ГБОУ Школа № 2098 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора
Рассказывание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с помощью мнемодорожки.
Конспект открытой совместной образовательной деятельности по Коммуникации с детьми среднего дошкольного возраста
Воспитатель: Терехова Е.И.
Москва 2021г.
Предварительная работа: беседа о лаптях, соломе и пузырях, чтение энциклопедии, чтение сказки, повторить геометрические фигуры: круг, овал и прямую линию.
Задачи:
Обучающие: формировать умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки, рассказывать сказку, опираясь на мнемодорожку, подбирать антонимы.
Развивающие: развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки, активизировать умение строить связное высказывание, активизировать словарь, творческое воображение и мышление.
Воспитывающие: воспитывать у детей любовь к чтению книг, воспитывать положительные взаимоотношения с друзьями, взаимовыручку; умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.
Ход НОД:
(В группу вносится воздушный шар, для привлечения внимания детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Предполагаемые ответы детей: воздушный шарик.
Воспитатель: Да, только он любит, когда его называют Пузыриком и у него есть друг в сказке, которую мы недавно читали. Ребята, как называется эта сказка?
Предполагаемые ответы детей: «Пузырь, соломинка и лапоть».
Воспитатель: Правильно. Пузырик мне рассказал, что его друзей из сказки волшебница превратила в геометрические фигуры: круг, прямую линию, овал. Как же мы узнаем кто из них кто?
Предполагаемые ответы детей: Надо им помочь!
(на доске выставляются три геометрические фигуры)
Воспитатель: Для этого мы должны угадать, кого превратила волшебница в круг? Как вы думаете?
Предполагаемые ответы детей: Пузырь, потому что он круглый, толстый.
Воспитатель: Кого превратила волшебница в прямую линию?
Предполагаемые ответы детей: Соломинку.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Предполагаемые ответы детей: Потому что она длинная, тонкая, худая.
Воспитатель: Кого волшебница превратила в овал?
Предполагаемые ответы детей: Лапоть, потому что он похож на овал.
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно угадали, и я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Я начну, а вы закончите».
Произнося фразу, воспитатель показывает соответствующую геометрическую фигуру, если дети не могут подобрать подходящего слова, то после паузы, воспитатель договаривает фразу сам, давая детям образец ответа.
Пузырь толстый, а Соломинка… (тонкая)
Соломинка высокая, а Лапоть… (низкий)
Лапоть овальный, а Пузырь…(круглый)
Соломинка сломалась, а Пузырь… (лопнул)
Воспитатель: А у меня для вас есть еще одна игра. Я сейчас буду говорить знакомые слова, но могу ошибиться. Слушайте внимательно! Если фраза сказана правильно, то надо кивать головой и говорить: «Да, да, да!». А если не согласны, то «Нет, нет, нет».
-Соломинка тонкая, а Пузырь толстый. – Да, да, да.
-Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый. – Нет, нет, нет.
-Соломинка низкая, а Лапоть высокий. – Нет, нет, нет.
-Соломинка сломалась, Пузырь лопнул. – Да, да, да.
Воспитатель: А Пузырик предлагает нам поиграть в игру, которая называется именем одного из героев этой сказки. Угадайте, что это за игра. Конечно, это игра «Пузырь». Для этого встанем в круг и возьмемся за руки.
Игра «Пузырь».
(Дети, взявшись за руки, стоят на месте и произносят слова.)
Раздувайся пузырь,
Большой пребольшой,
Раздувайся пузырь,
Да не лопайся!
(Дети пятятся назад проговаривая)
С-С-С-С-С
(Дети, стоя на месте, произносят слова.)
Лопнул пузырь-
Ой, ой, ой
А ведь был такой большой!
(Дети медленно начинают сходиться в центр круга)
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Воспитатель: Ребята, нам нужно рассказать сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» и тогда волшебница расколдует наших героев. А рассказать нам поможет вот такая волшебная дорожка (выставляется мнемодорожка).
Воспитатель: А наш герой хочет проверить как вы знаете сказку и задать вам несколько вопросов.
-Кто пошел в лес дрова рубить?
-Что помешало им идти дальше?
-Что сказал Лапоть Пузырю?
-Согласился ли Пузырь перевести друзей на другой берег?
-Как вы думаете, почему Пузырь не захотел этого сделать?
-Что предложил Пузырь?
-Согласилась ли Соломинка?
-Что случилось с Соломинкой? Почему она переломилась?
-Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?
-Что случилось с Пузырем, когда он хохотал?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы. А теперь пойдем по волшебной дорожке, расскажем сказку и расколдуем друзей Пузырика.
(Рассказывание сказки по мнемодорожке)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас получилось, вы расколдовали героев сказки, они говорят вам «спасибо».
(выставляются картонные фигурки героев)
Воспитатель: Пузырик прощается с вами и вместе с друзьями возвращается в лес.