «Трава у дома»)

Воспитатель: Капитан, доложите обстановку за бортом.

Капитан: По курсу загадочная красная планета

           Очень гладко заходим на посадку.

 Воспитатель: Ребята, мы можем так просто выйти с корабля.

Дети: Нет! Нам нужна специальная одежда – скафандр. Потому что в космосе холодно и нет воздуха.

 (Дети делятся на две команды. Задача: кто быстрее и правильнее наденет скафандр и объяснит для чего он нужен.)

Воспитатель: Ребята, интересно, на какой планете мы находимся? Перед нами кроссворд. Отгадав его, в красных клеточках мы сможем прочитать название планеты.

(Дети отгадывают кроссворд)

1.        Камень, летающий в космосе. (Метеорит.)

2.        Звезда с хвостом, путешествующая по космосу. (Комета.)

3.        Фамилия первого космонавта. (Гагарин.)

4.        Кличка собаки-космонавта. (Стрелка.)

Воспитатель: Давайте прочитаем название планеты. Что получилось?

Дети: Марс.

(На проекторе слайд с изображение Марса.)

Воспитатель: А во тьме,

                          Горя багровым светом,

                          Из глубин

                          Космического льда

                         Смотрит Марс –

                          Безлюдная планета,

                         Хмурая военная звезда.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о Марсе?  

(Ответы детей. Марс  – четвертая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Марс светит красноватым светом. На Марсе сильные ветра. Огромные пустыни усыпаны камнями. На Марсе холодно и пустынно. Воздух состоит из газа, которым люди не могут дышать. На Марсе не кислорода и воды. Там нет жизни.)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

(Звучит музыка из песни «Трава у дома».)

Воспитатель: А в космосе как тихо! Даже слышно, как бьется ваше сердце. (Дети слушают биение  своего сердце. Аромотерапия)

Дыхательная гимнастика

Носик ты быстрей найди

И скорее покажи

Ротик свой ты закрывай

Только с носиком играй

Вот так носик – баловник

Он шалить у нас привык

Тише, тише не спеши

Глубоко ты подыши

У нас в ракете хорошо

И поет нос бу-ба-бо

Надо носик нам погреть

Его немного потереть?

 Воспитатель: Ребята, что еще интересное мы видим в космосе?

(На проекторе появляется слад с изображение звездного неба.)

Дети: Звезды.

Воспитатель: Ещё в древние времена люди заметили, что некоторые яркие звезды, расположенные недалеко друг от друга, образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей и людей. (Слайд с изображение созвездий.) Эти фигуры из звезд люди назвали созвездиями и дали им имена.

А вы знаете, под какими созвездиями вы родились?

Ответы детей.

Воспитатель:  Но не все ещё созвездия открыты. Мы с вами станем первооткрывателями далеких созвездий.

Дети придумывают созвездия, зарисовывают и дают им имена.

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться на Землю.

Капитан, команда по местам!

Капитан: Космонавты по местам! Берем курс на Землю! (Звучит космическая музыка. Джеффри Томпсон.)

Воспитатель: Вот, ребята, мы и вернулись на Землю. Какие звуки мы слышим?

(Звучат голоса птиц, шум водопада, моря.)

 Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличается наша планета от других?

Ответы детей. ( На нашей планете есть жизнь, на других нет)

Воспитатель: В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Ребята, что будет если не будет солнца (почвы, деревьев, насекомых, птиц) ?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы должны делать, чтоб сохранить нашу природу в том же виде, какая она досталась нам?

Ответы детей. 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо вам за интересное путешествие. А на прогулке  мы с вами высадим рассаду цветов  для озеленения территории нашего детского сада.

                Есть одна планета-сад

                В этом космосе холодном.

                Только здесь леса шумят,

                Птиц скликая перелетных.

                Лишь на ней одной цветут

                Ландыши в траве зеленой,

                И стрекозы только тут

                В реку смотрят удивленно.

                Береги свою планету,

                Ведь другой на свете нету.

                                                       (Я. Аким)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области