Развитие детей старшего дошкольного возраста
через интерактивные игры
Интерактивные игры – это игры с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий. С одной стороны, внедрение таких игр в образовательный процесс в рамках дошкольного образовательного учреждения – это требование федерального образовательного стандарта. С другой – это объективное требование времени, с учетом, как развития современных информационных технологий, так и их все возрастающей роли в повседневной и общественной жизни и профессиональной деятельности. Кроме того, в последние полтора года с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки возросла роль дистанционных образовательных технологий, частью которых являются интерактивные игры.
Современные дети живут в окружении техники, тесно связанной с информационно-коммуникационными технологиями и процессами. Не только компьютер и смартфон, но уже даже бытовая техника взаимодействует с человеком посредством таких технологии. Дети интуитивно осваивают возможности телефонов и компьютеров, но, зачастую, используют их не во благо, а себе во вред. Задача взрослых – воспитателей и родителей – направить в конструктивное русло эти технологии, заставить их служить развитию дошкольника.
Для этого, очевидно, необходимо сделать взаимодействие дошкольников с информационно-коммуникативными технологиями организованным, систематическим, органически внедрять его в процесс воспитания и обучения детей.
Прежде всего, хотелось отметить достоинства интерактивных игр. В первую очередь, игры с использованием ИКТ – яркие и анимированные, что для дошкольников является крайне важным фактором.
Также интерактивные игры:
С применением ИКТ можно организовывать и проводить разные игры: обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические), досуговые (игры-развлечения, интеллектуальные игры). В принципе, тип игры может быть любой, основное условие одно для всех – в случае применения ИКТ речь идет только об играх с фиксированными правилами, т.е. играх, инициированных педагогами.
Для проведения интерактивных игр необходимо обеспечить материальную составляющую – компьютер, интерактивную доску, проектор и экран, интерактивный пол и т.п. и методическую – то есть разработку самой игры, ее правил и ее воплощение с помощью какого-либо программного продукта – например, Microsoft PowerPoint, а также разнообразные онлайн-конструкторы и тренажеры, типа е-Треники, LearningApps и другие. Каждый педагог может подобрать для себя максимально удобный продукт, тем более, что у большинства таких программ есть бесплатные версии.
По сути, использование компьютерных технологий в ДОУ – это вопрос создания электронно-информационной образовательной среды, с одной стороны, и наличие необходимых компетенций у педагогов – с другой.
Интерактивная игра — это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция т. е вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, интерактивной доской и т. д. Красочное оформление программ, и анимация стимулируют интерес воспитанников к познавательной деятельности, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества и продуцируют ситуации успеха. Кроме того, взаимодействие коллектива детей в момент освоения программ и прохождения группового задания, способствует сплачиванию, формированию командного духа, умения работать в команде.
Интерактивные игры – это не только увлекательное занятие для детей, способствующее, к тому же, их развитию, но и большое подспорье в работе педагога.
Во-первых, использование ИКТ значительно экономит временные ресурсы, в том числе и за счет большого количества игр-тренажеров. С одной стороны, педагог только меняет содержание (контент) игры, используя программные возможности, что значительно быстрее, чем создавать игру с полностью с нуля, с другой – используя интерактивные игры-тренажеры можно быстро и многократно отрабатывать закрепляемые умения и навыки. Тут же реализуется дифференцированный – воспитанникам можно давать игры разного уровня или типа с учетом их личностных особенностей – и индивидуальный – каждый ребенок может работать в своем темпе и совершить такое количество попыток игры, сколько необходимо лично ему – подходы. С помощью ИКТ легче создавать учебные ситуации, в которыхдеятельность детей реализуется в игровой форме.
Во-вторых, компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию преподавателя, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения).1
В-третьих, интерактивные игры позволяют формировать обобщенные приемы умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач, в том числе и за счет высокой скорости обновления дидактического материала на экране. Ведь перелистнуть слайд гораздо быстрее, чем разложить новые карточки или продемонстрировать наглядный материал другими способами.
В условиях пандемии, как уже было сказано, использование интерактивных игр в дистанционном формате позволяет не прерывать образовательный и воспитательный процесс, но также – это еще и возможность активизировать взаимоотношения с родителями, совместную работу с ними.
Работа с ИКТ, разработка интерактивных игр – это вызов современному педагогу, что позволяет ему реализовывать свои творческие способности в высоко востребованной и оцениваемой в обществе сфере (с учетом общей тенденции информатизации общества), оставаться современным, а значит – соответствовать предъявляемым обществом и государством требованиям.
Цифровые технологии в современном мире во всем его проявлении – это не только инструмент по решению каких-то задач или способ взаимодействия, это, по сути, среда существования, которая открывает большие возможности для обучения в течение всей жизни в удобное для обучающегося время и в комфортном режиме.
O том, какое значение для системы образования Российской Федерации на всех ее уровнях, имеет цифровизация и информатизация, говорит тот факт, что начиная с 2012 года государственная программа «Развитие образования» включает в себя ряд проектов (по срокам реализации) – «Современная цифровая образовательная среда» (2013-2020 гг.), «Цифровая образовательная среда» (2018-2024 гг.).
Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию.2
Использованная литература:
Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. – 2018. – №. 8. – С. 107-113.
Малкова Е.В. Использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ // Урок.рф // URL : https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_interaktivnih_igr_v_obrazovatelnom_193500.html (дата обращения: 19.10.2021).