Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Из опыта работы «Продуктивной деятельности с детьми ОВЗ, как средство развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

ЦельСоздать условия для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей детей ОВЗ. Практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста. ЗадачиЗадачи Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук - Знакомить со свойствами материала · Развивать навыки лепки простых форм цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д. и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы овощи, фрукты и т.д. · Развивать мышления и воображения. · Развивать внимание. · Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Из опыта работы

«Продуктивной деятельности с детьми ОВЗ, как средство развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования согласно требованиям ФГОС является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития дошкольников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в обществе.

Актуальность исследования.

Степень развития мелкой моторики у ребёнка с ОВЗ определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стирает вручную, не замешивает тесто, не режет овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках. А на футболках и толстовках, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застёгивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. А ведь ручная умелость даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности. При поступлении ребенка в сад и школу, недостаточное развитие мелкой моторики вызовет трудности в овладении письмом. Это может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, что может привести к возникновению негативного отношения к саду и школе, снижению учебной мотивации.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое.

ФГОС на этапе завершения дошкольного образования предполагает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности и наличие у них определённых характеристик социальных и психологических в виде целевых ориентиров.

И поэтому, наша задача - способствовать развитию у ребёнка - дошкольника с ОВЗ следующих целевых ориентиров:

- у ребёнка развита мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Проблема исследования. Продуктивные виды деятельности с детьми ОВЗ, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые-физиологи как И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, исследователь детской речи – М.М. Кольцова, педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.

Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – это движение мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика.

В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики изучали многие педагоги и учёные. Они доказали, что моторика тесно связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка и играет важную роль для его общего развития и подготовки к школе. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

На данный момент существует достаточное количество разработанных программ по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, но форма организации и реализации данных программ в недостаточной степени охвачена в образовательной деятельности и не всегда соответствует принципам и задачам ФГОС ДО. На мой взгляд, использование «Лего»- конструирование и тесто пластика технологии в среднем дошкольном возрасте дает большие возможности для развития мелкой моторики рук, воображению, социально-коммуникативных способностей и формирования предпосылок к учебной деятельности при взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Цель работы – разработка системы работы по развитию художественно-эстетической сферы у детей дошкольного возраста через тесто пластику и с помощью специально-организованного взаимодействия с детьми, родителями и педагогами.

Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ будет более эффективна, если будут дополнительные занятия в виде кружковой работы по тесту пластике. Лепка из соленого теста. И «Лего» конструированию в свободной деятельности дошкольника в образовательном процессе

В связи с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

Условия проведения исследования: данное исследование осуществлялось в три этапа:

Инновация исследования работы заключается в применении нетрадиционных техник и материалов в работе с детьми. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая особенности современных детей ОВЗ (гиперреактивность, не умение сосредотачиваться на одном конкретном деле, привязанность к гаджетам), для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.

В соответствии с требованиями ФГОС предполагается использование разнообразных материалов и средств в художественной деятельности.

Поэтому мы включили в свою работу нетрадиционные техники лепки из соленого теста как одни из вида изобразительной деятельности дошкольника. Дети использовали в своих работах такие материалы, как влажные салфетки, стейки, краски, кисти, зубочистки, соленное тесто, лак. Я считаю, что нетрадиционные техники лепки привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться.

Организационный этап (сентябрь-октябрь 2020года). Анализ результатов диагностики выявил определенные проблемы, и стало очевидным, что необходим поиск актуальных, эффективных приемов и создание оптимальных, благоприятных условий для развития художественно-эстетических способностей дошкольников. На этом же этапе проходила организация соответствующей предметно – развивающей среды: подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей.

Свою практическую деятельность по реализации теста пластики я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме лепки. За 2018-2019 учебный год я разработала и реализовала 6 игр с детьми среднего возраста по лексическим темам: «Сад, огород», «Дикие и домашние животные», «Игрушки», «Посуда», сказку «Теремок».

Первая игра «Сад, огород» у нас состоялась в осенний период. В которой ребята почувствовали себя настоящими героями. На память о нашей первой игре мы с ребятами создали красочный запас муляжей из соленного теста из фруктов и овощей, с самыми яркими событиями прошедшей игры.

В конце зимы все дети находились в ожидании нового года, это с подвигло нас к подготовке игры «Игрушки». Это приключенческая игра, где необходимо было выполнять различные задания, для изготовления любимой игрушки. Погружение в атмосферу поиска было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

Также я организовала и провела: семинар-практикум для воспитателей «Тесто пластика» — современные игровые технологии в ДОУ», Мастер-класс для родителей основные этапы приготовления соленого теста, окрашивание, сушка. Разработаны игры и упражнения для развития мелкой моторики детей.

С родителями организовала и провела проектную работу по созданию проекта сказки «Теремок».

Работа с родителями ведется в рамках просвещения в тесном взаимодействии с воспитателями по тематическому планированию, при этом формы взаимодействия самые разнообразные. Для организации внеурочной деятельности с родителями мы сначала разработали программу и тематику с набором заданий для родителей. Потом поместили объявление о предстоящем кружке в родительском уголке, желающие посещать и принять участие в кружке, должны были подать заявки воспитателю. Затем мы провели инструктаж родителей по прохождению кружка по тесту пластике «Мукасолька». Семьи, участники кружка, выполняли все задания и находили ответ на главный вопрос.

III. Заключительный этап (май 2021 года). Повторное диагностическое обследование детей среднего дошкольного возраста по выявлению уровня форсированности художественно-эстетической сферы свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.

При анализе диагностического материала я особо выделила критерий «умение слушать и выполнять инструкцию» и «умение взаимодействовать в группе». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично. С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива.

Мы заметили, что работа с тестом формирует у ребёнка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу.

Мы всегда стараемся поддерживать у детей уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области