Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Игра является одним из самых интересных видов человеческой деятельности, ведущей деятельностью дошкольника, а также средством его всестороннего развития и важным методом воспитания.

Сюжетно – ролевая игра – это главный вид игры ребенка старшего дошкольного возраста. Охарактеризовав ее, С.Л. Рубенштейн писал о том, что этот тип игры наиболее самопроизвольное проявление ребенка и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей свойственны главные черты игры: эмоциональная яркость и энтузиазм детей, самостоятельность, энергичность, творчество.

Игра по сути – деятельность отражательная. Главный источник, питающий игру ребенка старшего дошкольного возраста, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. Кроме того, что игра занимает значительную часть свободного времени ребенка, она служит средством для качественных изменений в его самосознании.

Тематика игр с течением времени может изменяться – от игр с бытовым сюжетом, до общественно трудовых отношений, затем все может перейти к играм, отражающим разнообразные общественные события и явления.

В играх старших детей начинают отражаться ситуации не только из общественной жизни, но и поступки взрослых, например, мама проявляет заботу о своей дочке, при этом не только одевает ее и купает, но и воспитывает, читает ей книжки на ночь, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и достаточно заботливо может произнести фразы, которые успокоят больную, уговорит ее не плакать. Это происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.

В игре ребенка старшего возраста четко можно проследить несколько этапов. Например, подготовка, распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление аксессуаров для игры совместно со взрослым. Постепенно в процессе договоренности дети приходят к единому мнению и начинают обсуждать некоторые нюансы сюжета, его направленность и линию поведения в игре. К элементарному планированию относится такое действие – решается, что сначала нужно покормить детей, потом погулять, а потом поиграть. Дети начинают обсуждать процесс игры уже исходя из возможностей друг друга, поэтому впервые подобные желания возникают у тех детей, которые играют вместе.

Сговор требует уже значимых умений детей, поэтому тут отчасти необходима помощь взрослого. Под руководством воспитателя формируются умения, которые способствуют подготовки ситуации игры, игрушек, а также сооружаются объекты игры, которые не достают для успеха.

С возрастом количество играющих увеличивается. Если в младших группах в игре участвуют 2-3 ребенка, то в старших группах количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

Для того, чтобы игра, которая возникает в среде дошкольников могла гармонично развиваться и воздействовать на коммуникативные способности дошкольников, развивая их она должна быть очень грамотно организована. Воспитатель дошкольного учреждения должен достаточно активно разбираться не только в особенностях детской игры, но и уметь организовать ее. Все это требует большого искусства, любви к детям, организаторских способностей, которые основаны на знании психологии и педагогики игровой деятельности старших дошкольников.

Л.С. Выгодский подчеркивает, что игра является не только фактором настроения, эмоций ребенка, но и важным фактором развития функций мозга, сердечно – сосудистой, нервной систем организма. Ход всех жизненно важных физиологических и психических процессов в организме рабенка связан с удовлетворением потребностей в активности, новых впечатлениях, проявлении здоровых эмоций, с этой точки зрения, игра является уникальным средством всестороннего развития ребенка- дошкольника.

Отличие игр старших дошкольников от младших детей заключается в том, что центром их игрового мира становится не предмет, а человек, общество людей, и конечно, их действия и взаимоотношения. Прямо или косвенно, но именно взрослым принадлежит решающая роль в развитии коммуникативных умений в детской игре. Нередко ребенок прямо или косвенно цитирует точку зрения взрослых на затронутую в игре проблематику, а в игровых отношениях с товарищами моделирует их поступки. В качестве игрового сюжета дети склонны выбирать те вопросы, которые приходится решать близким им взрослым. Разумеется, что и в качестве игровых объектов они используют явные или мнимые предметы из практики взрослой жизни. Согласно Д.Б. Эльконину, в игровой деятельности дошкольников часто процесс становится важнее результата, а ее качество определяется количеством эмоциональных и познавательных достижений, полученных во время игры.

Крайне важно, что сюжеты игровой деятельности детей дошкольного возраста не предопределены заранее, они формируются в реальном времени детским коллективным воображением, тем самым развивая его. Достаточно часто в процессе игры те или иные предметы меняют свои функции и начинают играть иные роли. Так, в процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников детское воображение формирует образы, которые воплощаются посредством развития игровых событий. Кроме сюжета такая игра имеет содержание, определенные правила, предусматривает те или иные игровые действия, ролевые отношения, нередко переходящие в реальные, а также истинные предметы и их заместители.

Неотъемлемой составляющей игры дошкольников являются роли, в которых отражается «детский взгляд» на поведение взрослых людей в тех или иных ситуациях и принятым в обществе нормам. Для игры дети могут выбирать как хорошо знакомые им сферы жизнедеятельности взрослых, так и те, которые представляют живой позитивный интерес и стимулируют к размышлениям.

Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития. В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у сверстников эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций. Это постоянное встречное выражение эмоций повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности, что повлияет на развитие социальных отношений. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоций, формирующейся в дошкольном детстве.

В старшем дошкольном возрасте происходит закрепление первоначальных нравственных представлений. В процессе общения главным становится не заучивание правил, а овладение ребенком культурой взаимоотношений, в которой раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, сопереживание и понимание. Все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения, т.е. с такими поступками и формами общения, которые основаны на нравственности, эстетическом вкусе, а также соблюдении определенных норм и правил. В процессе общения идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Именно общение стимулирует развитие речи, оказывая положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Именно с развитием речи, воображения, памяти, мышления, обусловленным взаимоотношениями со взрослыми людьми у ребенка формируются способности к внеситуативно-познавательному общению. Как упоминалось выше, до 4-х летнего возраста важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком. В возрасте с 4-х до 6-ти лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. К старшему дошкольному возрасту потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются творческая игра и другие виды деятельности коллективного характера. Старшие дошкольники способны самостоятельно наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание их потребности в общении. На основе этого можно сделать вывод о том, что организуемая взрослым практика общения с детьми, обогащает и преобразует их коммуникативные потребности и стимулирует формирование коммуникативных навыков.

Наиболее благоприятные условия для этого создает сюжетно-ролевая игра. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах педагогов Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко.

Театрализованные игры играют важное значение в развитии коммуникативной сферы дошкольников. Общность действий, наличие эмоциональных переживаний создает особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки. Вопросы, поставленные взрослым, заставляют их думать, делать выводы, обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй.

Для развития коммуникативных умений необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания, взгляды.

В дошкольном возрасте впервые проявилась потребность в хорошем отношении к себе со стороны окружающих людей, желание быть понятым принятым ими. Дети в игре присматриваются, оценивают друг друга, и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело.

В процессе игры и подготовки к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В таких играх, дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Таким образом, игровая деятельность как один из её видов является эффективным средством социализации старших дошкольников. Игры способствуют развитию доброжелательного общения между сверстниками, помогают детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации, которые возникают при подготовке к разыгрыванию. Дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, учитывать их в своих действиях.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области