Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование речевого дыхания у старших дошкольников

Познакомить коллег с условиями формирования речевого дыхания дошкольников в ДОУ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Новокузнецкий педагогический колледж»

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Выпускная квалификационная работа

Рычагова Дарья Анатольевна

Группа 3 – 18 ОЗО

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Научный руководитель:

Преподаватель

профессионального модуля

Сидорова Ольга Феликсовна

Новокузнецк, 2021

Оглавление:

Введение

Глава I. Теоретические основы развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Выводы по I главе

Введение

Предлагаемая выпускная работа посвящена вопросу формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Актуальность исследования определяется несколькими моментами. Многие исследования (отечественные и зарубежные) доказали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60 - 70% (по данным Л.А. Щербаковой), по данным Е.М. Мастюковой - 70-80%. Одной из главных проблем логопедии является коррекция дизартрии в дефектной структуре, которая выявляет не только нарушения воспроизведения звука, но и просодические компоненты речи. Именно мелодико-интонационные расстройства наиболее негативно влияют на интеллектуальность, читаемость, эмоциональную выразительность устной речи при дизартрии.

Формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией протекает в более сложных условиях. У них прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой, двигательной и психической недостаточности (Л.О. Бадалян, В. И. Бельтюков, И. И. Жинкин, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова).

Смазанная, непонятная речь не дает возможности для четкого слухового восприятия и контроля, что еще больше тормозит развитие всех компонентов речи, затрудняет ее использование, как средства коммуникации. Отсутствие голосовых средств для выражения тонких чувств мысли, как отмечал Н. И. Жинкин, тормозит развитие точного тонкого в деталях мышления и чувств ребенка, что в дальнейшем вызывает трудности в усвоении школьного материала.

Кроме того, исследователи отмечают, что невнятная речь не только затрудняет коммуникацию, но и отрицательно влияет на формирование личности в целом.

Таким образом, одной из важнейших задач работы с детьми – дизартриками является формирование правильного речевого дыхания.

В данное время недостаточно выявлены условия для формирования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в ДОУ.

Противоречие между задачей формирования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста и недостаточным выявленными условиями для ее решения.

Каковы условия для формирования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста у детей с дизартрией.

Объект исследования: формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Предмет исследования: условия формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать условия формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

2. Выявить уровень сформированности речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, проанализировать полученные результаты.

3. Создать и реализовать условия для формирования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на практике в ДОУ.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (анализ литературы по проблеме исследования, изучение медико - педагогической документации) и практический (наблюдение, эксперимент).

Практической значимостью исследования являются выявленные и апробированные на практике условия для формирования речевого дыхания , которые смогут воспроизвести как работники ДОУ (воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре), так и родители детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Глава 1. Теоретические основы развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Просодия – совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Через качества речи, как тембр, высота и сила голоса, пауза, темп, мелодика, ритм, речевое дыхание, дикция, полетность голоса, логическое ударение, модуляция голоса реализуется интонационно – выразительная сторона речи. Просодическая сторона речи определяет выразительность, разборчивость, эмоциональное влияние в процессе коммуникации, несут семантическую нагрузку. Краткая просодическая единица – слог или мора (от лат. «промежуток времени»). В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма – отрезок высказывания. Это ритмический элемент устной речи. Синтагма связана не только со смыслом, но и с синтаксисом и интонацией [Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. :Астрель, 2007. – 345 с.]

Просодия – высший уровень развития языка, а генетически просодические средства языка древнее, чем словесные по мнению Жинкина Н.И. уже в младенческом периоде уже начинаются проявляться просодика [Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. — М. : Директ- Медиа, 2008. – 90 с.].

Первое упоминание термина «просодия» можно встретить в трудах древнегреческих грамматистов, он обозначал дополнительные особенности речи, которые не зависят от основной артикуляции звука. Л.И. Белякова писала, что под просодией следует понимать членение речи и соединение расчленённых частей, таких как расстановка ударений, повышение и понижение основного тона, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения» [Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 76 с., с.76].

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследования различных областей научного знания. Одним из важных компонентов просодии является дыхание. Дыхание является физиологическим процессом, не зависимым от сознания человека, основанным на вдохах и выдохах. Речевое и обычное физиологическое дыхание отличаются друг от друга. Физиологическое дыхание - это ритмически чередующиеся вдохи и выдохи, примерно равные по длительности, то вдох при речевом дыхании на порядок короче выдоха. Во время произношения речи выдох происходит главным образом через рот, он немного замедлен, на порядок дольше, чем вдох (при обычном дыхании вдох и выдох совершаются только через нос) [Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. Пособие / Л.И. Белякова.- М.: Книголюб, 2005. - 55с. [Электронный ресурс: http:// www.twirpx.com/file/256351] - (Дата обращения: 15.01.17)].

Савкова З.В. дала следующую характеристику четырех качеств речевого дыхания:

Перед началом речи в норме происходит наиболее глубокий и быстрый, чем в покое, вдох. «Речевой» вдох характеризуется наличием некоторого объема воздуха, поддерживающего подскладочное давление. Огромное значение для того, чтобы озвучить связное высказывание, имеет рациональный способ расходования струи воздуха. Период выдоха становится настолько длинным, насколько нужно звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания. Речевое развитие вырабатывает специфические "речевые" механизмы дыхания и, как следствие, специфические "речевые" движения диафрагмы. Во время произношения устной речи диафрагма постоянно совершает тонко дифференцированные движения вдоха и выдоха, притом колебательные движения происходят в процессе общего непрекращающегося выдоха.

Здесь заключен парадокс речевого дыхания, который описал Н.И. Жинкин [Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. — М. : Директ- Медиа, 2008. – 90 с.].

При произношении каждого звука речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и этим повторяет артикуляцию речевых эффектов (гортани, глотки, языка, губ). Центральными механизмами точно регулируется и координируется движение диафрагмы в процессе речевого выдоха и других органов. Моменты речевых вдохов и выдохов согласуются с лингвистической конструкцией текста и совпадают с лингвистическими (синтагматическими) паузами. Такие паузы - универсальное средство разделения речи на интонационно смысловые единицы. Они появляются на стыке предложений и синтагм, в ходе устных спонтанных высказываний и при чтении текста.

Наиболее полезен для речевого процесса диафрагмальный тип дыхания так, как этот тип дыхания сопровождается работой межреберных мышц, диафрагмы, косых мышц живота. Также он называется фонационным. Он характеризуется:

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков и голоса. С помощью него зависит правильность голосообразования, правильность усвоения звуков, способность к изменению силы из звучания, верное соблюдение пауз, сохранение плавности речи, изменение громкости, использование речевой мелодики [Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2016. - 240 c.].

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику (Г. В. Артоболевский, 3. В. Савкова, М. И, Фомичев, М. Е. Хватцев, Э. М. Чарели).

Э. М. Чарели указывает: от правильного речевого дыхания «зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамическихэффектов, музыкальность речи».[Э. Чарели. Как развить дыхание, дикцию, голос. / Э.М. Чарели. – Екатеринбург: Дом учителя. 2000г.].

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р.Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.[Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000.]

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.

Возникает вопрос: как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем отвечать на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивают неразрывность и плавность звучания речи.

З.В. Савкова в своих исследованиях отмечает, что фонационное дыхание дает значительное количество энергии для голоса, а также участвует в выравнивании силы звучания звуков.

Таким образом, произношение звуков имеет тесную связь с дыханием. Нормальное звукообразование обеспечивается правильным речевым дыханием. Также от речевого дыхания зависит громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности. Речевое дыхание называют фундаментом формирования устной речи. Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его научить правильному дыханию.

Распространённым видом нарушений является дизартрия, то есть обусловленное недостаточной иннервацией органов речевого аппарата, стойкое нарушение произносительной стороны речи [Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе/ А.А. Петрова// Вестник Волгоградского государственного университета, № 1, 2009. – С. 17- 18.].

Главным признаком, отличающим дизартрию от других нарушений произношения, является то, что в этом случае страдает вся произносительная сторона речи, а не произношение отдельных звуков. У детей наблюдается ограниченная подвижность мимической и речевой мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется смазанным, нечетким звукопроизношением; голос у него слабый, тихий, а в редких случаях, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен, темп речи может быть замедленным или ускоренным, речь теряет свою плавность [Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб., 2003. [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/5/0146/5_0146-2.shtml]].

Речь нечленораздельна, местами «хлюпающая». Часто искажено произношение звуков раннего онтогенеза: [б], [п], [д], [т], [м], [г], [к], [х]. Нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков. Преобладает межзубное и боковое произношение свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Оглушаются звонкие согласные, смягчаются твердые согласные. Все дефекты звукопроизношения дизартрии, в зависимости от типа нарушения можно разделить на два вида: антропофонические (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). При дизартрии наиболее типичными нарушениями звукового строя речи считается искажение звуков. Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ.

Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (слабый, тихий, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, прерывистый, назойливый, хриплый, напряжённый, гортанный) Нарушения дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох обычно происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии [Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей/ Е.Ф.Архипова. – М., 2007. – 150 с].

Причинами возникновения дизартрии, как правило, являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (патология плаценты, токсикозы, вирусные инфекции), в момент рождения (стремительные или затяжные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозговых оболочек и мозга: менингоэнцефалит, менингит и прочее) [Бабина, Г. В., Белякова, Л. И., Идес, Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.].

Сейчас являются распространёнными минимальные (стертое) дизартрические расстройства (МДР) – это нарушение речи центрального генеза, которое характеризуются комбинаторностью расстройств речевой деятельности: дыхания, артикуляции, мимики, голоса и просодической стороны речи. В специальной литературе к минимальным дизартрическим расстройствам применятся термин «стертая дизартрия», так как они находятся в промежутке между дизартрией и дислалией.

Термин «стертая дизартрия» предложен О.А. Токаревой [Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 2007. - С.190-212.].

При МДР все симптомы проявляются в форме, которая находит нерезкое выражение. Основным симптомом «стертой дизартрии» является стойкое нарушение произношения, которое сложно поддается коррекции и негативно воздействует на формирование других сторон речи. Также у детей со «стертой дизартрией» наблюдаются расстройства в формировании интонационной структуры предложения.

К сожалению число специальных исследований, направленных на изучение вопросов овладения детьми дошкольного возраста речевым дыханием крайне мало. Данные, которые можно почерпнуть из литературы касаются только вопросов тренировок речевого дыхания и как правило ограниченны одними упражнениями, нацеленными на воспитание длительного выдоха через рот, произнесением как можно большего количества слов во время одного выдоха[Радина, Е. И. Роль беседы в воспитательной работе советского детского сада/ Е. И. Радина. - Известия АПИ РСФСР, 1948. [Электронный ресурс: https://studfiles.netpreview/3495120/page:25/],Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичёва. – М., 1989. [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0460/1_0460-1.shtml]].

Чуть более широко данный вопрос представляется в литературе, направленной на устранение основных дефектов речи (ринолалия, дизартрия, заикание), но и там главным образов внимание направленно на воспитание правильного речевого дыхания [Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп / В.И. Селиверстов. - [Электронный ресурс: http://pedlib. ru]].Подробное исследование кандидата педагогических наук А. И. 10 Максакова в связи с этим представляет значительный интерес для специалистов [Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е изд. / А.И. Максаков. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 156 с].

1.3. Условия формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей имеющих различные речевые нарушения. Наиболее часто встречающимся речевым нарушением является дизартрия. У детей дошкольного возраста с дизартрией обнаруживаются нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи, в том числе речевого дыхания. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания

Изучив выше научные труды авторов (Белякова Л.И., Голубева Г.Г., К.П.Бутейко и др) мы выявили необходимость создания специальных условий для формирования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Белякова Л.И. считает, что целенаправленное формирование правильного физиологического и речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Приведем некоторые из них:

Целью этих игр и упражнений является  формирование длительного и плавного речевого выдоха при произнесении гласных, согласных звуков, с постепенным усложнением  и удлинением при произнесении слогов, слов, предложений и фраз.

По мнению Голубевой Г.Г. очень интересный вид работы – это громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании произнесение детьми слогов. Работая с не читающими детьми, в этом виде работы применяются карточки-заменители, которые развивают логическое мышление и зрительный гнозис. Отрабатывая длительность выдоха на материале слов, предложений и стихотворных текстов, развивается словарный запас детей и память. Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса, предохраняя его от переутомления.

Формирование речевого дыхания предполагает и выработку воздушной струи.

В связи с тем, что произнесение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости, и в ее образовании участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой артикуляционной моторики  поводится работа по формированию направленной воздушной струи для постановки ряда звуков.[ Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. С. – П., 2000г.]

Такие авторы как Л.Кофлер, К.П. Бутейко, А.Н.Стрельникова говорят о том, что для формирования речевого дыхания также необходимо использовать статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. [Кофлер Л. Искусство дыхания как основа звукоизвлечения: Учебное пособие / Пер. с англ. Е. В. Вербицкой. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. 320 с.: ил.], [Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Авт.-сост. Т. Ю. Амосова.— М.: РИПОЛ классик, 2008.— 64 с.— (Здоровье и красота)].

Любые физические упражнения связаны с функцией дыхания. В широком смысле любые виды физических упражнений, в которых стимулируется дыхательная функция, можно считать дыхательной гимнастикой, в том числе лыжи, плавание, бег и др. Но в узком смысле, под дыхательной гимнастикой надо понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Дыхательные упражнения в большой мере относятся к сопряженным психофизическим упражнениям. В процессе дыхательных упражнений улучшается физическое развитие: развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, жизненная емкость легких, укрепляется «мышечный корсет» (мышцы рек, плечевого пояса, грудной клетки, позвоночника), формируется правильная осанка.

Одновременно дыхательные упражнения воздействуют на психическую сферу: развивается волевое внимание и его концентрация, память, мышление, воображение, речь (трехфазное дыхание – основа красивого голоса), выдержка, умение управлять своим поведением, умение согласовывать свои действия с действиями других ребят. Все это говорит о том, что процессом дыхания можно научиться управлять.

Дыхательные упражнения делятся на два вида: динамические и статические.

Статические упражнения - это упражнения, не сочетаемые с движением туловища и конечностей. Статические дыхательные упражнения выполняются в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа.

Динамические упражнения – это упражнения, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. Динамические дыхательные упражнения способствуют формированию навыков рационального сочетания дыхания с движением.[ Бутейко, Константин Павлович. Дыхание для вашего здоровья / К.П. Бутейко – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 224 с. – (Честно о здоровье).]

Также одно из необходимых условий формирования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является игровая форма проведения занятий и упражнений.

Л.И.Белякова говорит о том, что интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Они формируют сильную воздушную струю, повышают интерес детей-логопатов к дыхательной гимнастике, развивают фантазию и творческое воображение.[ Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.  Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004г].

Еще одним важным условием формирования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста является необходимость проведения дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме. [Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2-е издание, переработанное и дополненное - Москва, 2007].

О.Г.Ивановская и Л.Я. Гадасина утверждают, что использование сказок, также имеет важное значение для формирования правильного речевого дыхания. [Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольнлго и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издатльство «Каро», С.-П., 2007г.]

Сказка - популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка». Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — разными голосами.

Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен «сдуть» контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) . Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму. [. [«Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольнлго и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издатльство «Каро», С.-П., 2007г.]

Еще одним вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества является пение. Пение - форма дыхательной гимнастики, которая развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, снижение дыхательных энергозатрат [Певческое дыхание – Каталог статей (Электронный ресурс) – режим доступа: http://gnezdilovat

Белякова Л.И. говорит о Необходимости придерживаться следующих этапов работы по формированию речевого дыхания у детей с дизартрией: [Белякова, Л.И., Гончарова, Н.Н., Шишкова, Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М., 2004г.]

Цель первого этапа: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.

В процессе занятий дети получают знания о том, что: дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот. Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики - происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

Цель второго этапа: выработать у детей более глубокий вдох и более длительный выдох.

В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать. Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.

Цель третьего этапа: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха. На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем - согласные звуки.

Цель четвертого этапа: развитие речевого дыхания.

Этот этап является базовым в работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки. V этап. Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.

На данном этапе используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.

Максакова А.И. в своих работах ставит задачи по формированию правильного физиологического и речевого дыхания и говорит о том, что они решаются поэтапно[Максакова А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А.И. Максакова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С. 31-38.] :

В трудах Л.С. Волковой можно понять, что вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. [Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -- 680 с]

Виды этой работы:

Выводы по первой главе:

Речевое дыхание рассматривается как один из компонентов просодической стороны речи.

Формирование правильного речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с дизартрией - одно из важных направлений логопедической работы.

В ходе анализа теоретической литературы мы сделали вывод, что формирование речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нуждается в создании и соблюдении некоторых условий:

- включение в работу по формированию речевого дыхания различных видов и типов занятий;

- использование динамических и статистических дыхательных упражнений;

- поддержания интереса детей к заданиям с помощью создания игровой формы занятий;

- обязательное использование дыхательной гимнастики;

- использование сказок, песен, стихов;

- соблюдение поэтапности работы по формированию речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;

- решение поставленных задач в ходе работы по формированию речевого дыхания;

- взаимосвязь участников коррекционно – образовательного процесса (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников).

Глава 2. Содержание работы по формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

\

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области