Формирование гражданско-патриотических компетенций на уроках истории и обществознания через урочную и внеурочную деятельность
1. Краткая аннотация работы: (для кого работа может представлять интерес, какие знания и умения формирует)
2. Содержание
2.1. Введение
2.2. Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами урочной деятельности
2.3. Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами внеурочной деятельности
2.4. Заключение
3. Список использованных источников и литературы
Именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к социальным нормам и к обществу в целом.
Уроки истории и обществоведения – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического и правового воспитания, именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ.
Опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по формированию гражданско – правовых компетенций на уроках истории и обществознания.
Данная работа может представлять интерес для преподавателей общественных дисциплин в школе и ССУЗе.
2.1 Введение
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявление непреходящих духовных богатств, накопленных человечеством за всю историю его развития, понимание взаимосвязи каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня ставит во главу угла:
• Становление ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, принятие НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
• Укрепление физического и ДУХОВНОГО здоровья.
• Конкретные социальные проекты для своего региона (освоение детьми деятельности планирования, программирования, организации, управления, лидерства, оценки результатов, представления результатов).
• Владение знаково-символическими средствами и моделями объектов и процессов, схемами решения учебных и ПРАКТИЧЕСКИХ задач.
• Диагностику одаренности и развитие творческого потенциала.
• Индивидуальный подход и «индивидуальную траекторию» (учет индивидуальных, возрастных особенностей и социальной ситуации развития ребенка).
Именно школе сегодня выпала роль стать центром гражданско-патриотического воспитания. Интерес к гражданскому образованию в обществе обусловлен необходимостью и потребностью:
– профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних;
– нормативно обеспеченной регламентации взаимоотношений субъектов образовательного процесса;
– формирования у учащихся правовой компетентности, то есть способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали;
– сохранения исторической памяти поколений;
– воспитания патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения граждан;
– организации социальной практики детей (участие личности в решении общественно значимых проблем).
Задачи, связанные с достижением этих целей:
1. Формирование содержания понятия «патриотизм»:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– заботу об интересах Родины;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;
– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
– гордость за культурные достижения своей страны;
– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
2. Формирование содержания понятия «Отечество» (личность, семья, родная земля – край отцов, страна, народ, государство, язык, история, культура, религия);
3. Создание ситуаций, в которых учащиеся переживали бы чувство любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации;
4. Создание образовательных ситуаций, при которых ученик связывал бы самореализацию с учебной деятельностью, с саморазвитием, с личностью учителя.
Решение этих задач возможно через самого учителя, через исторический материал, через форму подачи материала.
2.2 Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами урочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.
Социальную компетентность – развиваю, организуя групповое взаимодействие, используя технологии сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных навыков. ( диспуты, дебаты, игры, викторины)
Личностную компетентность – формирую посредством организации самостоятельной работы и оценки достижений самими учащимися ( работа с историческими источниками, документами, фото)
Предметно – практическая компетентность – организую проектную деятельность, использую проблемное обучение.
Гражданское – патриотическое и правовое образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Педагогические технологии, используемые на уроке истории:
1) технология оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;
2) технология переноса в изучаемую эпоху или событие;
3) технология «Имя в истории»– обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
4) технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;
5) технология бинарного урока – поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;
6) технология духовного эпицентра – рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования;
7) технология выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами.
Новое содержание образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику форм и методов личностно-ориентированного обучения, связанных с возрастными и личностными особенностями учащихся. Мною широко используются следующие формы занятий:
1) лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой);
2) практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);
3) ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно-дискуссионные);
4) характеристика исторических альтернатив;
5) моделирование хода событий;
6) диспуты;
7) «круглые столы»;
8) дискуссии (структурированные, командные, проекты, групповые).
Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Раздел «Право» направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом.
Одним из способов решения проблемы гражданского образования на уроках обществознания, а через него и социализации школьников является внедрение в школьную практику социальных проектов. В ходе работы над проектами происходит формирование творчески мыслящей личности ученика, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Первым шагом в обучении школьников социальному проектированию является овладение методикой социальной пробы.
Методика социальной пробы – действия социальной активности, в ходе которых подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях – знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.
Целями социальной пробы являются:
• осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
• получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);
• присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.
Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.
Объектами социальной пробы могут выступать:
1) социальные институты;
2) социальная среда;
3) социальные явления и отношения.
В ходе социальной пробы подросток сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями (у него есть представление о том, например, что такое «детский алкоголизм» или «как работает магазин»). Но эти представления подростка – житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания.
Социальная проба должна помочь учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, основанное на чужом мнении или на неполном, однобоком восприятии действительности, от собственно своего мнения – результата осмысления проблемы, перерастающего в убеждение.
Так, на уроках истории и обществознания строится процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, области и страны в целом.
2.3 Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами внеурочной деятельности
Во внеклассной деятельности реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма: творческие фестивали, конкурсы, выставки, празднование Дней воинской Славы России, участие в митингах в День Победы, День памяти и скорби, встречи с ветеранами, участниками боевых действий и др. Для совершенствования процесса военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в школе проводится игра «Зарница». В школе действуют уголки и музейные экспозиции, посвящённые истории родного края и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Ежегодно проводится анкетирование учащихся (анкета «Патриот»), данные анализируются и используются для совершенствования работы.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы:
-исследовательские работы: « Тимуровское движение», « Шарапово – мое село», « Мое село в годы войны» и др.
Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Новый путь». В процессе работы мы с учениками посещаем библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села.
-правовые конкурсы знаний и викторины: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Права детей забота государства», «Я- гражданин» . « Выборы в школьную Думу» презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Подросток и его права»; «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи»,; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мое село », «Наши ветераны», «Моя родословная».
В настоящее время в школе сложилась определенная система краеведческой работы. Ее содержание определяется следующими составляющими: привлечение краеведческого материала в уроки истории и обществознания, краеведение через спецкурсы и через внеклассную работу.
В последние годы во многих школах страны получила распространение такая форма работы как музейный урок, который стал средством патриотического воспитания. Эта форма не новая, но эффективная. Связано с поиском оптимальных методов и путей патриотического воспитания подрастающего поколения.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.
2.4 Заключение
Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории.
Особенности формирования гражданско – патриотической компетенции как явления обуславливают крайнюю сложность при проведении мониторинга этой работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности гражданско – патриотической компетенции обучающихся может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы.
Признаки гражданской компетентности обучающихся:
- Способность к развитию своего интеллектуального потенциала;
- Понимание себя;
- Организация себя на деятельность, умение планировать свою деятельность;
- Умение принимать решения;
- Способность нести ответственность за принятое решение и его результаты;
- Способность работать в коллективе и индивидуально, начать и закончить работу;
- Способность составить программу собственного личностного роста;
- Способность реализовать собственную программу образования;
- Навыки критического (аналитического) мышления;
- Умение искать и использовать необходимую информацию;
- Умение изучать, думать, сотрудничать;
- Умение приниматься за дело и завершать его.
Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданское образование как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.
Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.
В заключении хотелось сказать, что на уроках истории и обществознания, а так же во внеклассной работе, используя разные формы и методы работы: индивидуальную, групповою, игровую, встречи с интересными людьми, проектно исследовательскую, ИКТ, я всегда стараюсь повысить познавательную деятельность учащихся, чтобы на основе исторического материала воспитать чувство гражданственности, патриотизма, любви к нашей стране, своему городу, своей семье. А без этого у нашего общества, нашей России не может быть будущего.
1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с. 2. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7. 3.. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24. 4. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с. 5. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57. 6. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28. 7. Сучкова, Ю. Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики / Ю. Сучкова // Учитель. – 2016 – № 1 – С. 77-81 8. Тарасов, А. Н. Развитие гуманистической воспитательной системы в школе в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» / А. Н. Тарасов // Образование в современной школе. – 2017 – № 5/6. – С. 14-20. 9. Титова, Л. М. Формирование национального самосознания учащихся : (из опыта работы классного руководителя) / Л. М. Титова // Воспитание школьников. – 2017 – № 4 – С. 20-25 10. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с. 11. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 1. - С.34 - 36. |