Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Учитель истории Слегина Р.Г. «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя. -определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок в 6 класс

Учитель истории: Слегина Р.Г.

«Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Цели и задачи:

- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя.

-определить степень влияния природно-климатических условий на образ жизни народов

Планируемые результаты:

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников

метапредметные: ( коммуникативные) организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные) формулировать новые задачи учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий, оценивать правильность решений.

( познавательные) работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности

Понятийный аппарат-палеолит ,мезолит, неолит, стоянки, родовая община.

ХОД УРОКА

Учитель сообщает тему урока: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

-как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

-на какие вопросы нам предстоит ответить сегодня?

(ученики высказывают свои предположения)

План урока?

1.Появление людей на территории современной России.

2.Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3.Зарождение родового строя.

4.Совершенствование орудия труда.

Проблемный вопрос

Можно ли утверждать,что древнейшие люди ,пришедшие на территорию современной России,прошли в своем развитии такой же путь ,как и остальные жители Земли?

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы начинаем изучение I главы, которая называется: «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Посмотрите на название главы, как вы думаете, о чем пойдет речь в процессе ее изучения? (Высказывание детей) -В процессе изучения первой главы мы узнаем о народах и государствах, которые располагались в нашей стране в древности.

Учитель: А изучение первой главы мы начинаем изучать с первого параграфа, который называется: «Древние люди и их стоянки на территории современной России», которое и является темой нашего урока, записываем ее в тетрадки (а учитель на доске).

Учитель:Посмотрите на название темы урока, как вы думаете, о чем пойдет речь?

Учитель:Верно, мы познакомимся с древними людьми, узнаем, когда и где они появились на территории современной России, познакомимся с их образом жизни, узнаем, как назывались их стоянки, выясним как зародился родовой строй, и как совершенствовалась их жизнь в процессе изменений климатических условий.

Учитель:В конце урока мы должны ответить на проблемный вопрос: «Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?».

-Речь пойдет о том, как выглядели древние люди, в какой период они появились и на какой территории современной России располагались.

Введение в новый материал.

Учитель:Давайте представим себя путешественниками во времени, попавшими в те древнейшие времена на территорию России.

. Итак, приступаем к работе.

-Готовы?

-Давайте перенесемся в далекое прошлое и проследим появление людей на территории современной России.

-Слушаем индивидуальное задание которое было задано на дом, где нам расскажут, когда и где появились первые люди, каков их образ жизни, в какой период.

После выступления дети задают вопросы

Учитель: Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.

Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ.

Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.

- Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево)

- Древнейший период существования человека назывался каменным веком.

Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:

Новые понятия: (Записи в тетради)

Учитель: мы узнали, когда и где на территории нашей страны появились древние люди, чем они занимались. Теперь поближе познакомимся с бытом и образом жизни древнего человека.

- Прочитайте материал на стр. 11 п. 2 и выполните задание (Заполнение таблицы)

Работа с картой

- Найти на карте древнейшие стоянки человека на территории современной России

-Перечислите все указанные стоянки (заполнение таблицы)

- Давайте проверим

Название

Место нахождения

возраст

Что найдено

Костёнки ( сл. 11)

Под Воронежем

35-45 тыс. лет

Орудия труда, украшения, произведения искусства

Сунгирь ( сл. 12)

Под Владимиром

25 тыс. лет

Фрагменты изделий древних жителей, восстановили одежду, оружие

Карпова пещера

( сл. 13)

Южный Урал

( Башкирия)

Обнаружили в 1959 г.

Различные рисунки

Денисова пещера

( сл. 14)

На Алтае

50 тыс. лет

Стоянки древних людей

Проведение физкультминутки

Учитель : Расскажите, что вы знаете о загонной охоте?

Учитель : Посмотрите на рис. с.13 Охота на мамонта. Какая деталь картины является недостоверной? (лук и стрелы)

40 тыс.лет назад изменился облик человека. Появился человек современного типа, человек разумный. Появился и новый коллектив. Вспомните, как он назывался? (Родовая община)

Первичное осмысление и закрепление

(5мин.)

Учитель : Итак, ребята, мы рассмотрели жизнь древних людей и их стоянки на территории современной России. И в заключении урока, ответьте на вопрос поставленный вначале урока: «Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своем развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?»

-Да, древние люди, пришедшие на современную территорию нашей страны, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.

Подведём итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

! – я думал (думала) иначе;

? – эта информация меня удивила;

x – мне было скучно.

Домашнее задание

Параграф №1, вопросы для работы с текстом параграфа,

№ 2 рубрики «думаем, сравниваем и размышляем» с. 14

III. Введение в новый материал.

1. Появление людей на территории современной России.

( сл. 5) Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.

- ( сл. 6-8) Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ.

Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.

- Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево)

- Древнейший период существования человека назывался каменным веком.

Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:

1) палеолит

2) мезолит

3) неолит

- Как им жилось? Трудно ли было выжить в одиночку?

- Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

-( сл. 9) Прочитайте материал на стр. 11 п. 2 и выполните задание №1 в рабочей тетради ( стр. 4)

- Давайте проверим ( сл. 10)

Название

Место нахождения

возраст

Что найдено

Костёнки ( сл. 11)

Под Воронежем

35-45 тыс. лет

Орудия труда, украшения, произведения искусства

Сунгирь ( сл. 12)

Под Владимиром

25 тыс. лет

Фрагменты изделий древних жителей, восстановили одежду, оружие

Карпова пещера

( сл. 13)

Южный Урал

( Башкирия)

Обнаружили в 1959 г.

Различные рисунки

Денисова пещера

( сл. 14)

На Алтае

50 тыс. лет

Чтение дополнительного материала ( стр. 21- 24)

3. Зарождение родового строя

- ( сл. 15) Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Лёд сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Что же происходит со всем живым? Правильно, вымирают. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади.

- Тяжело ли было человеку приспосабливаться к новым условиям? Почему?

- На охоту стали выходить небольшими группами. Давайте вспомним из курса истории Древнего мира , как человек осуществлял охоту ( стр. 12 – со слов « На охоту выходили целыми группами…» до стр. 13 ( 1 абзац)

- С тем, как люди приспособились охотиться мы узнали, а как же им приходилось защищаться от холода?

- Техника изготовления орудий совершенствуется. Техника обработка камня становится совершеннее, орудия труда – разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий или растительных волокон.

- Давайте вспомним, что такое род? ( группа кровных родственников, живущих на одной территории, едущих одно хозяйство, скот, утварь и т.д._

- Что такое племя? ( несколько живущих по соседству родовых общин)

- Что такое община?

4. Совершенствование орудий труда.

- ( сл. 16) Прочитайте самостоятельно п. 4 ( стр. 13-14) и расскажите, в чём заключалось усовершенствование орудий труда.

- Какой же вывод вы для себя сделали?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Покажите на карте места стоянок древнего человека?

- Каковы основные занятия древних людей?

- Что такое присваивающее хозяйство?

- Давайте вернёмся к проблемному вопросу урока : « Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Выскажите своё мнение.

- Продолжите предложения ( сл. 17)

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Меня поразило …

- Своей работой на уроке я …

Материал урока был для меня ….

- На следующем уроке я смогу легко…

( сл. 18)

- Перед вами две картинки. Выберите ту, которая будет отражать ваше настроение и работоспособность на уроке

V. Домашнее задание:

§ 1, вопросы, рабочая тетрадь

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области