Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 11"
Сборник методических разработок по литературному чтению к УМК «Школа России» (ФГОС), учебник
«Литературное чтение» в 2х ч. 4 класс, изд. «Просвещение», 2016 г.
Составила: Иванова С. Ю., учитель начальных классов
г. Гремячинск, 2021 г.
В сборник вошли педагогические материалы, которые изучаются детьми на уроках литературного чтения в 4 классе в разделе «Поэтическая тетрадь» (4 часа).
Цель сборника – систематизация и обобщение опыта методической работы педагогов, повышение профессионального уровня педагогов, оказание помощи в распространении инновационного педагогического опыта. Сборник предназначен для педагогических работников с целью использования в научной и учебной деятельности.
Содержание
Конспект урока на тему: «В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения; определять средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать грамотную, выразительную речь
Планируемые образовательные результаты:
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.).
Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.
Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает.
Оборудование: репродукции картин по теме урока, портрет В.Я.Брюсова, карточки с текстом для речевой разминки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес,
Сон в страну свою унес
Всех.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса (с ускорением, шепотом, скороговоркой, выразительно).
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
– Сегодня мы открываем новый раздел.
– Как он называется? («Поэтическая тетрадь»)
– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.
– Чем стихи отличаются от прозы?
– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.
- Прочитайте тему урока.
– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. -Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова.
III. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством В.Я.Брюсова.
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры.. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.
Физминутка
IV. Работа над стихотворением «Опять сон».
1.Чтение стихотворения учителем (с. 68 – 69)
- Почему стихотворение называется «Опять сон»?
Словарная работа.
Объясните значение слов:
Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.
Гиппопотам – бегемот.
Утес – высокая скала.
Ворох – куча, груда.
Виденья – что-то, возникшее в воображении.
Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).
Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.
Подбирают синонимы и антонимы
к словам: Упрямо – настойчиво. Возмущать – успокаивать.
Самостоятельное чтение стихотворения про себя.
Работа по вопросам и заданиям (1 – 4) учебника.
Работа с иллюстрациями.
Выразительное чтение стихотворения.
2. Чтение и анализ стихотворения "Детская"
- Прочитайте стихотворение.
- 0 чем оно? Какое настроение передает?
- Какие образы ты представляешь, когда читаешь текст?
- Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?
- Какие слова подсказали тебе отгадку?
- Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
V. Рефлексия
- Продолжите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …
* На уроке мне понравилось …
* После урока мне захотелось …
VI. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?
- Каким настроением проникнуты стихи? Почему?
- Чем отличаются стихотворения друг от друга?
VII. Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений В. Я. Брюсова.
Конспект урока на тему: «С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
Цель: познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А.Есенина; пополнять биографические знания о поэте; обогащать словарный запас.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержания произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. Учащиеся оценивают чтение друг друга.
IV. Введение в тему. Актуализация знаний
1 Чтение стихотворения о Есенине
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты …
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты … (Н. Браун «Сергей Есенин»)
Учитель: Чем мы сегодня будем заниматься? А зачем? (задача урока)
Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями. Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? – Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко".
Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слова
1. Черёмуха душистая…
(с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила)
2. Поёт зима, аукает……
(Мохнатый лес баюкает)
3. Воробышки игривые….
(Как детки сиротливые,
Прижались у окна)
4. Белая берёза…
(Под моим окном принакрылась снегом, точно серебром)
2.Сообщения учащихся (биография С.А.Есенина)
А сейчас нам ребята расскажут о С.А.Есенине.
Ученик 1.
В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.
У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Сережа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
Ученик 2.
Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.
Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским педагогом.
Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.
- Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.
Ученик 3.
В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.
Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать деньги на билет. Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не сбылась.
Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало.
Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.
V.Работа над стихотворением
1.Вступительная беседа
-Любите ли вы сказки?
Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?
Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?
Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?
Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.
2.Первичное ознакомление с произведением
Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».
3.Первичные впечатления учащихся
Какое настроение оставило у вас стихотворение?
Какими вам показались дети?
На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?
Случалось ли с вами подобное?
С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?
4.Словарная работа
Объясните значения слов:
Задворки – место за дворами, позади изб.
Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая
Гурьба – шумливая группа людей.
Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.
Галдеть – громко говорить, орать.
Брести – идти с трудом, тихо.
Пригорок – небольшой холм, бугор.
Подберите синонимы к слову
Притворяться – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид …
Подберите антоним к слову
Загалдеть – замолчать
5. Работа над выразительностью
Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,
Чтение – мальчики, девочки
Чтение хором
Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
VI. Итог урока
Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?
С каким чувством вы уходите с урока
VII. Рефлексия
Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»
VIII.Домашнее задание: перечитать ещё раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению.
Конспект урока на тему: «М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...».
Цель: познакомить учащихся с творчеством и жизнью М. И. Цветаевой; научить понимать поэзию и передавать настроение стихотворения через его прочтение; развивать умения анализировать поэтическое произведение; развивать внимание и память, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к литературе, к поэзии.
Оборудование: учебник, биография поэтессы, портрет М. И. Цветаевой, выставка ее лучших сборников и произведений, аудиозаписи песен на стихи Цветаевой.
Ход урока
I.Организационный момент
И так, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Начнём сейчас урок.
Какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!
Проверка готовности к уроку.
II.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания ( 3- 4 человека – выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», 3 – 4 человека – проверка стихотворений С. А. Есенина наизусть (на выбор).
Беседа с учащимися:
- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?
- Как вы думаете, почему раздел называется «Поэтическая тетрадь»?
- А с какими поэтами и произведениями мы с вами познакомились?
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с поэтессой Мариной Ивановной Цветаевой (вывешиваю портрет поэтессы). Мы научимся анализировать поэтические произведения, передавать настроения стихотворения через его прочтение.
III.Работа по теме урока
Рассказ учителя о жизни и творчестве поэтессы.
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года. Впервые Цветаева начала писать стихи в раннем детстве. Тогда ее талант укладывался в четверостишья. Писала она не только на русском, но и на немецком и французском языках. В семье Марина была не единственным ребенком: у нее имелись сестра Анастасия и сводный брат Андрей. Образование они получили лучшее, какое только можно было получить в то время. Она ходила в музыкальную школу, занималась изучением иностранных языков, посещала католическую школу и даже получила образование за границей, в Германии. Отец работал в Московском университете профессором кафедры искусств и всемирной истории. А мать, москвичка с польско-немецкими корнями, все свое время уделяла детям, их воспитанию. Но она рано умерла, оставив детей на попечении отца.
Первый сборник стихов Марины Цветаевой вышел в 1910 году под названием «Вечерний альбом». Этого хватило, чтоб его заметили самые заядлые критики того времени. Марина Ивановна писала и для детей.
Ребята, более углубленно с жизнью поэтессы вы познакомитесь в старших классах.
Работа по учебнику с. 72
Первичное восприятие текста
Чтение учителем стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»
Беседа по тексту
- О чем стихотворение?
- Какие чувства, эмоции у вас возникают.
5) Словарная работа
Ока – река, которая берет свои истоки из небольшого родника в с. Александровка Орловская область. Длина реки 1498 км. В Оке много рыбы (лещ, плотва, щука, т.д.)
Мальвы – цветы. Цветы бывают белые, розовые, желтые, лиловые, красные. Это лечебное растение. Мальвы обладают противовоспалительными свойствами. Возле мальв постоянно роятся шмели и пчелы.
- Ребята, а какие бы вы выбрали цветы, чтобы, например, собрать букет для ваших мам или бабушек? (Ответы детей)
Физминутка
(на внимание)
Учитель хлопает в ладоши один раз – дети поднимают руки вверх, учитель хлопает два раза – дети встают или садятся (если уже стают).
IV.Закрепление
Повторное прочтение поэзии.
Беседа по тексту
- О чем же это произведение?
- Какими чувствами переполнена эта поэзия?
- С каким настроением ты б прочитал это стихотворение?
Прочтение детьми стихотворения по цепочке по строфе (упражнение для развития навыков выразительного чтения)
Работа в парах
Работая в парах, дети читаю друг другу стихотворение шепотом по очереди.
Прослушивание аудиозаписи «Бежит тропинка с бугорка»
- Ребята, стихи Марины Ивановны Цветаевой положены на музыку. Сейчас я предлагаю вам прослушать песню «Бежит тропинка с бугорка». Закройте глаза, и попробуйте представить картины, которые описаны.
Прослушивание песни
Беседа с учащимися «Тема стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»
Игра «Ассоциация»: С чем у вас ассоциируется слово «детство»?
V. Домашнее задание:
С. 72 – 73 выразительное чтение, отвечать на вопросы после текста. С. 73 – анализировать поэзию: определить главную мысль текста, о чем хотел нам сказать автор.
Выразительное чтение стихотворения, отвечать на вопросы после текста.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал…
- удивился …
- задумался …
- запомнил…
- научился …
- повторил…
- не понял…
- Скажите, какой раздел мы сегодня с вами продолжили изучать?
- А с какой поэтессой познакомились?
- Что понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
Конспект урока на тему: Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь».
Цель: создание условий для обобщения знаний учащихся по изученному разделу «Поэтическая тетрадь».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать авторов и произведения изученного раздела;
Уметь определять автора по произведению;
Уметь ориентироваться в содержании изученного произведения.
Личностные:
Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.
Оборудование: раздаточный материал(тест).
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок.
Теме подведём итог.
Будем знания обобщать
На вопросы отвечать
И контрольную писать.
II. Постановка темы и задач урока.
- Какие знания мы будем обобщать?
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
- На уроке мы обобщим полученные знания, расширим свой кругозор - познакомимся с интересными фактами из жизни поэтов.
Будем читать стихотворения наизусть, говорить об их поэтических особенностях, отвечать на вопросы, работать в парах, обмениваясь мнениями, сочинять, развивать память, мышление, творческие способности.
- А что станет итогом нашего обобщения? (проверочная работа)
III. Обобщение и систематизация знаний.
- Вспомните, как назывался раздел, произведения которого мы закончили изучать? (Поэтическая тетрадь)
- Какое название вы дали "Поэтической тетради? ("Мне вспомнились детства далекие годы", «Воспоминания о детстве»)
- Что объединяет эти произведения? (Авторы делятся с нами своими яркими воспоминаниями из своего далекого детства)
- Может ли взрослый человек снова попасть в мир детства?
- Поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Им для этого нужны лишь бумага, ручка или карандаш.
- Сможем ли мы с вами перенестись в Страну Чужого Детства? Что нам необходимо для этого?
Детские годы поэтов и их творчество.
- Давайте вспомним авторов, с произведениями которых мы познакомились в этом разделе.
1.Брюсов.В.Я.
Он родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и его отец. Читать он научился в четыре года по газетам. В восемь лет начал сочинять первые стихи.
Рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. В десятилетнем возрасте мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.
- Каким вы увидели маленького Валеру Брюсова?
(Подвижным, любознательным мечтателем)
2. Беседа стихотворение «Детская»
- Из какого произведения мы узнаем о любимой детской игре? («Детская»)
- Что это за игра?
- Каким настроением проникнуто это произведение? (Весёлым, задорным … Все дети любят играть, и поэт передал настроение ребят во время любимой ими игры «Палочка-выручалочка» или «Догонялки», «Пятнашки»)
3. Стихотворение «Опять сон»
- Какое ещё стихотворение этого поэта мы читали? («Опять сон»)
- О чём оно?
- Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?(Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём)
4. ИГРА « ЗНАТОК» (работа в парах)
- У вас на парте лежат разрезанные строки из стихотворения В. Брюсова «Опять сон». Вам надо быстро составить правильное четверостишие и прочитать его.
Глушь пустынь, заката тишь. Через травы и камыш. Мне опять приснились дебри, Жёлтый лев крадётся к зебре | Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре Через травы и камыш. |
Он родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ему шел третий год, когда отец уехал в Москву. Мальчик рос под присмотром деда и бабки по материнской линии. Но гораздо больше времени он проводил со своими дядьями. Один из них старым дедовским способом учил мальчика плавать: бросал в воду с лодки. Для другого он был "охотничьей собакой" и доставал подстреленных уток. Он стал отчаянным сорванцом: отважно лазил по деревьям, дрался и вечно был в царапинах. Бабушка его ругала, но при этом любила внука. От нее и услышал будущий поэт задушевные песни, народные сказки, духовные стихи. С пяти лет его учили читать, и за короткое время он "освоил" любимых писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Толстого. В девять лет уже сочинял сам, а начальную сельскую школу окончил с похвальным листом.
- Каким предстал перед вами маленький Сергей Есенин? (Отчаянным сорванцом, ловким, умеющим постоять за себя, умным)
6. Чтение наизусть стихотворения «Бабушкины сказки»
7. Цветаева М.И.
Родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Ее отец - основатель московского Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать - пианистка. Стихи начала сочинять с пяти лет. Но больше всего на свете она любила читать. В 1910 году (в 18 лет) на собственные деньги издала первую книгу "Вечерний альбом", в которой прощается со своим детством. Здесь и детское понимание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, переливы фантазии и реальности. Счастливая пора детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий была прервана смертью матери.
- Какой вы представили маленькую Марину Цветаеву? (Любознательной, начитанной, целеустремленной, стремящейся к одиночеству)
– Какие произведения Марины Цветаевой мы прочитали в этом разделе?
IV. ФИЗМИНУТКА
V. проверочная работа. Тест.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Всё ли удалось выполнить нам на уроке?
- Какие задания вам понравились больше всего?
На партах у вас лежат разноцветные листочки. Если вы хорошо работали на уроке возьмите зелёный листочек, если в чём-то испытывали затруднения – жёлтый, если у вас ничего не получалось – оранжевый. На выбранном вами листочке напишите одно слово, которое связывает вас с воспоминаниями о детстве, и приклейте его на «Дерево детства».
Под песню «Куда уходит детство» (муз Александра Зацепина, сл. Леонида Дербенёва) наклеивают листочки.
VIII. Домашнее задание.