Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Лэпбук как средство формирования креативной и познавательной активности младших школьников»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза П.М. Однобокова города Георгиевска"

Описани опыта работы на тему:

«Лэпбук как средство формирования креативной и познавательной активности младших школьников»

Автор работы:

Кратова Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

г. Георгиевск, 2021 г.

Актуальность

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить обучающихся ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти обучающегося, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на учебных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества является использование на учебных занятиях методики создания Lapbook.

Собственно что такое Лэпбук?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap –колени, book - книга).

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. У нас в стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Но, на данный момент лэпбукинг – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый по всему миру.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка), - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме.

Актуальность опыта состоит в том, что современным детям необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, размышлять. В этом поможет школьникам метод лэпбука, направленный на развитие и формирование внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения ассоциировать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку. Если ребенок сам работает с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе я отдаю этому методу.

Отсюда новизна опыта, который состоит в поиске новых необычных и современных форм взаимодействия со школьниками. Ведь на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое ориентировано на развитие творческих способностей, формирование у школьников энтузиазма к созидательной деятельности.

В данной работе будут рассматриваться следующие вопросы:

За время работы в школе я познакомилась с некоторыми методами, в частности с таким методом как лэпбук. Этот метод для меня был новым и чрезвычайно увлекательным. В своей практике я начала использовать данную методику и сразу увидела результаты. У детей появился интерес к предметам.

Для более успешного результата на начальном уровне овладения детьми навыками создания лэпбука, я привлекала родителей, дети совместно с взрослыми придумывали задания и упражнения для закрепления пройденного материала. Данный метод я использовала и при работе в малых группах, что способствовало творческой и организованной деятельноссчти обучающихся.

Хочу выделить тот факт, что работая индивидуально и в группе, дети учатся самостоятельно ставить цели и задачи, тем самым они учатся быть самостоятельными, сплоченными, раскрывают свой потенциал, учатся сотрудничеству, выражают свои мысли по теи или иным дисциплинам, вопросам, что играет положительную роль в обучении.

Понятие «лэпбук» и его значение

Что такое лэпбук? По сути лэпбук представляет собой портфолио или коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую обучающийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях обучающегося.

Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает обучающийся, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься обучающимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, обучающиеся часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Именно в такие моменты педагог понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от обучающегося, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся, так как для студента со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка (исследовательскую, с выводами, с причинноследственными связями) бывает сложно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одногруппника, у которого успеваемость на порядок выше. Необходимо отметить, что применение лэпбука на учебном занятии и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин.

Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда обучающиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. Еще один плюс – это то, что большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с педагогом. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или обучающегося в отдельности, чтобы у одногруппников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

При разработке Лэпбука подходит все: рисунки (нарисованные или готовые), вырезанные тексты, цветная бумага, буквы и многое другое. Каждый раздел лэпбука дает ребенку сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Книгу на коленях можно пролистывать и пересматривать, вспоминая пройденную информацию. На протяжении учебного года можно создать целую серию лэпбуков, дополняя его разным материалом, тем самым развивается не только активный словарный запас, но и пассивный.

К примеру, уже на начальном этапе обучения появляются разделы, связанные с определенной темой. Таким образом, можно создавать разные по содержанию и оформлению лэпбуки, которые будут рассказывать о разных аспектах.

Из практики, хочу дополнить, что мои ученики принимают активное участие в изготовлении лэпбуков. Мискарян София создала свой лэпбук по теме «комнатные растения», где были разные разделы. Она представила свою книгу классу, рассказал об особенностях своего лэпбука.

Мокаев Мурат и Даниелян Армен совместно создали серию лэпбуков, где Армен начинал собирать материал, а Мурат дополняла книгу, обращаясь к различным источникам. Я считаю, что создание лэпбуков положительно влияет на эмоциональную сторону детей и взрослых.

Показать практическое использование ЛЭПБУКА в педагогической деятельности.

Педагогам небходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у педаога появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Лэпбук не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на учебном занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать обучающимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

В настоящее время лэпбук является новейшим способом организации учебной деятельности, это одновременное и игра, и творчество, и познание и исследование нового, и повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интресный вид совместной деятельности. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно- игровой форме.

Данные тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного обучающегося с его уровнем знаний, распространены также и «коллективные» тематические папки – лэпбуки. Работая над созданием лепбука обучающийся запоминает информацию, в ходе работы с тематическим материалом им проводятся наблюдения, выполняются задания, так же, он изучает и закрепляет ифнформацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, он может освежить свои знания по той или иной теме.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы по определенной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае обучающийся будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего и дидактического пособия.

Делая вывод, хочу сказать, что современные дети увлекаются гаджетами, готовы смотреть телевизоры целый день, тем самым «запускают» учебу. Я согласна, что использование интернет ресурсов важно в современном мире, но не стоит забывать о творчестве, о семье.

Создание лэпбука позволяет решить ряд задач современного образования, давая ученикам не только знания предмета, но и обучая их шире смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, креативно подходить к вопросу организации и подбору информации.

Я предлагаю использовать лэпбук в школе и в детских садах.

В современных условиях образования, учителю необходимо искать новые методы, приемы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность. Личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может своеобразно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Данная методика дает возможность подготовить личность, которая будет готова к новой жизни в современных условиях.

Лэпбук — это простой метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, не причиняя вреда здоровью. Ведь используя компьютерные технологии на уроках, мы наносим вред здоровью. Во время изготовления лэпбука мы развиваем не только творчество и фантазию, мы развиваем мелкую моторику. Ребята могут ходить по классу, делясь информацией.

В завершении, хочу сказать, что мы должны подготовить людей, которые в дальнейшем смогут быть проницательными, находчивыми, яркими. Профессия учителя очень сложная, но в то же время очень интересная. Мы каждый раз должны учиться, чтобы учить. Быть интеллектуалами, и в то же время актерами. Искать что-то новое, чтобы у школьников не пропадал интерес к учебе. На сегодняшний день сложно, чем-то удивить подрастающее поколение, так вот данная методика, поможет нам в обучении школьников.

Используемая литература

1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук - «наколеннаякнига» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективыразвития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

Интернетичсточники

1. http://www.homeschoolshare.com/Lapbooks_at_HSS.php.

2. http://www.babyblog.ru/community/post/weeks/159859.

3. https://r http://www.tavika.ru/2013/06/lapbookcrow.html.

4. u.pinterest.com/Antavika/lapbook/

5. http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области