Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Я познаю мир"

По данным опросов родителей дошкольников выявлена высокая потребность в получении ребенком социального опыта взаимодействия вне детского дошкольного учреждения. Предшкольный период это серьезный и ответственный этап, как для ребенка, так и для его родителей. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации к школьной жизни. Главный принцип образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. В программе «Я познаю мир» ребенку дается право сделать выбор, приобрести личный опыт, определить пространство взаимодействия с педагогом и сверстниками на основе уважения личности ребенка и в «формах, специфических для детей данной возрастной группы». Прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме активности, обеспечивающей гармоничное развитие ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

ПРИНЯТА

на заседании методического совета

от 10 июня 2021 года

Протокол № 6

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАУ ДО «ЦВР»

______________ Н.Н. Луканина

Приказ №131од от 11 июня 2021 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Я ПОЗНАЮ МИР»

Возраст обучающихся: 5,5 -7 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень: стартовый

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________ Махотина Л.В.

10 июня 2021 года

Автор–разработчик:

Жуликова Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования;

Солуянова Надежда Анатольевна,

концертмейстер

г. Новоуральск

2021 г

Основные характеристики

Направленность программы: социально-гуманитарная

Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Одним из основных принципов является «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека».

По данным опросов родителей дошкольников выявлена высокая потребность в получении ребёнком социального опыта взаимодействия вне детского дошкольного учреждения. Предшкольный период это серьезный и ответственный этап, как для ребенка, так и для его родителей. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации к школьной жизни.

Главный принцип образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. В программе «Я познаю мир» ребенку дается право сделать выбор, приобрести личный опыт, определить пространство взаимодействия с педагогом и сверстниками на основе уважения личности ребенка и в «формах, специфических для детей данной возрастной группы». Прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме активности, обеспечивающей гармоничное развитие ребенка.

Программа направлена на снижение рисков социальной адаптации ребёнка в условиях школьного обучения. С целью активизации познавательного процесса детей на занятиях используется музыкальное сопровождение. Музыка помогает установить контакт между детьми и взрослыми, между воспитанниками внутри группы, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняя коррекцию познавательных, психических и коммуникативных нарушений.

Адресат общеразвивающей программы. Программа «Я познаю мир» предназначена для детей от 5,5 до 7 лет, как посещающих детское образовательное учреждение, так и неорганизованных детей, с разным уровнем подготовки.

Условия набора детей: набор детей в учебные группы осуществляется на свободной основе и обусловлен наличием желания воспитанников и их родителей.

Режим занятий: учебная нагрузка в неделю 4 часа, режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа 30 минут.

Объём общеразвивающей программы – 144 часа.

Сроки освоения общеразвивающей программы 1 год, 9 месяцев, 36 недель.

Уровень программы – стартовый.

Перечень форм обучения очная с использованием дистанционных технологий учебная , группа (до 15 человек в группе).

Перечень видов занятий. Учебный процесс организован в форме учебных и открытых занятий, праздников, экскурсий, КВН. Особое внимание уделяется работе с родителями: проведение родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, индивидуальных консультаций, а также различных досуговых мероприятий.

Перечень форм подведения результатов освоения программы: итоговые и открытые учебные занятия, дидактические игры, диагностические игры.

Цель программы: формирование общей культуры личности, развитие интеллекта, чувств и эмоций, социальных качеств необходимых для успешной адаптации к жизни в новых условиях.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с окружающим миром, с первоначальными основами грамоты, математическими представлениями.

2.Прививать обучающимся первоначальные навыки парной и групповой работы в процессе познавательной деятельности

Развивающие:

Развивать творческое воображение, устойчивый интерес к занятиям разного вида деятельности, на основе использования дидактических игр и занимательного материала.

Задачи социально-коммуникативного развития.

Способствовать:

Задачи познавательного развития. Способствовать:

Задача физического развития. Способствовать развитию мелкой моторики.

Задачи речевого развития. Способствовать развитию

Задача художественно-эстетического развития. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка с помощью игровой деятельности

Воспитательные:

Воспитание адекватной самооценки, волевых качеств.

Учебный (тематический) план

Особенности содержания. Программа имеет 2 части.

1 часть «Я и окружающий мир»,

2 часть «Путешествие в город Буквоград».

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Раздел. Тема

Всего

Теория

Практика

Учебно-развивающий блок

62

38

20

Я и окружающий мир.

1 блок

1.1

1.2

1.3

1.4

Введение. Экскурсия по ЦВР.

Знакомство с окружающим миром.

Наша планета

Наша страна. Россия (знакомство-герб, флаг, гимн).

Наш город.

Я и моя семья. Традиции семьи. Семейные праздники. Музыкальный материал

Входной мониторинг

1

1

2

1

2

-

1

1

1

2

1

-

1

-

Педагогическое наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, открытые занятия

2 блок

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Представление о временных и сезонных изменениях.

Времена года. Атмосферные явления в природе (туман, дождь, град, снег, гроза).

Понятие: сутки, дни недели.

Знакомство: календарь, название месяцев, год, век.

Знакомство с часами.

Ориентировка в пространстве, во времени.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

-

-

-

-

1

3 блок

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Животный и растительный мир Урала.

Животные (дикие, домашние).

Знакомство с животным миром (птицы, домашние и перелетные)

Растения (дикорастущие, культурные, комнатные).

Взаимосвязь животного мира с природой.

Живая цепь в природе.

Текущий мониторинг

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

-

-

-

-

-

-

4 блок

1.1

1.2

1.3

Предметный мир

Знакомство с предметным миром.

Возникновение игрушки: уральской, дымковской.

Классификация предметов

Знакомство со школьными предметами.

1

2

1

1

1

1

-

1

-

5 блок

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Математические представления

Количество, счет.

Правила счета.

Счет в прямом и обратном порядке.

Знакомство со знаками

Практические действия с числами в порядке возрастания и убывания.

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

1

1

6 блок

1.1

1.2

1.3

Геометрические фигуры

Шар (конус, цилиндр, куб).

Волшебная линия: отрывистая. Азбука морзе.

Геометрия в природе.

1

1

2

1

-

1

-

1

1

7 блок

1.1

1.2

1.3

1.4

Решение задач

Знакомство с арифметической задачей.

Составление на наглядной основе и решение простых задач на сложение и вычитание.

Задачи-ловушки, с неполным условием.

Логические задачи. Задачи на сообразительность.

2

2

2

2

1

1

1

1

-

1

-

1

8 блок

1.1

1.2

1.3

1.4

Величина

Сравнение предметов.

Сравнение нескольких предметов, различных по величине (длине, ширине, высоте).

Измерительные приборы: линейка, метр, рулетка.

Измерение и определение с помощью условной меры объема жидких и сыпучих тел.

Знакомство с весами.

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

9 блок

1.1

1.2

1.3

Множество

Понятие множество

Объединение предметов во множества по определенному признаку.

Объединение и пересечение множеств.

1

2

2

1

1

-

-

1

1

10 блок

1.1

1.2

1.3

Ориентировка на листе бумаги

Ориентировка на листе бумаги по заданному условию.

Графические диктанты.

Деление предмета на части. Развитие глазомера.

2

2

1

-

1

-

1

1

1

11 блок

1.1

1.2

Ребусы

Знакомство с ребусами, красвордами.

Составление математических ребусов.

Заключительный мониторинг

2

2

2

1

-

2

1

2

Социокультурный блок

24

0

24

1

Формирование детского коллектива

8

0

8

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

Экскурсия по ЦВР. Знакомство с правилами поведения учащихся

Игровая программа «Осенние перевертыши»

Экскурсия в Экологический центр

День именинника. Чаепитие (осень, зима, весна)

Экскурсия в библиотеку.

Новогоднее представление

Фольклорный праздник «Широкая масленица».

Семейный праздник «Выпускной для детей 6-ти летнего возраста». Чаепитие

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Совместная работа с родителями

8

8

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

Родительское собрание по организации учебного процесса и комплектованию учебных групп

Анкетирование для родителей

Открытые занятия для родителей

Поздравление родителей и детей с Новым годом.

Веселые старты

Совместные занятия с родителями

Итоговые занятия для родителей

Индивидуальные консультации

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Азбука вежливости

8

8

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

Тематическое занятие, посвященное Дню Защитника Отечества. Изготовление поделок. Поздравление пап, дедушек

Тематическое занятие к международному женскому дню 8 марта. Изготовление подарков. Поздравление мам, бабушек

Экскурсия в художественную школу

Посещение выставок в ЦВР

Встреча с ветеранами ВОВ. Экскурсия к вечному огню. Возложение цветов

2

2

2

1

1

2

2

2

1

1

ИТОГО:

144

120

24

Содержание учебного (тематического плана

«Я и окружающий мир».

1.1. Тема: Введение. Экскурсия по ЦВР. Знакомство с окружающим миром.

Цель: Познакомить с ЦВР, создать эмоциональный настрой.

Содержание: Вводное занятие. Игра-путешествие в страну знаний. Экскурсия по ЦВР. Дидактическая игра «Назови себя», «Волшебный стол».

Музыкально-дидактическая игра «Картина оживает».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

1.2. Тема: Наша страна.

Цель: Упорядочить знание о нашей стране; ввести понятие «Родина», воспитывать чувство любви к родине.

Содержание: Беседа о нашей стране. Знакомство с флагом, гербом, гимном. Учить находить на карте и глобусе нашу страну. Традиции и культура нашей страны. Воспитывать уважение к разным национальностям и их обычаям.

Музыкальный материал «Гимн России» муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

1.3. Тема: Наш город.

Музыкальный материал: «Песня о Москве» муз. Г. Свиридова.

Цель: Закрепление знаний об исторических местах страны, родного города, традициях.

Содержание: Расширить знание детей о столице Родины, родном городе Новоуральске. Работа с глобусом и картой. Стихотворение Н. Бузуверова «Новоуральск». Открытки с культурными учреждениями города. Книга «Новоуральск». Дидактическая игра «Узнай, что это»

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

1.4. Тема: Я и моя семья.

Цель: Формирование положительных отношений к семье, изучение традиций семьи, происхождение рода, положительное уважение к старшему поколению.

Содержание: Рассматривание семейных альбомов. Рассказы детей о своих семьях. Участие детей и родителей в праздниках. Дидактическая игра «Угадай, чей дом».

Музыкально-дидактическая игра «Фотоаппарат», «То берёзка, то рябина», муз. Д. Кабалевский.

Формы текущего контроля усвоения программы:

2 блок «Представление о временных и сезонных изменениях»

2.1. Тема: Времена года. Почему происходит смена времен года.

Цель: Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе. Формирование умения ориентироваться во времени.

Содержание: Времена года. Игра, загадки, ребусы. Дидактическая игра «Узнай время года». Описательные рассказы о времени года. Показ опыта. Почему происходит смена времен года.

Музыкально-дидактическая игра «Вьюга», «Снежки», «Сорви яблоко». Песни: «Осень», «Зимняя песенка» муз. М. Красев, «Весна» муз. Г. Зингер.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

2.2. Тема: Понятие сутки, дни недели.

Цель: Формирование знаний о временных понятиях.

Содержание: Знакомство с сутками. Работа с глобусом. Дидактическая игра «Какое время суток изображено на картинке». Загадки. Дидактическая игра «Лови, бросай, дни недели называй».

Музыкальная игра «Часики»

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

2.3. Тема: Знакомство: календарь, год, название месяцев, век.

Цель: Дать знания с календарем, годом, названием месяцев, веком.

Содержание: Беседа. Загадки. Рассматривание календарей. Дидактическая игра «Угадай портрет месяца». Работа с раскраской. Музыкально-дидактическая игра «Найди свой цвет».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

2.4. Тема: Знакомство с часами.

Цель: Дать знаний о времени, различных способах измерения времени.

Содержание: Беседа из истории часов, виды часов, работа с циферблатом.

Музыкальная игра «Часы».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

2.5. Тема: Ориентировка в пространстве, во времени.

Цель: Формирование способности различать «слева», «справа», правую и левую руку.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Дидактическая игра «Солнышко», «Колобок», «Муха».

Музыкально-дидактическая игра «Найди куклу».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

3 блок «Животный и растительный мир средней полосы»

3.1. Тема: Животные (дикие, домашние).

Цель: Расширение представления детей о мире животных (дикие, домашние) через занимательные рассказы о них (исторические факты, рассказы о способностях животных).

Содержание: Беседа. Классификация животных. Составление описательных рассказов. Дидактическая игра «Мы их знаем».

Музыкальная игра «Звероловы и звери» муз. Е. Тиличеевой, «Еж и белка».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

3.2. Тема: Знакомство с животным миром (птицы, домашние и перелетные).

Цель: Закрепление понятия птицы (домашние, перелетные, зимующие, водоплавающие). Формировать интерес к птицам, расширять знания о них.

Содержание: Психологический этюд. Беседа. Игра «Зоопарк». Составление описательных рассказов. Дидактическая игра «Да и нет».

Музыкальная игра «Пастух и козлята»

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

3.3. Тема: Растения (дикорастущие, культурные).

Цель: Расширение знаний о дикорастущих и культурных растениях.

Содержание: Беседа. Классификация растений. Знакомство с Красной книгой. Дидактическая игра «Где растет», «Да и нет».

Музыкальная игра «За подснежниками», «Во-поле берёза стояла» РНП, «Комара женить мы будем» РНМ.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

3.4. Тема: Взаимосвязь животного мира с растительным.

Цель: Дать знания о взаимосвязи животного и растительного мира. Раскрыть понятия травоядные животные.

Содержание: Беседа. Животные Урала. Растения Урала. Взаимосвязь животных с растительным миром. Дидактическая игра «Угадай животное».

Музыкальная игра «Как на тоненький ледок».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

3.5. Тема: Живая, неживая природа.

Цель: Расширение знаний о живой и неживой природе.

Содержание: Беседа. Живая природа. Неживая природа. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Музыкальная игра «Холодно-тепло».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

4 блок «Предметный мир»

4.1. Тема: Знакомство с предметным миром.

Цель: Расширение представления детей о предметном мире.

Содержание: Беседа. Возникновение предметов на Земле. Классификация предметов. Роль предметов в жизни человека. Дидактическая игра «Угадай предмет по описанию».

Музыкальная игра «Звуки, которые нас окружают» (деревянный, бумажный, медный, хрустальный).

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

4.2. Тема: Классификация предметов.

Цель: Формирование способов классификации предметов по определенному признаку.

Содержание: Беседа. Дидактическая игра «Засели предмет в нужный дом».

Музыкальная игра «Где бывали?».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

4.3. Тема: Знакомство со школьными принадлежностями.

Цель: Расширение знаний детей о школе.

Содержание: Игра «Путешествие школа». Загадки. Ребусы. Дидактическая игра «Наоборот».

Музыкальная игра «Будь внимательным», «Смотри и повтори».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

5 блок «Математические представления»

5.1. Тема: Знакомство с числом.

Цель: Раскрыть понятие «число», дать знания об образовании числа.

Содержание: Беседа. Дидактическая игра «Веселый счет», «Назови последующее, предыдущее».

Музыкальная игра «Раз, два, три, четыре!» муз. Д. Левидова.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

5.2. Тема: Правила счета.

Цель: Формирование умения пользоваться различными правилами счета (прямом и обратном порядке).

Содержание: Беседа. Дидактическая игра «Снежинка», «Кто быстрее».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

5.3. Тема: Счет в прямом и обратном порядке.

Цель: Упражнять детей в количественном и порядковом счете до двадцати.

Содержание: Работа с числовым рядом. Дидактическая игра «Веселый счет», «Кто быстрее».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

5.4. Тема: Знакомство со знаками «+»,«-», «>», «<».

Цель: Знакомство детей со знаками «+» ,«-», «>», «<». Умение использовать при выполнении арифметических действий.

Содержание: Беседа. Практическая работа.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

5.5. Тема: Практические действия с числами в порядке возрастания и убывания.

Цель: Формирование умений производить практические действия с числами в порядке возрастания и убывания.

Содержание: Практическая работа. Работа с числовым рядом. Дидактическая игра «Заполни клеточки».

Музыкальная игра «Считалка» муз. А. Петрова, «Запомни цифру».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

6 блок «Геометрические фигуры»

6.1. Тема: Понятие многоугольника.

Цель: Дать знания о многоугольнике, уметь выкладывать на плоскости.

Содержание: Беседа. Знакомство с многоугольником. Практическая работа. Дидактическая игра «На что похоже».

Музыкальная игра «Рисуем четырехугольник». Формы контроля: педагогическое наблюдение.

6.2. Тема: Волшебная линия (прямая, ломаная).

Цель: Знакомство с прямой, ломаной линией.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Дидактическая игра «Продолжи по клеточкам». Формы контроля: педагогическое наблюдение.

6.4. Тема: Простейший анализ геометрических фигур.

Цель: Расширение знаний в различных способах анализа геометрических фигур.

Содержание: Игра «Собери нужную фигуру». Загадки. Геометрические фигуры разной формы. Выкладывание предметов.

Музыкальная игра «Рисуем треугольник».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

7 блок «Решение задач»

7.1. Тема: Знакомство с арифметической задачей.

Цель: Определение понятия арифметическая задача, отличие от рассказа, загадки, стихотворения.

Содержание: Беседа. Составление задач.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

7.2. Тема: Составление на наглядной основе и решение простых задач на сложение и вычитание.

Цель: Познакомить детей с решением простых задач на сложение и вычитание на наглядной основе.

Содержание: Беседа. Составление на наглядной основе задач. Условие. Вопрос. Решение. Ответ.

Музыкальная игра «Воробьи».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

7.3. Тема: Задачи нестандартного вида, задачи суждения

Цель: Развитие логического мышления.

Музыкальная игра «Запомни цифру».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

8 блок «Величина»

8.1. Тема: Сравнивание предметов по размеру (больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче).

Цель: Формировать умение сравнивать предметы между собой.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Сравнивание предметов путем наложения. Дидактическая игра «Каждому предмету свое окошко». М-д игра «По какому предмету»

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

8.2. Тема: Измерение и определение с помощью условной меры величины предметов (длины, высоты, ширины).

Цель: Учить с помощью условной меры определять величину предметов.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Сравнивание величин предметов с помощью условной мерки.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

8.3 – 8.4. Тема: Измерение и определение с помощью условной меры объема жидких и сыпучих тел.

Цель: Формировать умения с помощью условной меры определять величину предметов, объем жидких и сыпучих тел (сравнивая их по величине).

Содержание: Беседа. Практическая работа. Сравнивание объема жидких и сыпучих тел. М-д игра «Не зевай»,

Музыкальная игра «Где бывали?».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

9 блок « Множество»

9. 1. Тема: Множество.

Цель: Формировать умение группировать предметы по определенному признаку.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Объединение множеств по определенному признаку. Формы контроля: педагогическое наблюдение.

9.2. Тема: Объединение и пересечение множеств.

Цель: Формировать умения объединять предметы по определенному признаку.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Объединение предметов. Пересечение предмета. Формы контроля: педагогическое наблюдение.

10 блок «Ориентировка на листе бумаги»

10.1. Тема: Ориентировка на листе бумаги по заданному условию.

Цель: Формирование умения ориентироваться на листе бумаги по заданному условию.

Содержание: Беседа. Дидактическая игра «Дорисуй узор». Ориентировка в клетках.

Музыкальная игра «Веселый колокольчик».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

10.2. Тема: Графические диктанты.

Цель: Развитие глазомера.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Рисование узора.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

10.3. Тема: Деление предмета на части. Развитие глазомера.

Цель: Показать различные способы деления предмета на части.

Содержание: Беседа. Практическая работа. Деление предметов.

Музыкальная игра «Раз, два, три, четыре».

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

11 блок «Ребусы»

11.1. Тема: Ребусы.

Цель: Развитие логического мышления.

Содержание: Знакомство с ребусом. Составление ребусов. Отгадывание ребусов.

Музыкальная игра «Доскажи словечко» муз. Т. Хренникова, «Исправь ошибку» муз. Анисимовой.

Песни для слушания: «Чему учат в школе», «Я хочу учиться» муз. А. Долуханян, «Урок» муз. Т. Попатенко, «В школу» муз. Е. Тиличеевой, «Мы теперь ученики» муз. Г. Струве,

«Бравые солдаты» муз. Е. Тиличеевой, «Мамин праздник» муз Ю. Гурьева.

Формы контроля: педагогическое наблюдение.

Социокультурный блок

1. Формирование детского коллектива

1.1. Экскурсия по ЦВР. Знакомство с правилами поведения учащихся

1.2. Игровая программа «Осенние перевертыши»

1.3. Экскурсия в Экологический центр

1.4. День именинника. Чаепитие (осень, зима, весна)

1.5. Экскурсия в библиотеку.

1.6. Новогоднее представление

1.7. Фольклорный праздник «Широкая масленица».

1.8. Семейный праздник «Выпускной для детей 6-ти летнего возраста». Чаепитие

2 Совместная работа с родителями

2.1. Родительское собрание по организации учебного процесса и комплектованию учебных групп

2.2. Анкетирование для родителей

2.3. Открытые занятия для родителей

2.4. Поздравление родителей и детей с Новым годом.

2.5. Веселые старты

2.6. Совместные занятия с родителями

2.7. Итоговые занятия для родителей

2.8. Индивидуальные консультации

3 Азбука вежливости

3.1. Тематическое занятие, посвященное Дню Защитника Отечества. Изготовление поделок. Поздравление пап, дедушек

3.2. Тематическое занятие к международному женскому дню 8 марта. Изготовление подарков. Поздравление мам, бабушек

3.3. Экскурсия в художественную школу

3.4. Посещение выставок в ЦВР

3.5. Встреча с ветеранами ВОВ. Экскурсия к вечному огню. Возложение цветов

Ожидаемым практическим результатом программы предполагается рассматривать адаптационную готовность ребенка к новым условиям, сформированность достаточного уровня познавательной активности, способствующей успешному познанию окружающего мира.

Организационно-педагогические условия

Календарный учебный график

Учебный год составляет 36 недель

1 полугодие – 17 недель с 1 сентября по 30 декабря

2 полугодие – 19 недель с 10 января по 27 мая

Каникулы с 31 декабря по 9 января.

Материально-техническое обеспечение

У каждого ребенка

Оборудование и материалы:

Кадровое обеспечение

Обучение по программе может вести педагог, имеющий педагогическое образование, опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками, обладающий следующими личностными качествами:

Педагог дополнительного образования

Жуликова Татьяна Михайловна

Педагогический стаж: 39 лет.

Квалификационная категория: первая.

Концертмейстер

Солуянова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж 39 лет.

Методические материалы

В качестве дидактических материалов используются

Учебные плакаты, картины по темам: «Времена года»; «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Птицы перелётные»; «Птицы домашние»; «Птицы зимующие».

Схемы и таблицы для составления загадок, ребусов, кроссвордов.

Краткое описание методики

Возраст детей, участвующих в реализации программы, возрастные особенности:

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, посещающих детское дошкольное учреждение и неорганизованных детей с разным уровнем развития. Данный возраст характеризуется прохождением третьего возрастного кризиса, предполагающего формирование инициативности и социализации ребенка. В общении детей со сверстниками складываются устойчивые избирательные предпочтения; ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, становится возможным личностное отношение к сверстнику. Ребенок стремится включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию (позиция ученика).

Отличительная особенность программы. Основная идея программы – в свободной коммуникации и игровой деятельности подготовить дошкольника к школьной жизни. В процессе занятий поддерживается творческо-познавательная активность ребенка. Закрепляется и трансформируется в познавательную активность природное любопытство ребенка. Познание становится сознательным.

С целью активизации познавательного процесса детей на занятиях используется музыкальное сопровождение. Музыка помогает установить контакт между детьми и взрослыми, между воспитанниками внутри группы, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняя коррекцию познавательных, психических и коммуникативных нарушений. Развиваются все виды памяти: аудиальная, визуальная, кинетическая. В сочетании музыкальной и познавательной активности детей развитие видов памяти происходит гармонично.

Программа «Я познаю мир» способствует установлению контакта между детьми, влияет на благоприятный климат адаптации и мотивации в школьную жизнь. Это даёт возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Ребенок постепенно учится взаимодействию с педагогом в учебном процессе, учебной работе в детском коллективе. Таким образом, формируются необходимые для начальной школы учебные и коммуникативные навыки.

Особенности содержания программы.

Содержание программы разделено на две части. Основная идея первой части «Я и окружающий мир» – познание окружающего мира, через специально организованные занятия с использованием схем.

Освоение содержания поможет ребенку познать не только окружающий мир, но и анализировать и синтезировать информацию, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать и конкретизировать. Темы, которые изучаются в этом блоке, направлены на развитие познавательной активности ребенка. На успешность обучения ребенка влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и развивать познавательную активность. Перспективным и важным является проблемно - поисковый метод обучения. Организация занятий способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Цель второй части «Путешествие в город Буквоград» – познакомить детей со всеми буквами русского алфавита, формировать их правильное произношение, развивать фонематический слух. В основе обучения лежит познавательный процесс. Обучение первоначальному чтению осуществляется на основе современного аналитико-синтетического метода, который носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает речевое развитие детей. На занятиях дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слоге, связь между ними. Они учатся обозначать звуки буками, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов. Параллельно дети учатся обозначать звуки печатными буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. На занятиях развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих.

Дети учатся выступать перед группой детей - отвечать на вопросы педагога, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за окружающим миром, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин.

В процессе проведения занятий по обучению грамоте у детей формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой деятельности. Дети начинают овладевать сознательным, правильным слоговым чтением, элементарными

умениями работы с текстом, книгой. Учитывая разный уровень подготовки детей, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и развитию речи. На занятиях педагог разнообразит виды деятельности с учетом психофизиологических особенностей детей 5,5 - 7 лет, использует занимательный материал, включает игровые ситуации, музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного задания на другое. Будут знать:

Дети научатся:

Планируемые результаты в области речевого развития дети могут

Дети имеют представление

- осознают основное отличие звуков и букв (звуки произносим, буквы пишем).

Планируемые результаты в области познавательного развития у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к учебной деятельности.

Дети имеют представление:

Планируемые результаты в области социально-коммуникативного развития.

Личностные:

Планируемые результаты в области художественно-эстетического развития:

2. Формы аттестации и контроля и оценочные материалы

Формы учёта результатов освоения программы: мониторинг, протоколы педагогических наблюдений, «Личная карта ребёнка».

Результативность реализации данной программы оценивается с помощью системы мониторинга, который включает в себя:

Оценочные материалы. Критерии оценивания результатов освоения программы

Адаптационная готовность ребенка понимается как комплекс аспектов личностного развития воспитанника. В качестве составных компонентов готовности рассматриваются три составляющих: личностная, волевая, интеллектуальная.

Составляющие

Содержание

Методы диагностики

Личностная готовность

Произвольность поведения

«Личная карта ребёнка»

Сформированность самооценки и мотивации к обучению (познавательной и социальной)

Активность, инициативность

Самостоятельность, ответственность

Умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Составляющие

Содержание

Методы диагностики

Интеллектуальная готовность

Развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления.

тестирование по пособию "Большая книга тестов" С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.

Диагностика познавательных способностей» Л.Ф.Тихомирова; «Диагностика коммуникативной сферы» (автор Лисина);

Овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог).

Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).

Возникновение децентрации (учет позиции другого человека при анализе ситуации)

Овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры)

Составляющие

Содержание

Методы диагностики

Волевая готовность к школе

Готовность к присвоению правила, заданного взрослым, в самостоятельную деятельность

«Диагностика коммуникативной сферы» (автор Лисина);

Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, сформированность самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. Учебное содержание и учебная задача должны быть не просто выделены и поняты ребенком: они должны стать мотивом его собственной учебной деятельности.

Волевая готовность к школе – способность к подчинению правилам и требованиям взрослого, готовность к присвоению правила, заданного взрослым, в самостоятельную деятельность, и тогда правило взрослого становится внутренним регулятором действий ребенка.

Таким образом, готовность к школьному обучению обеспечивается высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной и волевой сферы.

Ожидаемым практическим результатом программы предполагается рассматривать:

Готовность ребенка к обучению в школе, сформированность достаточного уровня познавательного интереса для решения учебных задач, с эмоциональным откликом. Учебное содержание и учебная задача должны быть не просто выделены и поняты ребенком: они должны стать мотивом его собственной учебной деятельности.

Список литературы
Нормативная база. Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеразвивающей программы являются следующие документы:

Литературы для педагогов

Литература для обучающихся

Аннотация

Программа рассчитана на детей 5,5 -7 лет. Программа «Я познаю мир» рассчитана как детей посещающих детское образовательное учреждение, так и неорганизованных детей, с разным уровнем подготовки.

Программа направлена на снижение рисков социальной адаптации ребёнка к условиям школьного обучения.

В программе «Я познаю мир» ребенку дается право сделать выбор, приобрести личный опыт, определить пространство взаимодействия с педагогом и сверстниками на основе уважения личности ребенка и в «формах, специфических для детей данной возрастной группы». Прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах активности, обеспечивающих развитие ребенка.

Сроки освоения программы – 1 учебный год, 9 месяцев, 36 недель.

Форма организации и режим занятий: учебная группа (до 15 человек в группе), учебная нагрузка в неделю 4 часа, режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность учебного часа 30 минут.

Программа «Я познаю мир» поможет сформировать определенный уровень:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области